АЛМАТЫ. 9 апреля. КАЗИНФОРМ
Дипломатической службе независимого Казахстана в этом году исполнилось 20 лет. О том, как она создавалась, как формировались отечественные кадры, Казинформу рассказал известный отечественный дипломат Вячеслав Гиззатов: – Сразу же после объявления независимости, в Алматы из Москвы прибыла группа профессиональных дипломатов-казахстанцев, так называемый "московский десант" во главе с Толеутаем Сулейменовым. Тогда в МИД Казахстана работало не более 30 человек, включая технический персонал. Большинство из них не имело опыта дипломатической работы, так как МИД Казахстана, как и других союзных республик, не был вовлечен в реальный процесс выработки и осуществления внешней политики, а лишь эпизодически выполнял декоративно-протокольные функции по приему изредка наезжавших иностранных гостей. Поэтому возникла острая потребность в кадрах, которых приходилось обучать на ходу. Многие из них с годами стали профессионалами, возглавляют МИД и его подразделения, дипмиссии за рубежом. За эти годы был создан Институт казахстанской дипломатии, налажено сотрудничество с иностранными учебными заведениями, такими, как Дипломатическая академия РФ, аналогичные учебные заведения Австрии, Испании и других стран. Но лучшим учителем, как известно, является практическая работа. Сегодня за рубежом действует более 70 посольств и дипломатических миссий Казахстана, мы представлены в крупнейших международных организациях – таких, как ООН, ОБСЕ, ОИС, в структурах СНГ, в ОЭС и других. Словом, сегодня Казахстан располагает хорошо подготовленным и обладающим профессиональным опытом дипкорпусом, способным глубоко понимать тенденции мирового развития и адекватно реагировать на вызовы времени. А время ныне не простое. Глобализация, коммуникационная революция резко ускоряют и придают всемирные масштабы многим процессам, стирают национальные границы. Одновременно размываются такие, казалось бы, незыблемые ценности, как суверенитет государств, их территориальная неприкосновенность: всеобщее и доминирующее значение приобретают права человека, которые начинают превалировать над правами государства и т.п. Различные "весны" и "цветные" революции, несущие на себе печать внешнего влияния, зачастую служат целям вмешательства посторонних сил во внутренние дела суверенных государств, их силовой "демократизации" – без учета исторических традиций и социальной структуры населения. Современный дипломат должен обладать, на мой взгляд, не только хорошей подготовкой, но и умением анализировать, видеть за событиями тенденцию, предвидеть их последствия. Разумеется, он должен обращаться на "ты" с сегодняшним коммуникационным инструментарием. И самое главное – он должен быть патриотом своей страны, не только стремящимся отстаивать и обеспечивать ее интересы за рубежом, но и уметь это делать на высоком профессиональном уровне. Не зря система внешнеполитического ведомства называется "дипломатической службой". Суть деятельности дипломата состоит в служении Отечеству. Такой она была во все века, такой будет всегда. На заре независимости не были редкостью карьерные взлеты сравнительно молодых дипломатов, что характерно для революционного времени в условиях кадрового голода. Но такие периоды длятся, как правило, не долго, затем наступает время эволюционного развития, когда дипломат постигает секреты своей профессии по мере прохождения службы, продвигается по служебной лестнице шаг за шагом и становится, как принято говорить, карьерным, т.е. профессиональным дипломатом. Именно на это направлена существующая почти во всех странах система рангирования дипломатов, т.к. дипломатическое сообщество – это традиционный социум, базирующийся на выработанных веками традициях. И в казахстанской дипломатии наступило такое время. Важно оценивать и продвигать людей по их деловым и личным качествам, не допустить в свои ряды разлагающую практику коррупции и непотизма, которые ведут к деградации любого государственного механизма. – Вы активно участвовали в разработке внешнеполитического курса страны. Как, на Ваш взгляд, он будет развиваться в дальнейшем? – Внешняя политика Казахстана изначально формировалась как многовекторная, что было естественно для геополитического положения страны и необходимо для ее утверждения как полноценного члена международного сообщества. Почти сразу же многовекторность нашей политики подверглась критике и нападкам. Одни утверждали, что нельзя дружить со всеми (не понятно, почему нельзя), другие требовали определиться с союзниками (хотя они у нас были и есть с первых дней независимости), третьи саркастически смеялись. Сегодня всем очевидно, что без последовательного проведения многовекторной внешней политики Казахстан не состоялся бы как признанный всеми и уважаемый в мире член семьи народов. Инициируемые в течение многих лет интеграционные инициативы Казахстана начали обретать практические черты и воплощаются в евразийские региональные структуры – такие, как Таможенный союз Казахстана, Беларуси и России и Единое экономическое пространство. Означает ли это трансформацию многовекторной внешней политики в моновекторную? В определенной мере – да. Тем более, если принять во внимание договоренности в рамках ОДКБ о координации внешнеполитических шагов и создании наднациональных органов ЕЭП. Но отбрасывать многовекторность нельзя: в силу своей природы она объективно способствует тому, чтобы Казахстан мог отстаивать свое равноправное положение в интеграционных структурах. Другое дело, насколько твердо и эффективно это делается. Думаю, что интеграционный курс нашей внешней политики будет и дальше укрепляться, но вместе с тем надо сохранить и ее многовекторный характер, который и впредь должен служить интересам страны и ее независимости. – Какие задачи стоят перед казахстанской дипломатией в ХХI веке? – Задачи дипломатии вытекают из целей внешней политики страны, которые могут меняться на различных этапах ее развития. В самой общей формулировке эти задачи состоят в том, чтобы средствами дипломатии обеспечить благоприятные внешние условия для поступательного социально- экономического развития Казахстана. 21 век только начался, и при нынешних темпах прогресса человечества, которые будут только ускоряться, вряд ли можно говорить об этих задачах на такую длительную перспективу. Уверен, обеспечение суверенитета и независимости страны, ее полноценного участия в развитии цивилизации в сотрудничестве с другими нациями, в пользовании ее благами, является достойной задачей для казахстанской дипломатии – независимо от тех или других конкретных целей, которые будут стоять перед страной. – Вы провели множество переговоров. Какие из них дались наиболее трудно? – Из своего опыта скажу: легких переговоров не бывает: одни – трудные, а другие – еще более сложные, хотя у дипломатов существует мнение, что есть партнеры, очень трудные для переговоров. Вспоминается мой первый опыт переговоров с иранцами. В мае 1994 года состоялся первый официальный визит Премьер-министра РК в Иран. Как принято в таких случаях, за неделю до визита в Тегеран была направлена довольно представительная передовая группа во главе с заместителем министра по внешнеэкономическим связям. Планировалось подписание ряда документов экономического и финансового характера. Я прилетел в Тегеран с основной делегацией вместе с Премьер-министром (в то время я был заместителем министра иностранных дел). Разместились в гостевой резиденции и приступили к работе. Из доклада руководителя передовой группы стало ясно, что ни один документ не согласован экспертами и, следовательно, не готов к подписанию. Но это не вызвало у меня особой тревоги, у нас еще имелось три дня до завершения визита. Тем не менее, решил подключиться к работе по согласованию документов. Первый же день переговоров показал справедливость сетований руководителя передовой группы. Я понимал, что собеседники хотели бы добиться односторонних уступок, однако, как принимающая сторона, они не меньше, а может, даже больше нас были заинтересованы в успехе переговоров. Исходя из этого, я предложил придерживаться следующего порядка работы: на правах гостя я зачитываю проекты документов, и если иранская сторона по любому из них вновь поднимет ранее отвергнутую нами формулировку, то снимаю весь документ с дальнейшего рассмотрения... Через пару часов все документы были согласованы и парафированы. Визит завершился успешно. Был подписан целый ряд важных соглашений по различным направлениям экономического сотрудничества. Довольно трудными были переговоры по правовому статусу Каспийского моря. Проблема сама по себе сложная. В переговорах участвуют пять стран, среди них такие тяжеловесы, как Россия и Иран. В ходе каспийского переговорного марафона бывало всякое. Но самое главное – удалось защитить интересы Казахстана и наши законные права. – Чем Вы занимаетесь сейчас? – Являюсь руководителем казахстанской правительственной делегации в Совместных комиссиях с Россией, Кыргызстаном, Туркменистаном и Узбекистаном по демаркации государственной границы. Занимаюсь этой работой с 2005 года. Граница с Туркменистаном полностью демаркирована, и идет подготовка итоговых документов к подписанию, с Узбекистаном и Кыргызстаном работа близка к завершению, а с Россией демаркирована почти половина 7,5 тысячекилометровой границы. – Благодарим Вас за интервью и поздравляем с юбилеем – вашим 70-летием. |