NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 01:32 ast
23:32 msk

"Силовые методы еще долгое время не утратят свою актуальность"
К.Джанбурчин: С 2005 года в Казахстане предотвращено более 40 терактов. К сожалению, угроза совершения новых терактов существует. И об этом не стоит забывать. При этом некоторые экстремистские идеи последователи радикальных религиозных течений черпают в том числе из Интернета
09.10.2012 / интервью

Владимир СЕВЕРНЫЙ, "Мегаполис", 8 октября

Количество приверженцев экстремистских идеологий как в мире в целом, так и в нашем регионе увеличивается. Что делать в такой непростой обстановке? Заместитель секретаря Совета безопасности РК – заведующий секретариатом СБ Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН в беседе со специальным корреспондентом "Мегаполиса" советует очнуться от спячки, но во что бы то ни стало сохранять спокойствие и железную выдержку.
– Казахстан территориально расположен в очень не простой географической зоне, – начинает разговор Козы-Корпеш Джанбурчин, – где нерешенными остаются многие вопросы в сфере водопользования, энергетики, транспортного обеспечения и ряде других сфер. Все это является предметом рассмотрения на заседаниях Совета безопасности, по итогам которых принимаются оперативные решения в области обеспечения национальной безопасности, особенно по вопросам внутренней, внешней и военной политики.
– Козы-Корпеш Есимович, мы давно с вами знаем друг друга. Еще по службе в армии. И "Мегаполис" вы читаете регулярно, насколько я знаю. Уверен, что уже догадались, какой вопрос прозвучит первым?
– Конечно, догадался. Про Челаха начнете меня выспрашивать. Всем ведь журналистам интересно знать, что на самом деле произошло на том временном пограничном посту.
– Да, ситуация вокруг "Арканкергена" все еще на первом плане, несмотря на то, что 4 месяца прошло с тех пор. Абсолютно непонятно, что там произошло. Владислав Челах то признается в убийстве 15 человек, то все отрицает. То говорит, что признательные показания из него выбивали силой, то вдруг отказывается от очной ставки с теми, кто на него оказывал давление. Недавняя ситуация в Иле-Алатауском нацпарке тоже очень беспокоит людей. Какова реакция Совета безопасности на все эти современные вызовы и угрозы?
– Уголовные дела, возбужденные по этим фактам, находятся на особом контроле. Это первое, что я хочу вам сказать. Возглавляемое Генеральной прокуратурой расследование ведется совместными следственно-оперативными группами из числа наиболее опытных сотрудников органов прокуратуры, национальной безопасности и внутренних дел. Принимаются все меры к полному, объективному и всестороннему расследованию дел, установлению действительной картины событий и виновных лиц.
– Почему никто из официальных лиц об этом не рассказывает?
– Это не совсем так. Органами расследования осуществляется информирование общественности о ходе расследования и промежуточных результатах. Правда, по мере возможности. Наверное, этой информации вам, журналистам, недостаточно. Но нам всем следует дождаться завершения расследования, которое должно дать исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы и судебного процесса. Сохраняйте выдержку и терпение. Больше по этому поводу ничего добавить не могу.
– Хорошо. Понимаю. Тогда прошу вас ответить хотя бы коротко, что именно делается Советом безопасности для стабилизации положения в стране? Какие принимаются меры на самом высоком уровне, какие задачи ставятся перед правоохранительными органами?
– Я считаю, что в стране создана достаточно эффективная система обеспечения безопасности на национальном уровне. Вместе с тем усиление глобализации и интеграционных процессов на фоне обострения геополитической ситуации в мире и ряде регионов, с одной стороны, кризисные процессы, происходящие в мировой экономике, с другой стороны, требуют тщательного и взвешенного анализа природы и уровня так называемых "новых угроз и вызовов" национальной безопасности. При этом привлекаются не только госорганы, но и институты гражданского общества. Учитывается полезный зарубежный опыт с проекцией на ситуацию в Казахстане.
– Многие эксперты, анализируя события последних лет, в том числе в Северной Африке и на Ближнем Востоке, отмечают, что угрозы для безопасности государств трансформируются, приобретают новые очертания.
– Действительно, ситуация в мире меняется. Все это прежде всего связано с происходящими глубинными сдвигами в геополитической структуре мира. В этом долгосрочном процессе различные силы, нацеленные на усиление своего влияния, апробируют новые методы и инструменты для снижения уровня защищенности своих конкурентов и противников. Ими разрабатываются новые механизмы, позволяющие обойти традиционные средства защиты. Современный уровень развития человечества, динамичные процессы глобализации приводят к тому, что угрозы национальной безопасности имеют многоаспектный характер, а причиняемый ими урон может носить мультипликативный эффект. При этом для воздействия выбирается не один объект, а одновременно несколько целей. Так, например, применяя информационные технологии, можно разрушить не только информационную защиту, но также подорвать экономическую, военную и общественную безопасность целого государства. Эти технологии применяются для информационного воздействия на общество. Нацеленными информационными кампаниями можно управлять общественным мнением и в конечном итоге нанести серьезный ущерб безопасности не только отдельных городов или регионов, но и целых государств. Кроме того, эти же технологии могут наносить колоссальный ущерб и чисто в техническом плане.
– Козы-Корпеш Есимович, сегодняшний уровень развития и проникновения информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека таков, что без них мы уже не можем себе представить современную жизнь.
– В этом и кроются угрозы. Хакерскими атаками можно вывести из строя системы управления, подорвать системы жизнеобеспечения в многомиллионных населенных пунктах, сковать транспортную систему. Вспомните последний случай с отключением электричества в Алматы. Конечно, там были технические неполадки, но для наглядности лучше примера не приведешь. Отключение длилось меньше часа, но этого хватило, чтобы парализовать часть инфраструктуры мегаполиса: из-за потухших светофоров образовались километровые заторы, остановилось метро, по городу поползли домыслы и слухи. Ту ситуацию на страницах "Мегаполиса" подробно описал ваш коллега Ювачев. Вмешательство в системы управления на объектах жизнеобеспечения, энергоснабжения, водоснабжения и других может нанести непоправимый урон, а все их возможные последствия можно перечислять очень долго. Таким образом, используя информационные технологии, можно без единого выстрела добиться своих целей. Конечно, силовые методы еще долгое время не утратят свою актуальность. Но проблемы киберугрозы требуют к себе особого внимания. В целом ускоренное взаимопроникновение процессов различных сфер жизнедеятельности приводит к тому, что разделение национальной безопасности на виды и направления: экономическую, военную, внешнюю, политическую, общественную, информационную, экологическую – приобретает достаточно условный характер. Возникающие и меняющиеся угрозы требуют внесения корректировок в концепцию системы обеспечения национальной безопасности, а порой и пересмотра подходов в этой сфере. Данный спектр угроз находится в постоянной проработке секретариата Совета безопасности.
– В одном из интервью вы сказали, что в последнее время в Казахстане предотвращено 46 терактов и что часть экстремистских идей идет в том числе и через Интернет. Ситуация распространения среди молодежи идей экстремизма через Интернет, где они черпают вдохновение на "подвиги", волнует власти все больше.
– Да, с 2005 года в Казахстане предотвращено более 40 терактов. К сожалению, угроза совершения новых терактов существует. И об этом не стоит забывать. При этом некоторые экстремистские идеи последователи радикальных религиозных течений черпают в том числе из Интернета. Ясно, что Интернет вносит в развитие человечества огромный позитивный вклад, и об этом никто не спорит. Но сегодня возможности Всемирной паутины также используются и в деструктивных целях. Здесь бурную деятельность ведут идеологи и сторонники экстремизма и терроризма. В первую очередь целью экстремистов становятся умы и души молодых. Причин, по которым молодежь приобщается к радикальной идеологии, не мало. Несомненно, важное значение имеют эмоциональные особенности молодежи. В этом возрасте преобладают стимулы к самоутверждению, славе, лидерству, желание приобщиться к важному делу, потребность в принадлежности к группе. Они становятся подверженными доступной и внешне рациональной доктрине радикальных идеологов, которая основывается на вырванных из контекста религиозных трактовках. При этом они очень умело используют обостренное у молодежи чувство социальной справедливости. В желании почувствовать себя верующими молодые люди, не обладая достаточными знаниями для распознания деструктивной сути этих идеологий, попадают в силки экстремистов. В 90-е годы мы несколько упустили религиозную ситуацию, восприняв возрождение религиозности как утверждение в обществе моральных и нравственных ценностей. С одной стороны, это действительно так, ведь все мировые религии, в том числе и ислам, несут людям идеи любви, добра и милосердия. Но, как показывает и мировой, и наш собственный опыт, здесь важно не пропустить ту "золотую середину", которая обеспечивала бы контроль за ситуацией и недопущение влияния на общество радикальных идеологий. В целом наше общество не всегда, как оказалось, было готово правильно "переварить" тот поток религиозной информации, хлынувшей к нам после падения "железного занавеса". Сейчас мы видим, что под целенаправленным влиянием доморощенных идеологов молодежь сначала втягивается в религию, а затем начинает тяготеть к экстремистским идеям. Государственными органами в целях противодействия этому злу проводится немалая работа. Учитывая, что угрозы терроризма и экстремизма являются для нашего молодого государства сравнительно новыми, надо признать, что в деятельности госорганов были недочеты и упущения. Даже в странах, уже имеющих опыт в борьбе с террористами, невозможно обеспечить стопроцентную защиту от этих угроз. Нами на основе изучения зарубежного и критической оценки собственного опыта принимаются меры по повышению эффективности антитеррористической и антиэкстремистской деятельности. Мировой опыт показывает, что исключительно силовыми методами невозможно добиться желаемых результатов, хотя в отношении тех, кто взялся за оружие, принимаются и будут приниматься в рамках закона самые суровые меры. Поэтому большой блок задач направлен на профилактику, информационно-разъяснительную и контрпропагандистскую работу. Госорганами организуются многочисленные лекции, семинары и публикации, проводятся исследования. Вместе с тем эта работа требует большей предметности и нацеленности на конкретные группы и аудитории. Нужны глубокие научно-прикладные исследования о социально-психологических аспектах проблемы. Почему молодые люди выбирают этот путь, отвергая наши общие ценности и противопоставляя себя всему обществу? Вся эта работа должна начинаться со школьной скамьи. Эффективная система образования и воспитания является очень важным направлением этой большой работы. Ведь образованный, разносторонний и цельный человек, уважающий традиции своего народа, не будет обманываться и тянуться к ложным идеалам экстремизма. В прошлом году был принят новый закон, направленный на упорядочение ситуации в сфере религиозных отношений. Сейчас перед уполномоченными органами стоит главная задача – обеспечить неукоснительное соблюдение и реализацию его норм. Есть некоторые подвижки по противодействию терроризму и экстремизму в киберпространстве. Госорганами блокирован доступ к более 500 сайтам, содержащим материалы экстремистского характера. Данная работа продолжается. Вместе с тем противодействие этому злу – это задача не только государственных органов. Общество, гражданские институты и сами граждане не должны оставаться в стороне. Так, например, во всем мире простые граждане сами сообщают в госорганы о какой-либо незаконной активности, будь то мошенничество, детская порнография, пропаганда терроризма, экстремизма и пр. Таким образом, нам всем надо сообща подняться на борьбу с этим злом – угрозой терроризма и религиозного экстремизма. Терроризм, подпитываемый экстремизмом, – это наш враг, враг нашей страны и нашего народа. Важно всем нам понять, что мы имеем дело с очень хитрым, вероломным и сильным врагом, который человеческую жизнь ни во что не ставит. Если мы проиграем эту войну за души, за сердца наших людей, особенно молодежи, наша страна будет отброшена в своем развитии в средневековье, в дикое мракобесие. Нам надо всем миром беречь и защищать наши казахстанские цивилизационные ценности. В этой связи мне бы хотелось обратиться к известным общественным деятелям, представителям творческой интеллигенции, духовным авторитетам, нашим аксакалам, всем тем, к чьему мнению и слову прислушивается народ и кому не безразлична его судьба. Сейчас очень важно обращаться к людям, особенно к молодежи, встречаться с ними и разъяснять всю пагубность радикальных экстремистских идеологий. Повторюсь, что только силовыми мерами проблему распространения радикального экстремизма не решить. На нашей земле мудрое слово всегда было сильнее меча. Надо доводить до людей, что все эти мнимые идеалы ни к чему хорошему не приведут ни их, ни общество, ни страну, ни народ. Сегодня уже нельзя закрывать глаза, отмалчиваться, отмахиваться и говорить, что это личное дело каждого. Нужно понять, что от того, как мы все вместе ответим этим вызовам, будет зависеть будущее нашей страны и наших детей.
– Совет безопасности осуществляет контроль за всеми силовыми структурами. Каковы результаты проверок? О чем сегодня уже можно говорить?
– Да, контрольные полномочия в сфере обеспечения национальной безопасности глава государства осуществляет через Совет безопасности. В целом Совет безопасности – это площадка, на которой Президентом страны заслушиваются руководители уполномоченных госорганов и рассматриваются результаты их деятельности по обеспечению национальной безопасности. СБ проводит анализ, мониторинг, инспектирование деятельности правоохранительных органов, Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, координацию и реформирование деятельности государственных органов, участвующих в обеспечении национальной безопасности. Осуществляется контроль за реализацией актов Президента и выполнением решений СБ, проверка работы госорганов по обеспечению безопасности страны, по результатам которой вносятся предложения Главе государства о мерах по устранению выявленных недостатков. Информирование населения через СМИ осуществляется в установленном порядке.
– Планы Совета безопасности на перспективу? Чему уделяется внимание прежде всего? Какие мероприятия ожидаются в ближайшее время?
– Прежде чем рассуждать о перспективных планах, будет уместным ознакомиться с механизмом работы Совета безопасности. Как вы знаете, Совет безопасности – это консультативно-совещательный орган, возглавляемый самим президентом страны. Полномочия данного органа определены Указом "О Совете безопасности Республики Казахстан". Основным его предназначением является коллегиальное рассмотрение наиболее актуальных и злободневных проблем в сфере обеспечения национальной безопасности и выработка комплекса необходимых мер по их решению. Принимаемые Советом безопасности решения являются обязательными к исполнению государственными органами. Рабочим органом Совета безопасности является его аппарат. Сотрудниками аппарата Совбеза изучаются все аспекты и направления обеспечения национальной безопасности страны. Поэтому повседневная деятельность аппарата выстроена таким образом, чтобы на основе непрерывного мониторинга развития ситуации в стране и мире осуществлялся комплексный анализ состояния обороноспособности государства, внешней и внутренней безопасности. При этом главное – своевременное выявление и оценка существующих и потенциальных угроз и проблем, подготовка соответствующих рекомендаций Главе государства. То есть наша роль заключается в концентрации внимания к узловым проблемам, требующим коллегиального обсуждения в рамках заседаний Совета безопасности, а также в регулярном информировании Президента страны о состоянии безопасности, выявленных негативных тенденциях и возможных превентивных мерах. Поскольку понятие "национальная безопасность" охватывает различные направления, включая вопросы внешней, военной, общественной, политической, экономической, экологической, информационной безопасности, то следует говорить о достаточно широком спектре вопросов, рассматриваемых аппаратом Совета безопасности. Поэтому к аналитическим исследованиям активно привлекаются другие государственные органы. При Совете безопасности действует Экспертный совет, ряд межведомственных и рабочих комиссий. Под эгидой инспекции Совета безопасности нами осуществляются регулярные проверки состояния боеспособности подразделений, частей и соединений Вооруженных сил, других войск и формирований. В свете имевших место в последнее время инцидентов на границе особое внимание уделяется деятельности Пограничной службы. Так, инициирован вопрос о разработке новой редакции Закона "О Государственной границе Республики Казахстан". Еще одним важным направлением нашей работы является разработка концептуальных подходов к формированию политики в сфере обеспечения безопасности Казахстана. Они находят свое отражение в соответствующих стратегических и программных документах страны. Если говорить о конкретных ожидаемых мероприятиях, деятельность Совета безопасности строится в соответствии с планом работы по вопросам, отнесенным к сфере нашей компетенции. К примеру, в настоящее время нами осуществляется аналитическая проработка документов к очередному заседанию Совета безопасности, другим важным государственным и международным мероприятиям.
Конечно, конкретные темы предстоящих заседаний Совета безопасности я не могу раскрывать, так как они носят закрытый характер. Но скажу одно: все вопросы, которые рассматриваются на этом уровне, связаны с решением наиболее актуальных и серьезных проблем обеспечения национальной безопасности. Но если говорить в целом, это и борьба с терроризмом и экстремизмом, и противодействие теневой экономике, вопросы региональной безопасности и прочее. И здесь я хочу подчеркнуть, что вопросы, выносимые на заседания Совета безопасности в первую очередь требуют глубокой, тщательной и всесторонней проработки. Во-вторых, анализируя проблемы, выносимые на заседания Совета безопасности, мы разрабатываем конкретные рекомендации, проекты решений этих проблем и, разумеется, мы стараемся просчитать все возможные последствия реализации вырабатываемых предложений и рекомендаций. Подготовка материалов к заседаниям СБ осуществляется не только силами его аппарата, к данной работе привлекаются все заинтересованные госорганы и экспертное сообщество. В ходе работы обрабатывается и анализируется огромный объем информации для того, чтобы качественно подготовить вопросы, выносимые на заседания Совета безопасности. Здесь не должно быть поверхностного и легковесного отношения. Здесь требуется серьезный государственный подход.
– Какие задачи поставлены Верховным Главнокомандующим? На что сделаны акценты?
– Президент Республики Казахстан, Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами страны Нурсултан Абишевич Назарбаев уделяет пристальное внимание развитию нашей армии. В октябре прошлого года его указом была утверждена Военная доктрина, которая представляет собой систему взглядов по вопросам обеспечения национальной безопасности в оборонной сфере, предотвращения военных конфликтов, военного строительства, применения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований. Цели и задачи нашей оборонной политики сформулированы с учетом оценки текущей военно-политической обстановки в окружении Казахстана и прогноза ее развития. Основой мер, предпринимаемых государством в оборонной сфере, является военно-экономический потенциал всей страны. В расчет также взяты коалиционные возможности, то есть объемы и формы содействия, которые при необходимости нам могут оказать вооруженные силы наших союзников по ОДКБ. Военная доктрина определила основные задачи, в отношении которых я бы хотел отметить следующее. Казахстан будет стремиться использовать преимущественно политико-дипломатические методы для предотвращения военной напряженности и недопущения ее перерастания в прямые конфликты. Но вместе с тем, как говорится, порох нужно держать сухим. Поэтому государство будет принимать все меры для поддержания обороноспособности страны в целом, укрепления боеготовности Вооруженных сил. Во главу угла поставлен принцип оборонной достаточности, но так как спектр и характер угроз постоянно меняется, то планка уровней обороноспособности и боеготовности всегда будет находиться на высоком уровне. Эта тема находится в центре внимания Совета безопасности. Так в марте текущего года по поручению главы государства на заседании Совбеза был рассмотрен вопрос о военно-технической и военно-экономической деятельности Вооруженных сил. Нами ведется мониторинг хода исполнения поручений, данных по данной проблематике. В частности, меры по развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса, совершенствованию механизмов планирования и реализации государственного оборонного заказа, укреплению бюджетной дисциплины в силовых структурах...
– У Совбеза все и вся под колпаком?
– Правильнее будет сказать – под контролем...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"В правовом государстве не может быть офшорных юрисдикций" 23.10.2012
Критерий эффективности – спасенные жизни 22.10.2012
Наш энергокомплекс – частная лавочка 22.10.2012
Ни пяди лишней земли 22.10.2012
"Все становится зыбким, как только начинается разговор "за идеологию"…" 19.10.2012
"Туран" – страна новых знаний 15.10.2012
"Силовые методы еще долгое время не утратят свою актуальность" 09.10.2012
Пора "зеленеть" 05.10.2012
Избирательный процесс: в русле постоянного развития 04.10.2012
Подразделение особого назначения 24.09.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz