NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 19:33 ast
17:33 msk

Есть такая служба – родину развивать
Б.Байбек: Важно, чтобы все граждане Казахстана имели равный доступ к государственной службе, выявлялись самые талантливые, эффективные профессионалы
08.11.2012 / интервью

Владислав ШПАКОВ, "Экспресс К", 7 ноября

Многие граждане привыкли думать о государственном аппарате как о некой безликой массе чиновников. Забывая о том, что и они сами тоже часть государства. О том, какие изменения во взаимоотношениях власти и общества ожидаются в ближайшее время, нашему корреспонденту рассказал заместитель руководителя администрации президента Бауыржан Байбек.
– В последнее время идет форсирование темы реформ в госслужбе. С чем это связано?
– В этом году исполняется 15 лет с момента принятия "Стратегии-2030". Президент, подписав тогда соответствующий указ, обеспечил сильнейший рывок для развития страны. Между тем период тогда был очень трудный. Ведь 1997 год – это время азиатского кризиса. Но именно с той поры Казахстан поступательно шел по пути реформ.
Любая страна должна адаптироваться к вызовам времени. С ростом благосостояния народа все больше граждан вовлекается в государственные процессы – это абсолютно нормально. То есть запросы людей растут, повышается общественная культура. Основная задача государства заключается в том, чтобы адекватно и своевременно отвечать запросам общества.
Во многих странах первопричиной реформ является некий серьезный кризис, внешний или внутренний. В Казахстане основной движущей силой развития является фактор лидера нации. Благодаря тому что президент проводит сбалансированную политику, государство, вовремя отвечая на запросы общества, успевает идти на опережение. Глава государства, видя все сложные международные и внутренние процессы, наперед обозначает вектор развития. Думаю, что историческое значение такого документа, как "Стратегия-2030", нам еще предстоит осознать. Так, одним из важных направлений "Стратегии-2030" является формирование компактного, эффективного правительства, основанного на принципах корпоративного управления. Для того времени это была очень передовая идея. Еще в 1999 году Казахстан (первым из постсоветских стран) создал Агентство по делам государственной службы. Появилась структура, напрямую занимающаяся госаппаратом. В 2000 году был принят закон о государственной службе, определивший вектор развития целого десятилетия. А в 2007 году указом президента был создан институт ответственного секретаря. Благодаря совместной с ответсекретарями работе в рамках указов о контроле и системе оценки госорганов значительно улучшилась исполнительская, кадровая и финансовая дисциплина, проводится системная работа в сфере госуслуг и информатизации.
Посудите сами. Еще в 1997 году глава государства поставил задачу обеспечить системность работы госорганов, объективность, прозрачность, задействовать весь потенциал населения, сделать государственный аппарат подотчетным, внедрить систему государственных услуг, обеспечить прозрачность расходования средств, перенести акцент в регионы. Все эти процессы многосложны. Все это говорит о том, что мы идем четко по выверенному пути, определенному главой государства еще на начальном этапе нашего развития. К примеру, сегодня по поручению главы государства с учетом имеющейся практики и анализа деятельности института ответственного секретаря администрацией президента выработаны системные предложения по дальнейшему совершенствованию данного института.
– Что именно будет изменено?
– Сейчас мы имеем четыре уровня управления: центр, область, район и сельские округа. Казахстан – большая страна, в которой за годы независимости сформировались, можно сказать, региональные экономики. Поэтому задача центрального правительства – обеспечить эффективную реализацию потенциала регионов. Если взглянуть на последние десять лет, то мы увидим, что объем трансфертов и субсидий со стороны центра вырос на порядок. А местные бюджеты выросли в шесть с половиной раз.
То есть государство, внедряя программы индустриально-инновационного развития, ЖКХ, моногородов, обеспечения питьевой водой и прочие, создает для населения и бизнеса соответствующие инструменты развития. Акцент сделан на повышение потенциала регионов. Поэтому особенно важна функциональность и действенность областного уровня управления.
Глава государства поставил конкретную задачу четкого разграничения функций центра и регионов. Министры и вице-министры должны заниматься формированием отраслевых политик, так сказать, создавать правила игры, разрабатывать законодательство. А акимы в координации с центром должны решать насущные проблемы населения. Естественно, некоторые проблемы в силу несовершенства законодательства акимы решить не смогут. Восполнять такие пробелы – задача политических госслужащих центра. Для того чтобы освободить первых руководителей ведомств от рутинной аппаратной работы, и внедрен институт ответственных секретарей.
В течение пяти лет данный институт показал свою эффективность. К примеру, благодаря совместной с ответсекретарями работе в рамках указов о контроле и системе оценки госорганов в три раза сократилось количество продлений исполнения поручений президента, повышена эффективность работы госаппарата.
Вместе с тем в рамках реформы более четко будут разграничены полномочия ответственных секретарей и первых руководителей госорганов. А для оперативного мониторинга деятельности ответсекретарей со стороны первых руководителей будет кардинально укреплена роль служб внутреннего аудита, на практике внедрена система сдержек и противовесов.
Сейчас начался второй этап реформирования государственной службы. Усиливается принцип меритократии.
Важно, чтобы все граждане Казахстана имели равный доступ к государственной службе, выявлялись самые талантливые, эффективные профессионалы.
В "Стратегии-2030" это определено как накопление институционального потенциала государственного аппарата.
Сегодня перед государством стоят принципиально новые задачи. Их суть заключается в повышении качества жизни наших граждан во всех уголках страны. Задачи эти крайне амбициозные, и их решение во многом будет зависеть от эффективности государственного аппарата.
На госслужбе сегодня состоит 91 тысяча человек – такое количество промониторить, конечно, очень сложно. Поэтому нам необходимо сконцентрироваться на кардинальном повышении качества именно руководящего состава госслужбы.
В этой связи количество политических служащих будет сокращено в 6,5 раза. То есть сегодня их в стране 3 277, а останется только 538. Будет обеспечен переход к формированию профессиональных управленцев.
Согласно принятой в прошлом году Концепции новой модели госслужбы, вводится новый класс госслужащих – корпус "А", который для обеспечения баланса интересов центра и регионов будет сформирован на национальном и региональном уровнях. Задачей управленцев корпуса "А" станет реализация конкретных направлений государственной политики.
За формирование резерва и назначение в корпус "А" будет отвечать Национальная комиссия при президенте.
Еще один важный аспект – обеспечение ротации кадров. По поручению главы государства с 2010 года в ротации приняли участие более 3 200 служащих. Из них по схеме "центр – регион" были перемещены около 500 человек, "регион – центр" – около 1 000, "регион – регион" и "область – район" – более 1 600 человек.
Страна у нас, повторюсь, большая, и некоторые чиновники, проживая в одном городе или регионе, думают, что это и есть весь Казахстан. Между тем в каждой области свои проблемы и свои особенности. Очень важно формировать казахстанскую идентичность, а для этого надо, чтобы люди поработали в самых разных регионах, решая общегосударственные задачи. Причем я говорю сейчас не только о госслужащих. Необходимо вовлечь в реализацию реформ как можно более широкий круг людей.
– Понятно, что войти в элиту захотят многие. Насколько корпус "А" будет защищен от фактора коррупции?
– Тут нужно исходить из того, что чем меньше будет в нем людей, тем выше будет качество этого резерва. Таких будет всего 500 человек – и они будут на виду. И речь идет здесь не об элите, а о профессионалах с высокими личностными качествами, преданных стране и народу. Поэтому для каждого из них будет составлена "карта" его профессиональной компетенции. Для того чтобы человек смог попасть в корпус "А", его карьерный путь должен соответствовать нескольким параметрам. Это опыт работы в центральных госорганах, опыт региональной, общественно-политической и хозяйственной работы. Он должен знать не только казахский, но и желательно английский язык для работы с иностранными инвесторами и в идеале иметь международный опыт.
Вместе с тем должна быть серьезно повышена и дисциплинарная ответственность. Сегодня дисциплинарные советы в регионах просто дают рекомендации. Мы же намерены внести инициативу, чтобы решения советов имели силу обязательных к исполнению. Таким образом, если к служащему из корпуса "А" возникнут какие-либо вопросы, его дело будет рассмотрено на комиссии – а покинув корпус один раз, повторно в него уже попасть будет невозможно. Ключевое условие: ни у кого не должно возникать сомнений насчет компетентности служащего корпуса "А". Если такие сомнения есть, необходимо принимать соответствующие решения.
– А какие изменения ожидают основную массу госслужащих?
– Зачастую звучала критика по поводу того, что на госслужбу простому человеку попасть нереально. Реформа этот вопрос должна снять. Базовый уровень государственной службы – корпус "Б". В основу его формирования будут положены принципы прозрачности отбора и продвижения, защиты профессионализма и меритократии.
Предполагается значительно усилить социальную защищенность и мотивацию работы административных госслужащих. В этих целях внеконкурсное занятие должностей корпуса "Б" в порядке перевода из других органов допускаться не будет. Это повысит стабильность аппаратов госорганов, возможность карьерного роста внутри госоргана, а также обеспечит более широкий доступ граждан на госслужбу.
Кадровый резерв будет формироваться конкретным госорганом самостоятельно исходя из задач и специфики деятельности. За счет этого будет обеспечена действенность кадрового резерва.
В целом в четыре раза сократится продолжительность конкурсных процедур (с 2 месяцев до 15 дней) за счет предварительного прохождения тестирования в Агентстве по делам государственной службы.
– Вы подошли к вопросу о местном самоуправлении. Что будет сделано в ближайшее время для того, чтобы области заработали если не автономно, то с меньшей оглядкой на центр?
– Надо помнить, что Казахстан – это унитарное государство с президентской формой правления. Очень важно сохранить управляемость ради стабильности развития. Вместе с передачей полномочий на места усиливается системность государственного контроля. В частности, в 2010 году приняты указы о контроле, об оценке эффективности деятельности госорганов, об органах внешнего государственного финансового контроля в регионах. Повышена персональная ответственность политических руководителей.
Система оценки стала ключевым фактором улучшения деятельности госаппарата и в целом повышения конкурентоспособности страны. Не случайно ведущие страны мира начали создавать системы оценки еще в середине прошлого века.
Также для эффективной оценки деятельности местных исполнительных органов по реализации государственной политики и программ развития внедрен рейтинг развития областей, городов и районов. Рейтинг оценивает как уровень развитости, так и динамику развития регионов на основе 45 ключевых социально-экономических показателей статистики.
Как показывает анализ, конкурентоспособность и экономическое развитие регионов больше не определяются одними только унаследованными и неизменными преимуществами, такими как выгодное транспортно-географическое положение и значительные запасы природных богатств. Во многом успех зависит от активности региональной власти, от качества местных человеческих ресурсов, от доступности инфраструктуры, привлечения инвестиций в регион.
По поручению главы государства итоги рейтинга городов и районов ежеквартально публикуются в региональных СМИ. Подчеркиваю, акимы городов и районов обязаны публиковать эти рейтинги. Мы это отслеживаем.
Сегодня результаты рейтинга стали инструментом принятия кадровых решений в отношении акимов городов и районов, не обеспечивающих развитие вверенных им территорий. Только в текущем году от занимаемых должностей освобождены 12 акимов городов и районов. Наряду с этим низкие показатели развития являются предметом проверок администрации президента, основанных на системе рисков, то есть по принципу: хорошо работаешь – ты в "зеленом коридоре", освобождаешься от проверок, а плохо – попадаешь в "красный коридор", и количество проверок увеличивается.
– Глава государства поручал разработать Концепцию развития местного самоуправления. В чем она заключается?
– Прежде всего, я бы хотел отметить, что в развитых странах местное самоуправление создавалось в несколько этапов, и этот процесс длился порой десятилетиями.
Действительно, развитие системы местного самоуправления является одним из важных условий экономического процветания, социального благополучия и формирования гражданского общества. Население должно принимать активное участие в решении своих насущных вопросов и нести за них определенную ответственность. Зачастую акимам городов задают вопрос: "Почему в нашем лифте грязно?". Так вот, это ненормально. Аким не должен следить за чистотой каждого лифта, за этим должны следить сами граждане, проживающие в этом подъезде.
Именно такой подход должен быть в основе местного самоуправления, не должно быть иждивенчества и патернализма.
В целом в рамках реализации "Стратегии-2030" необходимая база для функционирования местного самоуправления уже создана. Внесены изменения в Конституцию страны, приняты нужные законы. Функции самоуправления на местах выполняют 2,5 тысячи аульных акимов с аппаратом из 3–5 человек. Это почти 11 тысяч госслужащих низового звена (более 10% госслужбы), непосредственно сталкивающихся с местными проблемами. Для обеспечения действенности госуправления на низовом уровне и самоуправления предусматривается наделение сельских акимов соответствующими полномочиями.
Думаю, что судьба государства в руках каждого казахстанца. И чем больше граждан будет активно вовлечено в созидательный процесс изменений, тем быстрее мы придем к той жизни, которую хотим видеть для себя и своих детей.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Внешняя политика Казахстана отвечает современным вызовам 30.11.2012
Жанаозен: сделано немало, большее еще впереди 29.11.2012
Аскар Балжанов: Я не верю, что наши работники участвовали в беспорядках 26.11.2012
"Я счастливый человек, потому что мне везло на хороших людей" 26.11.2012
Засекреченная суперцивилизация 19.11.2012
Кабмин: от перемены мест… 16.11.2012
"Самрук-Казына" внедряет дифференцированную дивидендную политику 16.11.2012
Наше призвание – служение нации 15.11.2012
Плоть от плоти нефтяник 13.11.2012
Когда в товариществе согласье есть… 13.11.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz