NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 13:03 ast
11:03 msk

В 2012 году на решение главных проблем моногородов выделено 447,5 миллиона тенге
С.Жумангарин: По всем моногородам разработаны и утверждены решениями областных маслихатов комплексные планы развития на 2013-2015 годы. Чтобы решить проблемы моногородов, рассмотрены несколько приоритетных направлений
13.11.2012 / интервью

АСТАНА. 12 ноября. КАЗИНФОРМ

По поручению Президента Нурсултана Назарбаева в Казахстане принята Программа развития моногородов на 2012-2020 годы. В ней, по указанию Главы государства, учтены вопросы диверсификации экономики моногородов, развития социальной сферы. В то же время, как подчеркнул Глава государства в Послании народу "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития
Казахстана", необходимо оказывать поддержку местному малому и среднему бизнесу.
В беседе с нашим корреспондентом председатель Комитета регионального развития Министерства экономического развития и торговли РК Серик Жумангарин рассказывает о ходе реализации данной Программы.
– Серик Макашевич, в мае текущего года была принята Программа развития моногородов на 2012-2020 годы. Какая работа уже проведена по этой Программе?
– В пилотном 2012 году по Программе на решение первоочередных проблем моногородов выделено 447,5 миллиона тенге. Эти средства расходуются на такие работы, как: текущий ремонт систем теплоснабжения, дорог, мостов; постулизация разрушенных зданий; озеленение и освещение улиц; вывоз строительного мусора и ликвидация несанкционированных свалок; благоустройство скверов, автомобильных стоянок, площадок; восстановление спортивных площадок и многое другое.
По всем моногородам разработаны и утверждены решениями областных маслихатов комплексные планы развития на 2013-2015 годы. Чтобы решить проблемы моногородов, рассмотрены несколько приоритетных направлений.
Одно из направлений, это – диверсификация экономики. Необходимо уйти от сырьевой направленности, создать дополнительные производства. Каждый аким должен представить не менее одного "якорного" проекта. "Якорный" проект – это инвестиционный проект, реализуемый в несырьевых секторах экономики Казахстана и направленный на диверсификацию экономики моногорода, на котором планируется создать не менее 100 рабочих мест и не менее чем на 20 процентов увеличить объем промышленного производства моногорода с низким экономическим потенциалом.
В городе Житикара, например, планируется строительство золотоизвлекающей фабрики по переработке сульфидных руд мощностью 750 тысяч тонн руды в год, с созданием 320 рабочих мест. В Лисаковске это модернизация и расширение производства Лисаковского картонно-бумажного комплекса – за счет установки второй линии по производству лотков для яиц и гофрокартона, с созданием 107 постоянных рабочих мест. В Экибастузе предусмотрено строительство Бозшакольского ГОКа для разработки медного месторождения и производства меди, золота в концентрате. При строительстве планируется создание 1200 рабочих мест, при эксплуатации – 1500 постоянных рабочих мест.
Помимо индивидуальных "якорных" проектов в комплексных планах всех моногородов предусмотрены следующие мероприятия. Развитие малого и среднего бизнеса путем увеличения размеров субсидирования процентных ставок по кредитам, без отраслевых ограничений, предоставление грантов на создание новых производств в размере от 1,5 до 3 миллионов тенге, реализация партнерских программ. Создаются центры поддержки предпринимательства, а также бизнес-инкубаторы с микрокредитными организациями. Будет оказываться содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения городов. Предусматриваются меры по обеспечению реконструкции и строительства инфраструктуры жизнеобеспечения. В первую очередь будут решаться вопросы освещения улиц, ремонта коммунального жилья, отопительных систем, внутригородских дорог, объектов социальной сферы.
Далее, местными исполнительными органами, совместно с градообразующими предприятиями, должен быть разработан один вспомогательный проект.
В рамках Программы также предусмотрено привлечение стратегических инвесторов. Например, Жанатас – моногород с низким потенциалом. Сейчас туда приходит крупный российский инвестор – АО "Еврохим", – с несколькими миллиардами долларов. Город сразу должен подняться – потому, что это огромные средства, и открывается много рабочих мест.
Мы, со своей стороны, предоставляем инвесторам льготы путем возмещения или оплаты части их затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка и приобретение или строительство зданий, сооружений. В рамках Программы Министерством индустрии и новых технологий будут приняты меры по оказанию государственной поддержки в рамках Национального плана по привлечению инвестиций. Также будут рассмотрены возможности предоставления права недропользования на основе прямых переговоров с уполномоченным органом для предприятий с ограниченным сроком эксплуатации отрабатываемого месторождения.
Программа должна устранить тупиковость и развить транзитный потенциал моногородов. У нас есть два тупиковых города – Степногорск и Аркалык. Им трудно развиваться в условиях транспортной тупиковости, удаленности от крупных рынков сбыта и городских агломераций. Сейчас в Аркалыке строятся железные дороги – Аркалык-Жезказган и Аркалык-Шубарколь. В связи с реализацией данных проектов Аркалык может стать крупной узловой станцией.
– Достаточны ли средства, выделенные на реализацию Программы? Будут ли вноситься коррективы в Программу с учетом инфляции и других факторов?
– Вот, я вам для примера скажу – в России, в свое время, была принята программа развития моногородов. Сейчас принимается федеральная программа "Региональная политика и федеративные отношения". Они выделяют моногородам только 1,5 миллиарда рублей, это 7,5 миллиарда тенге. А мы уже в следующем году выделяем 34 миллиарда тенге. И с каждым годом будем наращивать эти средства, и в итоге дадим моногородам 120 миллиардов тенге. У нас 27 моногородов, а в России – 300. Конечно, у моногородов много проблем. Например, износ инженерных сетей достигает 90 процентов. Фактически, их нужно создавать заново. И мы даем на это средства – огромные деньги на ремонт инженерно-транспортной, коммунальной инфраструктуры.
В текущем, пилотном, году отремонтированы площади, скверы, фасады домов. В Экибастузе и Аксу создано уличное освещение. Мы ездили во все регионы, и в местных газетах читали отзывы населения – они довольны. Ведь они думали, что государство уже махнуло на них рукой. Но Программа развития моногородов разработана и принята по поручению Главы государства. В нынешнем Послании народу Казахстана также было сказано про агломерации, моногорода и местное самоуправление. Все эти поручения выполняются.
Выделенных средств достаточно, но мы не хотим регионы сажать на "иглу". Там, в регионах, есть местные исполнительные органы, есть акиматы областей. Мы ведь даем им трансферты, значит, бизнес должен работать. Город преобразует не государство, а его жители, бизнесмены. Если им оказывать поддержку, они построят частные кинотеатры, красивые магазины, детсады, школы. То есть, местное население должно идти навстречу этой программе.
– Выполняются ли меморандумы, подписанные акиматами областей с такими предприятиями, как АО "НК "КазМунайГаз", ТОО "Казахмыс", ТОО "Казцинк" и другие?
– Да, они выполняются, хотя подписаны только в этом году. Реализация партнерских программ государства с градообразующими предприятиями нацелена на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса в регионах – посредством объединения усилий крупных компаний, государства и финансовых институтов на примере опыта ТОО "Корпорация "Казахмыс". Партнерская программа разработана с учетом опыта работы "Казахмыс" в Караганде. Благодаря этой программе были восстановлены многие предприятия.
Крупная компания обеспечивает долгосрочными заказами местных производителей, включает выпускаемую предприятиями моногородов продукцию в перечень продукции, востребованной крупными предприятиями: АО "НК "КТЖ", АО "НК "КазМунайГаз", ТОО "Камкор Менеджмент", ТОО "Казцинк", ТОО "Корпорация Казахмыс", АО "КЕGOC", АО "АрселорМиталл Темиртау", АО "НАК "Казатомпром", АО "Евроазиатская энергетическая компания". Это выгодно для самого предприятия, потому что логистика под рукой, всегда можно взять столько, сколько нужно, и не требуется создавать годовые запасы. Здесь много обоюдных выгод.
– В моногородах много самозанятого населения. Какая государственная поддержка будет оказываться этой категории граждан?
-Да, в моногородах очень большой процент самозанятого населения. Основными источниками доходов жителей моногородов являются заработная плата на предприятиях и организациях, в основном бюджетных. Их доля составляет в общей сумме доходов 50-60 процентов, пенсии, стипендии, различные пособия составляют до 20-30 процентов доходов, поступления от подсобного хозяйства – 10-15 процентов, остальное – помощь близких и друзей. В большинстве моногородов более трети экономически активного населения входит в категорию самозанятых. Высокие показатели самостоятельно занятого населения наблюдаются в городах Каратау – 49,7 процента, Аркалык – 49,3 процента, Житикара – 47 процентов, Жанатас – 37,1 процента и Кульсары – 30,7 процента.
То есть, если безработица в моногородах сохраняется на уровне средней по стране – 5,5-8 процента, то самозанятость здесь составляет 40-45 процентов. Но понятие "самозанятость" каждый трактует по-своему. Кто-то говорит, что это безработица. В принципе, самозанятость – это неплохо, но надо учитывать, что самозанятые граждане социально незащищены.
В рамках Программы предлагается помощь самозанятому населению. Потому третье направление программы развития моногородов – подготовка, переподготовка, перепрофилирование и обучение самозанятого безработного населения. То есть, в рамках данного направления можно пройти обучение и устроиться на работу, которая обеспечит социальные отчисления и пенсионные выплаты.
– По каким моногородам планируется восстановление прежней специализации?
– Прежняя специализация практически во всех городах сохранена, за исключением некоторых. Когда мы готовили критерии отбора моногородов, учитывались социально-экономическое развитие городов и текущее состояние градообразующих предприятий. В 19 моногородах градообразующие предприятия функционируют. Это города Абай, Аксай, Аксу, Балхаш, Жанаозен, Жезказган, Житикара, Зыряновск, Каражал, Кульсары, Курчатов, Лисаковск, Риддер, Рудный, Сатпаев, Темиртау, Хромтау, Шахтинск, Экибастуз. В пяти городах частично функционирует – это Аркалык, Жанатас, Каратау, Сарань и Степногорск. В трех – Кентау, Серебрянск, Текели, – на сегодня градообразующие предприятия не работают.
Следует отметить, что в моногородах сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Казахстана. Так, город Степногорск является центром промышленного производства, занимающим значительную долю в общем объеме промышленного производства Акмолинской области – 32,3 процента в 2009 году, 27,5 процента в 2010 году, 28,9 процента в 2011 году. На территории города Хромтау Актюбинской области добывается весь объем хромовой руды в Казахстане и 95 процентов хромовых руд в СНГ.
В городе Житикара Костанайской области находится единственный в Казахстане асбестовый комбинат АО "Костанайские минералы", который занимается добычей и обогащением руд хризотил-асбеста и производством на этой основе товарного асбеста. В Рудном – 57 процентов промышленного производства и 62 процента налоговых поступлений Костанайской области. Вот такие у нас моногорода. Города с высоким потенциалом, я думаю, постепенно они будут переходить в полигорода. И в будущем список моногородов будет скорректирован.
– Спасибо за беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Внешняя политика Казахстана отвечает современным вызовам 30.11.2012
Жанаозен: сделано немало, большее еще впереди 29.11.2012
Аскар Балжанов: Я не верю, что наши работники участвовали в беспорядках 26.11.2012
"Я счастливый человек, потому что мне везло на хороших людей" 26.11.2012
Засекреченная суперцивилизация 19.11.2012
Кабмин: от перемены мест… 16.11.2012
"Самрук-Казына" внедряет дифференцированную дивидендную политику 16.11.2012
Наше призвание – служение нации 15.11.2012
Плоть от плоти нефтяник 13.11.2012
Когда в товариществе согласье есть… 13.11.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz