NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 12:10 ast
10:10 msk

Повышать пенсионный возраст нужно было еще десять лет назад
Д.Ашимбаев: Для политического маневра, можно было, конечно, наложить на него вето или отложить на какое-то время. Но в итоге уже через несколько лет властям все равно придется вернуться к нему, причем уже в более сложных условиях
21.05.2013 / интервью

Джамиля КАРИМОВА, "Мегаполис", 20 мая

Слухи о том, что президент в конечном итоге может наложить вето на "пенсионный" законопроект, имеют место быть. Но данная реформа вызвана экономической необходимостью и назрела давно. Поэтому модернизация пенсионной системы вряд ли является политической игрой, считает известный казахстанский политолог Данияр АШИМБАЕВ.
– Данияр, почему нельзя завернуть или отсрочить этот законопроект?
– Для политического маневра, можно было, конечно, наложить на него вето или отложить на какое-то время. Но в итоге уже через несколько лет властям все равно придется вернуться к нему, причем уже в более сложных условиях. Поймите: с каждым годом население все больше стареет, а количество работающих людей не растет. Сейчас стране просто необходима массовая программа занятости.
В любом случае нужно повышать пенсионный возраст. Я считаю, это надо было сделать еще лет 10 назад, когда бюджет был более стабильным. Сейчас все видят, как происходит секвестирование доходной части бюджета, то есть ее сокращение, и не факт, что оно последнее. Это происходит, потому что люди стали меньше платить налогов, темпы экономического роста страны оказались ниже, чем планировалось.
К тому же сейчас на пенсию выходят те, кто остался без работы в 90-х, они никакие пенсионные взносы не платили. Плюс приехало много оралманов, которые получили гражданство страны, но их возраст уже не позволял работать, в результате эти люди пополнили ряды получателей пенсий, хотя сами их не накапливали. Можно было пойти на политический риск и внедрить все это еще в 2000-х годах. Просто тогда никто не хотел брать на себя инициативу и рисковать своим имиджем и карьерой, поэтому сейчас власти пытаются решить проблему уже в пожарном режиме.
– Означает ли это, что первая пенсионная реформа 97-го года была провальной?
– Я бы сказал, что та модель не сработала на практике. Причины есть объективные и субъективные. К объективным можно отнести то, что с момента ее внедрения прошло несколько экономических потрясений: кризис 98–99-х годов и еще один прошел в 2007 году, от которого до сих пор трясет. То есть, если все это время экономическая ситуация была бы стабильной, то прошлая модель вполне могла оказаться эффективной.
К субъективным причинам я отношу слабую деятельность и контроль регулятора. Многие вещи, которые изначально были заложены в ту реформу, не сработали. В частности, банкам не разрешалось напрямую управлять пенсионными фондами. Однако сильное банковское лобби добилось снятия многих ограничений, в итоге эти нормы в реформе были свернуты.
Кроме того, программа "Голубые фишки", которую запустили одновременно с пенсионной реформой в 97-м году, была свернута буквально через несколько месяцев. Получается, что все предприятия, которые должны были стать основой для развития фондового рынка в Казахстане, ушли под контроль различных промышленных групп. В итоге этот рынок так и не развился и пенсионным фондам стало просто некуда вкладывать деньги, чтобы получить доход. Поэтому многие из них не смогли нарастить хорошую прибыль и погрязли в скандалах, слияниях и частых сменах акционеров. В результате пенсионная реформа, которая изначально должна была снять нагрузку с бюджета, не получилась.
– Есть ли уверенность, что предлагаемая реформа станет эффективной?
– Она частично снимет проблему, но на 100% ситуацию не изменит. Здесь многое зависит от конъюнктуры рынка. При благоприятных ценах на казахстанское сырье экономика будет расти. Но если ситуация на мировых рынках останется такой же, как и сейчас, то, возможно, придется принять еще более жесткие меры. Ведь уже сейчас становится понятно, что оптимистический сценарий экономического роста страны не подтверждается.
– Вы думаете, законопроект все-таки будет принят?
– Да, в том или ином виде. Я думаю, без его принятия уже просто не обойтись.
– А как вы думаете, скандальный министр Серик Абденов сохранит свой пост после этого?
– Много разговоров ходит о том, что после принятия законопроекта на этот пост назначат другого человека, который будет более "белым" в глазах общественности. Думаю, такой вариант исключать нельзя.
Я вообще не одобряю всю эту истерию по поводу вырезанных из контекста слов министра и всеобщее глумление над ним. Потому что Серик Абденов в целом грамотный руководитель, имеет опыт работы в регионе. Он прошел карьерную лестницу снизу вверх, а не как некоторые, которые после университета становятся министрами. Другое дело, что ему пришлось сразу работать в эпицентре проблемных вопросов, которые никому популярности не добавляют. Думаю, будь на его месте кто-то другой, его также клевали бы за это. Дело тут не конкретно в Абденове, никто не хочет добровольно идти на такие жертвы.
Наверное, он сохранит свой пост, ведь впереди еще много социальных реформ, которые надо провести в этом году. Среди них модернизация миграционной политики и разработка новой программы занятости. А Абденов как раз курировал когда-то трудовые вопросы в качестве заместителя министра. Думаю, ему придется довести все эти вещи до конца.

-----

Хочешь не хочешь, а хотеть надо
Игорь ХЕН, "Время", 18 мая

Данияр АШИМБАЕВ, политолог, главный редактор биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане":
– Как правило, "план" голосования по тому или иному законопроекту и в мажилисе, и в сенате спускается "сверху". То есть отдельные депутаты могут возмущаться, спорить, но если есть стратегическое решение по консолидированному голосованию, то оно будет реализовано. Можно вспомнить прошлогодний пример, когда в парламенте слушали отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Депутаты говорили и о нарушениях, и о коррупции, и даже о возможном вотуме недоверия правительству – но в итоге... отчет утвердили единогласно!
В данном случае президент своего слова еще не сказал, и существует вероятность того, что вето на закон о пенсионном обеспечении будет наложено после принятия документа сенатом во втором чтении. Либо глава государства отправит его на доработку.
Понятно, что этот законопроект взрывоопасный – несет в себе социальные риски и угрозы. Депутаты, конечно, понимают, что народ в большинстве своем не поддерживает законопроект, так же, как понимают и то, что результаты своего голосования им придется объяснять обществу. Но решение политическое – и они голосуют "за", даже если это не стыкуется с их принципами.
Проблема в том, что меры, о которых говорится в законопроекте, должны были быть приняты давно. Пенсионная реформа в 1997 году проводилась в схожих условиях: был серьезный дефицит бюджета, экономика находилась в кризисе, и принятие того закона было продиктовано необходимостью. Но в дальнейшем у пенсионной системы не было условий для нормального развития. За это время страна пережила два финансовых кризиса. Кроме того, программа "голубые фишки", которая должна была реализовываться параллельно с пенсионной реформой, так и не заработала – нормального рынка ценных бумаг у нас нет до сих пор, хотя многие введенные государством ограничения по управлению пенсионными деньгами были сняты, и владельцы пенсионных фондов (в том числе и банки) добились для себя возможности инвестировать пенсионные накопления в свои инструменты, в свой бизнес. Помимо кризиса и банковского лобби большую роль тогда сыграло нежелание правительства принимать оперативные меры реагирования.
Нынешнее правительство вынуждено одновременно решать накопившиеся проблемы, принимая при этом непопулярные меры. Одним словом, и повышать пенсионный возраст, и усиливать госконтроль за активами нужно было гораздо раньше – когда экономика была на подъеме, а болезненные реформы можно было проводить постепенно. Эти меры – при всей их непопулярности – экономически необходимы, потому что, если какие-то пункты законопроекта не будут приняты сейчас, через пару лет мы окажемся в еще более тяжелой ситуации. Возможно, президент выберет более мягкий вариант реализации законопроекта, но большой вопрос – будет ли он экономически целесообразным.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Генерируя энергию будущего 31.05.2013
"Байтерек" – это не "Самрук-Казына" 30.05.2013
Талибы не пройдут 30.05.2013
Мегаполис просит земли 29.05.2013
Густав Нобель: Я горжусь причастностью к истории Казахстана 24.05.2013
Повышать пенсионный возраст нужно было еще десять лет назад 21.05.2013
"Они больше не хозяева ситуации" 17.05.2013
Казахстанское общество становится все более социально активным? 16.05.2013
О подводных рифах интеграции 13.05.2013
Забота о будущем – дело всеобщее 08.05.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz