NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 19:55 ast
17:55 msk

"Новый УПК Казахстана почти на 90% будет похож на украинский кодекс"
Б.Бекназаров: В прошлом году мы изменили систему судоустройства. Я убедил судей, общественность, депутатов парламента, что трехзвенная судебная система не оправдывает себя. Самое главное – я убедил главу государства, что нужно менять судоустройство
26.06.2013 / интервью

МАРИНА ЗАКАБЛУК, zib.com.ua, 25 июня

Недавно Верховный Суд Украины принимал делегацию Республики Казахстан. Гостей интересовало, как работает принятый Уголовный процессуальный кодекс и насколько эффективны нововведения. В свою очередь казахстанская делегация поделилась опытом применения в судах процедуры медиации, новых информационных технологий. Председатель ВС Казахстана Бектас БЕКНАЗАРОВ уделил время и журналисту "ЗиБ". В эксклюзивном интервью он рассказал, чем ему понравился Киев и почему новый УПК Казахстана будет похож на украинский кодекс.

"Со дня провозглашения независимости многие процессы, происходившие в наших странах, были похожи"
– Бектас Абдыханович, какое впечатление произвел на вас Киев? Вы впервые в столице Украины?
– В Киеве, как и в Украине, я впервые. В октябре прошлого года в Астане мы принимали украинскую делегацию. И тогда я сказал: "Мечтаю увидеть Киев, когда цветут каштаны". Определили время – конец мая. Но, оказывается, в этом году каштаны расцвели раньше. Так что мы немного опоздали.
Несмотря на то что не удалось увидеть цветение каштанов, впечатления от посещения Киева у меня прекрасные. Это зеленый город. От зданий в центре Киева веет духом истории.
У меня много положительных эмоций от встреч с украинскими коллегами: с судьями Верховного Суда, высших специализированных судов. Была у нас встреча и в Апелляционном суде г.Киева. Единственное, что не успели – встретиться с представителями Высшего хозяйственного суда. Но, полагаю, это мы исправим. В августе состоится встреча председателей высших хозяйственных и экономических судов стран СНГ. Думаю, что на этом мероприятии удастся встретиться и с судьями ВХС.
– Каковы результаты таких взаимных визитов?
– Взаимные визиты дают великолепную возможность обменяться информацией о состоянии и перспективах развития судебных систем, а также наметить дальнейшие направления сотрудничества и определить ориентиры развития национальных судебно-правовых систем наших государств.
Со дня провозглашения независимости многие процессы, происходившие в наших странах, были похожи: и по своим задачам, и по проблемам, и по путям их решения.
Среди представителей судейского корпуса Казахстана много украинцев, которые успешно и добросовестно трудятся на благо правосудия. Много похожего в судебных системах наших стран. После провозглашения независимости Республики Казахстан одной из первых задач, которые поставил глава нашего государства, было сделать судебную систему такой, чтобы она отвечала международным стандартам.
В 2011 г. в Стамбуле Украина и Казахстан в один и тот же день были приняты в Международную ассоциацию судей как полноправные члены. Мировые стандарты, которым должны соответствовать судебные системы цивилизованных стран, входят в нашу жизнь. Думаю, после обмена опытом с Украиной Казахстан сделает шаги к дальнейшему реформированию судебной системы.
У нашей судебной системы есть свои особенности развития. К примеру, с 1 января 2010 года в Казахстане работала трехзвенная судебная система. Районные суды рассматривали дела, которые обжаловались в апелляционном порядке в областные суды. Все вступившие в силу законные акты обжаловались только в Верховный Суд.
Казалось бы, такая система очень проста и удобна. Но жизнь диктует свои правила. На практике трехзвенная система оказалась недостаточно эффективной в условиях нашей страны (территория Казахстана – в 2,7 млн км2), причем не для судов, а именно для граждан. Люди полагали, что все и всегда должно решаться в Верховном Суде. Вот как это было. Судья первой инстанции рассматривал дело, одна из сторон, несогласная с принятым решением, не обращалась в апелляционную инстанцию и умышленно пропускала сроки обжалования. И тогда у этой стороны появлялась возможность обжаловать решение сразу в высшую судебную инстанцию. В казахстанском законодательстве не было требования, что ВС может пересматривать дело лишь после того, как оно прошло апелляционную инстанцию.
В прошлом году мы изменили систему судоустройства. Я убедил судей, общественность, депутатов парламента, что трехзвенная судебная система не оправдывает себя. Самое главное – я убедил главу государства, что нужно менять судоустройство. Теперь у нас четырехзвенная судебная система: суд первой инстанции, апелляционная и кассационная коллегии и надзорная инстанция.
Одновременно расширили полномочия апелляционной инстанции и практически отказались от возвращения дел на новое судебное рассмотрение. Если кассационная коллегия либо Верховный Суд решит, что принят не совсем правильный судебный акт и его необходимо отменить, дело направляется на новое рас­смотрение не в суд первой инстанции, а в апелляционный, который стал судом как по факту, так и по праву.
После рассмотрения дела в апелляционном суде решение вступает в законную силу. В течение 6 месяцев его можно обжаловать в кассационном порядке. То есть для того, чтобы дело пересмотрел Верховный Суд, оно должно обязательно пройти кассационную инстанцию. В итоге значительно сократилось количество дел, поступающих в ВС. Сейчас Верховный Суд заработал в полную силу в соответствии со своим предназначением: мы рассматриваем дела как высший орган, обладающий надзорными полномочиями, и проводим работу по формированию единой судебной практики.

"Приняв новый УПК, Украина сделала серьезный и очень важный шаг к утверждению европейских стандартов"
– Как в Украине, так и в Казахстане идет реформирование судебной системы. Какие шаги нашей страны на пути модернизации произвели на вас впечатление? Какие законодательные новеллы вы бы хотели позаимствовать? Знаем, что вы в восторге от нового украинского Уголовного процессуального кодекса.
– Да, это так. Приняв новый УПК, Украина сделала серьезный и очень важный шаг к утверждению европейских стандартов. Сейчас настолько стремительно меняются мир, общество, что некоторые сферы деятельности государственных органов и суда как института отдельной ветви власти требуют реформирования. Так, в судебной системе Республики Казахстан происходят серьезные изменения. Они направлены на то, чтобы сделать эту систему удобной не столько для судей, сколько для граждан. Главное – доступность, прозрачность, открытость правосудия для населения. Это самая важная задача всех проводимых в данной сфере реформ. Когда мы осуществляем реформы, то стараемся, чтобы в том числе были созданы надлежащие условия для работы судей.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поставил задачу – в этом году разработать проекты новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Также в планах изменения и в Гражданский процессуальный кодекс.
В Киеве мы много внимания уделили вопросу, как в Украине работает новый УПК и насколько эффективны нововведения. Пути реформирования процессуального законодательства Украины и Казахстана во многом похожи. Мы прилагаем немало усилий для того, чтобы уголовное процессуальное законодательство максимально защищало права и потерпевших, и подсудимых, и иных лиц, чьим интересам причинен вред преступлением или правонарушением. Я сказал украинским коллегам: вы сделали очень смелый и прогрессивный шаг, реформировав уголовное процессуальное законодательство. Прежний УПК сохранял советские принципы, а новый кодекс направлен на защиту лица, вовлеченного в орбиту уголовного преследования.
Особенно хочу отметить создание института следственных судей. Ведь теперь все процессуальные действия органов уголовного преследования контролирует следственный судья. Какова задача следственных органов? Они зарегистрировали заявление и должны довести дело до суда, не могут бросить его на полпути. Это их работа. Они используют все имеющиеся в их распоряжении полномочия. Но если при этом налицо беззаконие, давление, нарушение чьих-либо прав, кто должен восстановить права человека? Несомненно, суд.
Раньше у нас в Казахстане вопросы, касающиеся санкционирования ареста, решали прокуроры. В обществе начали говорить: нужно передать эти функции судам. Естественно, в прокуратуре восприняли такую идею неоднозначно, так как понимали, что теряют возможность влиять на решение этого важного вопроса. Легче же, наверное, задержать человека, допросить его, оказывая давление. И все это для того, чтобы получить нужные показания. Такие меры в демократическом обществе недопустимы!
Кто попадал в подобные ситуации, знает, как трудно это пережить. Задержанный находится в изоляции, не видится с родными, близкими, его постоянно вызывают на допросы, морально на него давят.
Казахстанское общество позитивно восприняло передачу вопросов, касающихся санкционирования отдельных следственных действий, судам. Вскоре после этого в Казахстане на 40% сократилось количество следственно-арестованных лиц. Органы прокуратуры стали взвешенно подходить к вопросам обращения в суд за санкцией. В свою очередь суды сейчас, прежде чем дать санкцию на арест, всесторонне и тщательно проверяют, насколько это необходимо. В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года заложена перспектива дальнейшего расширения судебного контроля над досудебным производством.
Многие нововведения из этой концепции находят отражение в проекте нового УПК Казахстана. Мы стараемся расширить перечень следственных действий, для которых необходимо судебное санкционирование, это в том числе и негласные следственные действия.
– То есть в действующем УПК Казахстана такие правила не прописаны?
– Нет. Суд дает санкцию только на арест и на ряд действий, которые незначительно влияют на ход расследования дела. Поэтому нам очень важен опыт Украины в решении данных процессуальных вопросов. Здесь я еще раз убедился в том, что в Украине сделаны серьезные шаги с целью защиты прав граждан. Не государственных, не правоохранительных органов, а именно граждан.
– В Украине действовал УПК, принятый еще полстолетия назад. УК и УПК Казахстана в этом году отметили свое 15-летие. Почему же возникла необходимость модернизировать законодательство?
– Для Уголовного кодекса 15 лет – это достаточный период, чтобы дать всестороннюю оценку сильных и слабых сторон, эффективности применения его норм и реализованных в нем новелл.
Данный кодекс наряду с Уголовно-процессуальным можно отнести к числу наиболее значимых нормативно-правовых актов, принятых с целью реализации новой правовой политики независимого Казахстана. Их принятия требовала сама жизнь, осознание необходимости коренного изменения правовой доктрины в условиях динамичного формирования новых общественных отношений.
Следует отметить, что действующий Уголовный кодекс, несмотря на имеющиеся недостатки, отвечал современным реалиям.
В то же время жизнь не стоит на месте, и уголовный закон должен меняться с учетом основных направлений реформирования уголовного права, отраженных в концепции правовой политики.
Вместе с тем развивающиеся рыночные отношения требуют более прогрессивных и кардинальных изменений уголовного законодательства. Но, согласитесь, простая корректировка действующего УК – это нерационально и неверно.
– Когда планируете принять новые кодексы?
– По многим принципиальным вопросам еще ведутся дискуссии. Есть как ярые сторонники нововведений, так и противники. Полагаю, в этом году проекты будут внесены в парламент, который должен закончить обсуждение в 2014-м. Думаю, к началу 2015 года новые УК и УПК будут приняты. Скажу еще вот что: новый УПК Казахстана почти на 90% будет похож на украинский кодекс.

"Если говорить об использовании новых информационных технологий, то Украине есть что перенять у нас"
– На что еще вы обратили внимание, знакомясь с украинской судебной системой? Что вас заинтересовало?
– Меня очень заинтересовала практика деятельности административных судов. Каждый гражданин может подать в суд на госорган. В Казахстане подобного рода споры рассматривают суды общей юрисдикции. Вопросы создания специализированной административной юстиции сейчас обсуждаются, и, я думаю, мы придем к положительному решению этого вопроса.
– Для Украины также важен опыт вашей страны. Например, у нас давно говорят о процедуре досудебного урегулирования споров – медиации. В Казахстане такая процедура есть. Эффективна ли она?
– Закон "О медиации" в Казахстане вступил в силу летом 2011 года. Впервые вопросы законодательного регулирования примирительных процедур были подняты Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым на V съезде судей в 2009-м. Вместе с тем медиативные процедуры еще не заработали в полную силу. Закон есть, появились многочисленные общественные объединения медиаторов, собственно частных медиаторов, но не везде люди воспринимают медиацию как реальную возможность решить спор (знаю, что и в России такая же ситуация). Наверное, прежде всего потому, что в Казахстане удобнее и легче подать заявление в суд. У нас суммы госпошлин за обращение в суд незначительны.
Тем не менее мы требуем от председателей судов создать необходимые условия для медиаторов. Количество споров, которые они решают, из года в год увеличивается. Я был в Малайзии, интересовался вопросом медиации. Там почти 80–90% споров завершаются процедурой примирения. В Высоком суде Лондона – 50%. В Казахстане к услугам медиаторов прибегают не так часто: они решают около 10% дел.
– Использует ли Казахстан новые информационные технологии, с помощью которых упрощаются доступ граждан к правосудию и сам процесс судопроизводства?
– Да, конечно. Если говорить об использовании информационных технологий, то Украине, как мне представляется, есть что перенять у нас. Украинские судьи с большим интересом слушали мой рассказ о том, какую пользу приносит применение судами современных информационных технологий.
В Республике Казахстан использовать информационные технологии в судопроизводстве начали в 1999 году. Так, в нашей стране была создана единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов. Каждое исковое заявление регистрируется в единой базе, а это позволяет следить за делом: на какой стадии его рассмотрение, не допускается ли волокита. Электронный справочник по судебным делам предоставляет информацию по делам, которые не содержат государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. В открытом доступе можно найти все судебные акты (решения, приговоры, постановления) по делам, рассмотренным в открытом судебном процессе, а также протоколы судебных заседаний.
Граждане, юридические лица, правоохранительные и другие государственные органы заинтересованы в получении судебной информации. В октябре 2011 года Верховный Суд и Генеральная прокуратура подписали два совместных распоряжения, которые позволяют правоохранителям иметь доступ к сведениям, содержащимся в базах данных единых систем, в том числе и к судебным актам. Также одно из распоряжений направлено на повышение оперативности информационного обмена между судебными органами и органами прокуратуры.
Сегодня у прокурора, участвующего в процессе, есть возможность ознакомиться с материалами дела дистанционно. Он может не приходить в суд, а у себя в рабочем кабинете посредством этой системы открыть дело и читать его. Прокуратура имеет возможность в пределах своих полномочий проверить, соблюдаются ли сроки рассмотрения дел, качественно ли прокурор представлял интересы государства в суде.
А как было раньше? Прокурору необходимо было ехать в суд, брать у судьи дело, изучать его в специально отведенной для этого комнате, вечером сдавать, а на следующий день выступать как представителю государственного обвинения. Созданная же программа позволяет экономить время, облегчает доступ к материалам дела.
– Надежно ли защищена эта система?
– Информационная безопасность обеспечена соответствующими стандартами. Сначала ВС создал свою систему, потом прокуратура – свою. Мы пришли к выводу, что системы нужно объединить. От этого выиграли и они, и мы. Мы постоянно обмениваемся информационным материалом, посредством чего корректируется как деятельность прокуратуры, так и судебная практика.
– В Казахстане используется система видео-конференц-связи?
– Система видео-конференц-связи является для нас особо актуальной. В условиях больших расстояний (как вы, наверное, знаете, Казахстан занимает 9-е место в мире по размеру территории) доставка подсудимых в суды, вызов и опрос свидетелей и многие другие процессуальные действия требуют больших затрат. Сейчас немало судебных процедур осуществляется посредством видео-конференц-связи. К примеру, заседание кассационной либо апелляционной коллегии суда проводится в областном центре, а осужденного есть возможность опросить по месту его нахождения в пенитенциарном учреждении. Так же и со свидетелями и потерпевшими. Эта связь активно используется нами для проведения совещаний, учебных занятий с судьями регионов. Для вызова в суд свидетелей используются также SMS-сообщения.
– А по электронной почте?
– Безусловно, задействована электронная почта и другие средства современных коммуникаций. Я сам "влюблен" в новые технологии. В Санкт-Петербургском государственном университете защитил кандидатскую диссертацию, касающуюся новых информационных технологий. Это тема, на которую могу говорить целый день, так она мне интересна. Я даже запатентовал свое научное открытие – электронное наблюдательное производство. Так я его назвал. Впервые его применил, когда был председателем Актюбинского областного суда Республики Казахстан. Такая система позволяет участнику процесса знакомиться с материалами дела вне суда, дистанционно.
Допустим, вы обращаетесь в суд с исковым заявлением. Судья его принимает. Когда открывается производство по делу, в канцелярии вам выдают пароль и логин. Вы приходите домой, заходите на сайт суда (все суды имеют электронный журнал), вводите свой пароль и логин. Так, сидя дома, вы можете ознакомиться со всеми процессуальными документами. Эта система дает положительный результат. Она очень удобна для граждан.
Кроме того, истец может подать заявление в суд в электронном виде и таким же образом получить решение. Это облегчает доступ граждан к правосудию.

"Мы тесно сотрудничаем со СМИ и сделали суды Казахстана максимально открытыми для общества"
– Сотрудничают ли в Казахстане суды с журналистами?
– В нашей стране созданы максимально комфортные условия для деятельности СМИ. Суды для них открыты. Посмотрите, новостные программы в основном начинаются информацией из залов судебных заседаний. Вечером человек приходит домой и смотрит, какие дела рассматриваются, какие решения принимают суды.
Одно время, когда журналисты говорили о низком уровне доверия граждан к судам, независимая иностранная организация изучала этот вопрос. В течение нескольких месяцев во всех судах Казахстана представители международной организации в рамках одной из программ Организации Объединенных Наций опрашивали более 6 тыс. респондентов (истцов, ответчиков, подсудимых, адвокатов, свидетелей, экспертов). Мы не знали, какие были вопросы, что люди отвечают.
Потом подвели итоги исследования и обнародовали их на центральном канале телевидения. Мне как Председателю ВС было очень приятно услышать результаты: 84% опрошенных лиц заявили, что доверяют казахстанскому правосудию. Это очень высокая оценка. Я докладывал об этом главе государства. Он был доволен, а нас это просто окрылило.
Мы тесно сотрудничаем со СМИ и сделали суды Казахстана максимально открытыми для общества. У нас хорошие отношения с массмедиа. Единственное, сейчас они требуют, чтобы их не привлекали к ответственности за клевету. Но ведь закон один для всех. Сегодня журналисты попросят освободить их от ответственности, завтра кто-то другой попросит об этом. На мой взгляд, представитель СМИ, прежде чем опубликовать материал, должен выслушать не одну сторону спора. Необходимо изучить возможные контраргументы, подать информацию объективно.
Несколько раз я встречался с главными редакторами наиболее популярных изданий. Мы решили, что нужно создавать гильдию судебных репортеров. Что имеется в виду? Студентов, которые учатся на филологических факультетах, факультетах журналистики, следует постоянно приглашать в суд, чтобы они практиковались на материалах судебной тематики, публиковали их.
Таким образом, журналисты не только будут осваивать азы судебной хроники, но и станут ближе к праву. Они должны учиться, как правильно подавать материалы, какая информация важна в конкретном случае.
Казахский национальный университет им. аль-Фараби первым начал воплощать этот замысел, другие вузы подхватили идею. Сегодня в залах судебных заседаний часто можно видеть студентов-практикантов. Они задают вопросы одной стороне, другой, а потом пишут статьи. Какое же здесь ограничение свободы слова?
– То есть в Казахстане благодаря стараниям судей появилась новая профессия – судебный журналист?
– К такому решению мы пришли совместно с Союзом журналистов Казахстана. Вы не подумайте, что Председатель ВС хочет подать все в розовом цвете. Нет, я далек от этой мысли. В нашей судебной системе, как и в любой, конечно же, есть проблемы. Волокита, неправосудные, необъективные судебные решения, нарушение процессуальных прав граждан – все это по-прежнему имеет место. В то же время такие факты не остаются не­замеченными, по ним принимаются очень строгие меры.
У судейского корпуса есть понимание, что с этим нужно бороться. Сейчас у нас есть Кодекс судейской этики, к судьям, нарушающим законы, применяются жесткие меры. Мы понимаем, что судья должен быть наказан справедливо. Если по отношению к судье будет проявлена несправедливость, это тоже чревато последствиями. Кстати, у нас резко уменьшилось количество дисциплинарных дел в отношении судей.
– Сколько судей за год привлекаются к дисциплинарной ответственности?
– В Казахстане работают 2214 судей. За год к дисциплинарной ответственности привлекаются около 100.
– Могут же применить и такой вид взыскания, как освобождение от должности судьи.
– Да. В 2011–2012 годах за нарушение Кодекса судейской этики и законов освобождены от занимаемых должностей 56 судей. В силу их высокого статуса, предусмотренного Конституцией, механизм освобождения от занимаемой должности довольно сложный. Сначала вопрос рассматривается на пленарных заседаниях областных судов, необходимо получить их согласие. Потом материалы попадают на рассмотрение Судебного жюри (орган состоит из пяти судей ВС, трех представителей судов районного уровня и трех – областного), без согласия которого ни один судья не может быть уволен.
Затем материалы передают в Высший судебный совет. В его состав входят: председатель Высшего судебного совета, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, два депутата (Сената – верхней палаты парламента и Мажилиса – нижней палаты), трое судей Верховного Суда, президент Союза адвокатов.
Высший судебный совет может не согласиться с решением Судебного жюри. Судья обязательно должен присутствовать, когда рассматривают его дело.
– А судьи назначаются сразу бес­срочно? Нет "испытательного" срока?
– Нет, Конституцией Казахстана это не предусмотрено. Хотя вопрос введения "испытательного" срока для судей у нас обсуждается. Судьи в Казахстане назначаются для работы на постоянной основе.
А на должность председателя судья назначается на 5 лет. Председателя Верховного Суда избирает Сенат по представлению Президента.
Пользуясь возможностью, хочу пожелать украинским коллегам, чтобы они понимали всю важность нового УПК. Как человек, наблюдающий со стороны, хочу еще раз подчеркнуть: украинский УПК – это демократический документ, который усиливает защиту каждого человека. Думаю, что судьи будут соблюдать каждый пункт кодекса и защищать права граждан. Желаю судьям, чтобы им доверял народ, чтобы они были в почете и чтобы их уважали. Это самое главное и важное.
– Думаю, когда вы приедете в октябре, мы с вами еще встретимся и поговорим о законодательных новациях и Украины, и Казахстана.
– Конечно. Спасибо.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Новый УПК Казахстана почти на 90% будет похож на украинский кодекс" 26.06.2013
Ерлан Байжанов: Главный тренд – миграция в Интернет 26.06.2013
Главный оппонент 24.06.2013
Мегаполис на пути к туристическому хабу 21.06.2013
В Казахстане не происходит бесконтрольного роста тарифов на коммунальные услуги 18.06.2013
"Стартапы должны быть нацелены на рыночный спрос" 03.06.2013
Генерируя энергию будущего 31.05.2013
"Байтерек" – это не "Самрук-Казына" 30.05.2013
Талибы не пройдут 30.05.2013
Мегаполис просит земли 29.05.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz