NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 13:28 ast
11:28 msk

В парламенте ищут решения давно назревших проблем
С.Сейдуманов: Что касается областных акимов. Представьте, что объявили выборы. Не исключено, что к власти придет человек, который пообещает райские кущи, молочные реки и кисельные берега. Но уже на следующий день после того, как будут объявлены результаты голосования, счастливый победитель поймет: праздник кончился, наступили суровые будни
06.09.2013 / интервью

Юрий КИРИНИЦИЯНОВ, "Страна и мир", 3 сентября

Президент страны поставил задачу: каждый регион должен искать резервы, чтобы работать без дотаций из центра. Пока это под силу Алматы и двум западным областям – Атырауской и Мангистауской. Запад – понятно, там нефть. Алматы успешно развивает малый и средний бизнес. Выручает и банковский сектор. Но, может быть, не только в этом секрет стабильной прибыли? Как сделать регионы безубыточными? Как осуществить на практике принцип – "сильные регионы – сильная страна"? Об этом размышляет Серик СЕЙДУМАНОВ, депутат мажилиса, член Комитета по экономической реформе и региональному развитию, доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии Республики Казахстан.

Что там, за горизонтом?
– Серик Турарович! Я давно слежу за Восточным Казахстаном, с тех пор как Усть-Каменогорск выступил инициатором горизонтальных связей. На практике это выглядит так. Приезжает делегация с востока республики, к примеру, на запад страны. И говорит руководителям Актобе примерно следующее: вот вы импортируете то-то и то-то. А мы вам сделаем и лучше, и дешевле. Разумеются, такие поездки требуют тщательной подготовки. Но в век Интернета это не проблема.
– Есть ряд направлений, которые стимулируют политику экономического развития региона. Это повышение региональной конкурентоспособности и занятости населения. Поощрение экономического сближения соседних регионов. Создание инфраструктурных центров в своих областях. Поддержка местных бизнес-инициатив. При этом, естественно, следует синхронизировать выполнение республиканских программ с задачами развития каждой конкретной области. Давайте поразмышляем. Что дает каждая командировка каждой отдельно взятой области? Во-первых, появляется портфель заказов. А значит, и новые рабочие места. Во-вторых, укрепляется бизнес-сообщество внутри республики. В-третьих, горизонтальные связи укрепляют экономику страны. Каждый руководитель как бы спрашивает себя: "А что у нас там, за горизонтами родной области?" И, наконец, в-четвертых. Развиваются связи с партнерами по Таможенному союзу. Поскольку новые заказы – это современные технологии и выход на смежные предприятия в ближнем зарубежье. Одним словом, если аким профессионал, то он использует все рычаги для организационно-хозяйственной мобилизации региона.
– Как вы думаете, акимы дотационных областей озабочены тем, как распроститься со своим обидным имиджем?
– Безусловно. Президент, депутаты, члены правительства об этом тоже думают. Иначе не было бы воссоздано Министерство регионального развития. Самая важная задача, которую поставили перед новым ведомством – повысить хозяйственный и организационный потенциал всех без исключения регионов, внедрить всеобщий экономический прагматизм – принцип прибыльности, возврата от инвестиций, конкурентоспособность и соблюдение долгосрочных интересов Казахстана. И попытаться создать отдельную схему развития каждого из них, которая позволила бы выйти на путь устойчивого развития. Понятно, что при этом не обойтись без науки. Создан специальный тематический план исследовательских работ на 2013-2015 годы, состоящий из 6 научно-технических программ по научному обеспечению реализации Стратегии "Казахстан-2050". Одна из них так и называется – создание научной основы регионального развития страны. Понятно, что отношения центра с регионом могут быть как минимум двух видов. Компенсирующая и стимулирующая. Если в первом случае возникает проблема – социальная, производственная, экологическая, то ее "гасят" деньгами. В другом – центр законодательно стимулирует свои провинции, подсказывает, где и как заработать деньги. А еще выделяют средства на инфраструктурную и информационную подготовку территории, чтобы здесь появились современные производства и новые виды деятельности. Президент настаивает на том, чтобы второй принцип стал преобладающим. И это поручение выполняется. Все акиматы имеют план, рассчитанный на три года, который поможет региону выйти на устойчивое развитие. В этом вопросе есть очевидные лидеры – Алматы и Астана, где первые руководители умело и эффективно решают текущие задачи, работают над перспективными направлениями развития этих городов. Роль личности в управлении регионом очень значима. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Вы сами можете назвать еще несколько успешных руководителей областей. В целом общий вектор уже определен. И он вынесен в заголовок нашего интервью "Сильные регионы. Сильная страна".
– Вполне понятно, что экономика каждого региона может и должна "прирастать" деловым содружеством с соседними государствами. Эта идея имеет немало сторонников и в других странах Таможенного союза. "Чтобы не в Москве и в Астане подписывался каждый контракт, – предлагает одна московская газета, – а на уровне каждой области, губернии, района".
–Ну что же, идея в целом здравая…

Некрасиво получается. Не по-соседски…
– Тогда скажите, как понимать газетный заголовок "Казахстан выходит на тропу экономической войны?" В чем дело? На заседании совета экспортеров при Министерстве индустрии и новых технологий решено поднять акцизы для стран-импортеров. Что и говорить, горькая пилюля для предстоящей встречи Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина на форуме межрегионального сотрудничества двух стран. Выступая на заседании совета вышеозначенного министерства председатель совета директоров АО "Кокшетауские минеральные воды" Аскар Алиев пожаловался, что российские правила делают казахстанскую продукцию неконкурентоспособной. К примеру, чтобы начать торговлю спиртным в России необходимо положить на депозит таможенной службы РФ сумму в 4,5 раза превышающую стоимость ввозимого алкоголя. Более того, в следующем году весь импорт можно будет перевозить только на спецвавтотранспорте российских перевозчиков. Что делает рентабельность подобной торговли весьма проблематичной. Да и вообще – некрасиво получается. Не по-соседски. Как смотрит на это Парламент? Ваш комментарий…
– Мы, депутаты, постоянно отслеживаем экономические связи Казахстана и России. Эти проблемы так или иначе встают во время ратификации в Парламенте документов по двустороннему сотрудничеству. Ставим вопросы перед Министерством иностранных дел, другими ведомствами, чтобы такие проблемы решались. Не так давно, к примеру, мы выяснили, что граждане Казахстана подвергаются дополнительным проверкам на пограничных переходах. В отличие от россиян на наших пограничных пунктах. Непременным условием ратификации было устранение этого недоразумения. Факты, о которых говорит господин Алиев – это нонсенс. Если мы стремимся к Единому экономическому пространству, это означает лишь одно: товары, капитал, услуги, граждане трех стран должны пересекать границы бес-пре-пят-ствен-но! Без всяких предварительных условий и "депозитов". Без навязывания своих услуг в виде автоперевозок. Это же нечестно! Какой я вижу роль Парламента? Контроль. Не замалчивание, а открытое обсуждение всех возникающих в этом поле проблем.
– Серик Турарович, хочу наступить на больную "мозоль". Как же вы, депутаты, рискнули покуситься на святое: пенсионный возраст женщин? Неужели нельзя было найти какой-то другой источник для поступления бюджетных денег? И не было в стране ни одного издания, которое бы не отвязалось на Парламент. Сначала вы дружно проголосовали за один текст закона. Потом Президент вас "поправил". И вы все дружно переголосовали за его вариант. Как говаривал незабвенный Михаил Жванецкий, "тщательнее надо, ребята!"
– Политика – это неизбежный и порой мучительный поиск компромисса. Этот вопрос долго, очень долго обсуждался в Парламенте. В комитетах, на заседаниях рабочей группы. Этой теме был посвящен не один правительственный час в мажилисе, заседания фракции партии "Нур-Отан". Первая наша реакция – озабоченность ситуацией, а кое у кого и неприятие. Ведь у всех нас жены, матери, сестры. Поэтому мы советовались с руководством Национального банка, приглашали вице-премьера, который курирует это направление, министров труда и социальной защиты, экономики и финансов и других специалистов и экспертов. Вопрос сложный и, не будем скрывать этого, социально острый. Аргументы правительства, Национального банка были, казалось бы, убедительными, но душа не сразу с ними согласилась. Чего-то недоставало, чтобы принять решение, которое согласовывалось бы со своей совестью. И только тогда, когда мы изучили все азы и нюансы пенсионной системы, на себе познали весь механизм реального начисления пенсий (кстати, когда каждый это сделает сам, то многие иллюзии исчезнут), поняли, что все большее количество женщин в силу отсутствия необходимого трудового стажа до 1 января 1998 года, уровня заработной платы будут вынуждены довольствоваться государственным пособием по возрасту, составляющим в этом году 9330 тенге или пенсией ниже заявленного минимального размера (19 066 тенге), стало очевидно, что не реформировать нельзя, надо искать и закрепить пути законодательной защиты. Создание Единого пенсионного фонда также было принято как одно из направлений такой защиты, которая должна спасти наши пенсионные накопления от инфляции. Нашей задачей стало – дать всем женщинам шанс иметь пенсию, а правительству новые возможности по этому вопросу. И я хочу обратить ваше внимание, что в конечном итоге нам удалось смикшировать его остроту – с помощью корректировки Президента. Во-первых, в республике появятся дополнительные рабочие места для женщин. Во-вторых, их запрещено увольнять по достижении пенсионного возраста. При этом наши дамы могут уйти на пенсию и в 55 лет – если накопят 3 миллиона 100 тысяч тенге. Эта сумма гарантирует на сегодня наличие минимальной пенсии на всю оставшуюся жизнь. При этом мы особой строкой защитили пенсионерок, которые работали на трудных и вредных производствах. А также многодетных матерей. Ну и, наконец, в- четвертых. Накопления для конкретной пенсионерки может делать не только она сама, но и кто угодно: работодатель, родственники, дети. Раньше такая возможность не предусматривалась.
– Иллюзорная возможность, прямо скажем…
– И, тем не менее, она появилась. К тому же Президент не просто передвинул сроки расчетов по-новому, но сделал изменения более мягкими. Что касается России. Я уверен, что она будет вынуждена воспользоваться казахстанским вариантом, но в значительно худших условиях. Если не перейдет, то столкнется с серьезной проблемой: пенсию неоткуда будет взять.
– Я думаю, что мы справедливо уделили немало внимания этой теме, которая до сих пор муссируется в обществе. Ибо никаких сильных регионов, никого сильного государства не состоится, если большая часть людей будет чувствовать себя ущемленной и обиженной. Но, как говорится, не пенсией единой. На ваш взгляд, что надо сделать еще, чтобы регионы стали более богатыми и благополучными? Выборы сельских акимов – шаг в правильном направлении. Но ведь они мало что решают…
– Не согласен с вами! Именно там, в глубинке и начинают прорастать зерна гражданского общества. Недавно мы внесли существенные изменения и дополнения в законы о местном самоуправлении и разграничении полномочий между органами государственного управления, которые по-новому разделяют полномочия местных и республиканских органов, определяют финансовую базу вплоть до каждого сельского округа. Для деятельных, трудолюбивых сельских акимов этот документ – огромное подспорье в работе и в жизни. Надо через некоторое время внимательно изучить, что мы на деле получили в результате выборов сельских акимов, которые прошли недавно по всей стране. Что касается областных акимов. Представьте, что объявили выборы. Не исключено, что к власти придет человек, который пообещает райские кущи, молочные реки и кисельные берега. Но уже на следующий день после того, как будут объявлены результаты голосования, счастливый победитель поймет: праздник кончился, наступили суровые будни. А денег в областной казне нет. Избранный аким метнется в столицу. В Минфин. А там скажут: "Ты обещал? Ты и деньги ищи. А мы в этом представлении не участвуем". И люди в регионе останутся заложниками политических амбиций. Вы представляете, какую мы республику получим в итоге? Раздираемую экономическими и социальными проблемами. А к каким печальным последствиям это может привести? Я думаю, что у нашей страны другой путь. Медленно, но верно каждая область должна выходить на устойчивый путь развития. При этом, естественно, отчисляя часть своих налогов в республиканский бюджет. Стране нужна небольшая, но мобильная армия. Надо платить зарплату бюджетникам, поддерживать международные связи. Тратить немалые средства на культуру. Поэтому глубоко прав Президент, который однажды сказал: "Сначала экономика, потом политика". Полагаю, что в конечном итоге каждая область страны будет работать с прибылью. Кому-то понадобится для этого три года, кому-то – пять, а кому-то – все десять. Но мы на правильном пути. И с него не свернем!

Особый статус?
– Серик Турарович, мы подошли с вами к основному тезису, заявленному в нашем диалоге. В идеале каждая область страны должна работать без убытков. Но пока так не получается. Какие условия для этого нужно создать?
– В принципе задача обозначена правильно. К этому стремятся все страны, и даже большие интеграционные объединения, как Европейский союз. На это направлены самые разные программы экономических преобразований. В нашей стране их, к примеру, более двухсот пятидесяти.
– А не многовато?
– Дело в том, что все они вытекают из главного документа или должны быть синхронизированы с ним. В нашей стране сегодня – это Стратегия "Казахстан-2050".
– Если сравнить с юриспруденцией – закон и подзаконные акты…
– Примерно так. И вот теперь я подхожу к ответу на ваш вопрос: что необходимо для того, чтобы страна и каждая ее территория были успешными? Как минимум три условия. Первое: наличие стратегически выверенной, научно обоснованной программы, особой модели развития страны, которая как бы приподнимает общество над текущими задачами и обозначает высокие цели и задачи перед страной. У нас она есть. В начале это была Стратегия-2030, ныне новый прорывной проект – Стратегия до 2050 года. Второе: железная политическая воля национального лидера, его способность увлечь людей великим будущим. В этом смысле Казахстану исторически повезло. Нурсултан Назарбаев обладает масштабным мышлением, уникальными харизматическими качествами, прозорливостью. Вот уже более 20 лет он демонстрирует миру успешный выход из постсоветского кризиса, стабильное развитие и процветание руководимой им страны. И третье: государство должно располагать высокопрофессиональным, трудоспособным населением – человеческим капиталом, способным к ускоренному развитию. Да, казахстанцы в большинстве своем адаптировались к жестким условиям рынка, доля таких по разным исследованиям достигла 75-76%. Но часть граждан республики, и довольно значительная, относится еще к социально уязвимым, все еще подвержена патерналистским настроениям и ожиданиям каких-то льгот и преференций от государства.
– Перейдем к конкретике. Готовясь к нашей беседе, я просмотрел публикации разных газет. Когда заместителя акима Алматы Серика Сейдуманова избрали депутатом мажилиса, он пообещал добиваться для Алматы особого статуса. Получилось? Или журналисты что-то напутали?
– Нет, все правильно. Но это вопрос не одного дня. Да, моему родному городу необходим особый статус. Утверждая это, ни я, ни другие не выходят за рамки Основного закона. Президент страны поставил цель: каждый регион должен развиваться динамично и эффективно. Алматы с этой задачей справляется. В 2012 году региональный валовый продукт вырос на 8%. А показатель по стране – 5%. И еще одна цифра: бюджет государства на 28% состоит из средств, поступающих из Алматы. Но ведь это не предел. Я считаю, что наш мегаполис может стать своего рода полигоном, где будут ускоренно обновляться производственные активы в соответствии с самыми новейшими технологическими стандартами, испытываться самые разные экономические модели. Вот такой пример. Для финансирования какого-то проекта можно привлекать только госбюджетные деньги или средства трансферта. То есть нами же собранные налоги. Думаю, что для каких-то проектов можно было бы разрешить, например, иностранные инвестиции – под гарантии городской власти. Чтобы не согласовывать каждый доллар или евро в Астане.
– А зачем нам изобретать велосипед? Известно, что Китай поднялся за счет специальных экономических зон – СЭЗ. И мы могли бы объявить весь город одной большой СЭЗ. Разрешить "налоговые каникулы". Поощрять предпринимателей, которые возьмутся выпускать продукцию на основе высоких технологий…
– Возможно, кому-то эта идея покажется привлекательной. Но, на мой взгляд, она слишком радикальна. Ведь бюджет страны сразу "похудеет". Поскольку кроме Алматы, Мангистауской и Атырауской областей, как мы уже отмечали, все остальные регионы – дотационные. К тому же СЭЗ в таком масштабе обязательно должен тщательно обсуждаться как в высших эшелонах управления, так и всем обществом, особенно политиками и экономистами. Лично я считаю такое предложение преждевременным. СЭЗ как экономический инструмент возможен, на мой взгляд, в строго ограниченных объемах, например, в районе или малом городе страны. "Налоговые каникулы" для жителей мегаполиса не решат ни тактических, ни стратегических задач развития страны.

Готовимся к встрече регионов
– Не так давно исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка) предложил тысяче россиян в возрасте от 18 до 60 лет выразить свою степень доверия зарубежным политическим деятелям. На первом месте почему-то Ангела Меркель (42%), на втором – Нурсултан Назарбаев (36%), который поощряет кооперацию между областями Казахстана и России. Президент поддержал идею первого в республике форума регионов, на который, как ожидается, приедут и гости из ближнего зарубежья. Расскажите об этом мероприятии…
– Пока нам о нем известно только в самых общих чертах. Скорее всего, это будет серия выставок, встреч бизнесменов, круглых столов и научно-практических конференций. Подчеркну: это будет сугубо деловая, а не парадная встреча. Для меня форум интересен и как для законодателя, и как для представителя успешного региона. Я бы не стал исключать и культурную программу, которая связана с экономикой. Расскажу о собственном опыте. В прошлом году – я тогда работал заместителем акима города Алматы – мы вспомнили хорошо забытое советское прошлое. И направили по заданию акима Алматы в период уборки урожая бригады алматинских артистов в Костанайскую и Северо-Казахстанскую области. И хотя в целом Казахстан в прошлом году довольствовался скромными показателями – засуха спалила посевы – нам в городе удалось удержать цены на хлеб и муку, в том числе благодаря хорошо налаженным деловым связям с двумя житницами республики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Елена Бахмутова: Пенсионная система должна совершенствоваться 30.09.2013
В Казахстане минул год с момента назначения нынешнего состава кабинета министров 24.09.2013
Рахман Алшанов: "Рейтинги надо оценивать спокойно и объективно" 23.09.2013
В контексте коллективной безопасности 23.09.2013
Благодаря дальновидной идее Президента 19.09.2013
Активное долголетие – категория экономическая 18.09.2013
"Я посвятил свою жизнь журналистике" 17.09.2013
Народ может спать спокойно 10.09.2013
Нации подобны людям, чье достоинство начинается с осознания себя 10.09.2013
Министр Божко: "Казахстан позиционирует себя активным участником антиядерного движения" 09.09.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz