NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)
Вам какой президент больше нравится?








Поиск  
Вторник 17.09.2019 07:42 ast
04:42 msk

В Казахстане минул год с момента назначения нынешнего состава кабинета министров
Г.Илеуова: В заслугу премьеру ставят сейчас то, что он не начал свою работу с озвучивания какого-то нового мегапроекта, как это делали его предшественники, а занялся выполнением текущих государственных программ, которые не потеряли своей актуальности и имеют продолжительный период реализации
24.09.2013 / интервью

Олег СИДОРОВ, "Литер", 24 сентября

Быстро пролетел год с того момента, как в Казахстане сменилось правительство. Напомним, что 24 сентября 2012 года президент страны Нурсултан Назарбаев подписал указ о назначении Серика Ахметова премьер-министром. За истекшие календарные 12 месяцев казахстанцы успешно пережили холодную зиму и отопительный сезон. Запомнилась работа правительства и по модернизации пенсионной накопительной системы, которая привела к отставке министра труда и социальной защиты населения Серика Абденова. Хотя он оказался не единственным, кто покинул состав правительства, если вспомнить про экс-министра науки и образования Бахытжана Жумагулова, запланировавшего слияние и поглощение вузов на "рынке знаний". Не так давно свои итоги работы правительства подвел центр социальных и политических исследований "Стратегия", выводы которого оказались интересными. Как оказалось, скромность украшает премьер-министра Серика Ахметова, и еще эксперты выяснили, что нынешний состав правительства не боится трудностей. Какими возможностями и способностями обладает кабмин? Об этом рассказывает руководитель "Стратегии" Гульмира Илеуова.
– Не так давно вы проводили исследование по итогам деятельности нынешнего состава правительства. Как оценивает экспертное сообщество страны работу кабинета министров? И по каким критериям вы оценивали производительность труда?
– По результатам экспертного опроса, а всего мы опросили 35 экспертов, в адрес правительства чаще всего звучала оценка "удовлетворительно" (40 процентов), 29 процентов считают, что правительство работает хорошо, и 31 процента – что плохо. В целом следует отметить, что оценки оказались неплохими.
Следует начать с того, что премьер-министр не может играть активную роль при формировании состава правительства. В данном случае Серик Ахметов имеет ту команду, которая сложилась ранее. Да и сам он давно является ее членом.
Базовыми индикаторами оценки работы правительства эксперты назвали повышение уровня жизни населения, динамику цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости и выполнение государственных программ. А по этим критериям изменения были в течение года далеко не однозначные. В то же время такой показатель, как рост ВВП, наиболее цитируемый членами кабинета министров, эксперты посчитали "неинтересным" при оценке эффективности работы правительства. Вот отсюда и сложилась общая картина работы правительства.
Вместе с тем, если привести данные опросов населения, одобрение деятельности Серика Ахметова респондентами имело и имеет довольно высокий уровень – 68–70 процентов на начало лета. Более свежих данных у меня нет, и возможно, ситуация изменилась. Но это был один из самых высоких рейтингов одобрения премьеров из тех, что мы когда-либо получали.
– Какие направления в деятельности правительства оказались более успешными и на каких участках министрам еще предстоит, засучив рукава, поработать в поте лица?
– Если вернуться к опросу экспертов, то мы попытались вывести индекс эффективности, или, если хотите, успешности работы правительства по основным направлениям. Для этого экспертам предлагалось оценить активность и результативность прикладываемых усилий, а разницей и стал условный индекс. Таким образом, наиболее успешной признана работа правительства по таким направлениям, как транспорт, энергетика, международные отношения. В данном случае, по мнению опрошенных, заметна отдача от инфраструктурных проектов, которые осуществляются в настоящее время; ими отмечаются также шаги в сфере электроэнергетики: принятие программы "Энергосбережение-2020", строительство ЛЭП, новых ТЭЦ и ГЭС. Что касается сферы международных отношений, то в этом случае признаются успехи Министерства иностранных дел, которые выражаются в том числе в привлечении иностранных инвестиций. Однако успехи эти эксперты считают правильнее относить не только к деятельности правительства и МИДа, но в первую очередь к заслугам Главы государства.
Анализ ответов показал, что прежде всего на оценки экспертов оказало влияние, безусловно, негативное отношение к прохождению пенсионной модернизации, а точнее, к повышению возраста выхода женщин на пенсию до 63 лет. Критически отнеслись эксперты к озвученной министром экономики и бюджетного планирования Ерболатом Досаевым идее повышения налогов на транспорт и жилье, считая ее непроработанной и непросчитанной в должной мере. Как отметил один из экспертов: "Вместо долгосрочных и структурных реформ используют только методы быстрого пополнения бюджета (повышение сборов и налогов)".
– Одним из критериев эффективности работы правительства население и эксперты часто называют реализацию государственных программ. Кстати, это же направление нередко вызывает нарекания со стороны общественности. В связи с этим хотелось бы поинтересоваться, почему неисполнение подобных документов не приводило к громким отставкам министров?
– В целом выполнение государственных программ является одним из важнейших базовых индикаторов оценки эффективности правительства, и не только правительства Ахметова. В заслугу премьеру ставят сейчас то, что он не начал свою работу с озвучивания какого-то нового мегапроекта, как это делали его предшественники, а занялся выполнением текущих государственных программ, которые не потеряли своей актуальности и имеют продолжительный период реализации. Чтобы понимать, что происходит с госпрограммами, нужно посмотреть на вопрос с точки зрения того, как у нас вообще выстроена система контроля эффективности. И выясняется, что главный показатель – это освоение средств, выделенных на реализацию программы, и именно по этому показателю чаще всего даются оценки, выполнена программа или провалена. При этом другие цели, в том числе социальные эффекты, просчитываются слабо или не просчитываются вовсе.
Например, в данное время наша организация участвует в проекте по оценке реализации первого этапа государственной программы развития здравоохранения "Саламатты Казахстан", которая рассчитана до 2015 года. Программа осуществляется третий год. Не умаляя значения других экономических направлений, я считаю ее важнейшей на данный период времени. На реализацию данной программы изначально было заложено около 400 млрд тенге. Пока в качестве промежуточного вывода могу отметить следующее: со здоровьем населения, как и в системе здравоохранения, у нас еще с советских времен сложились значительные проблемы. Быстро изменить эту ситуацию невозможно, но государство делает шаги в сторону улучшения. Видим ли мы их? Думаю, многие затрудняются дать на вопрос положительный ответ.
Провалена ли программа? И вот тут, по-моему, не стоит спешить с оценкой. Скрининговые осмотры на первом этапе демонстрируют статистику значительного роста заболеваний, но это за счет их выявления, в дальнейшем, если программа рассчитана правильно, должно произойти снижение показателей в связи с оказанием своевременной медицинской помощи. Так что на этом примере видно, что не по всем государственным программам можно делать быстрые и решительные выводы. Но вот что точно плохо работает, так это система информирования населения о прохождении реформы, о ее возможностях для населения: так, по нашим данным, 62 процента опрошенных не знает об этой программе, более того, о ней слабо осведомлены сами медработники. По официальным данным, в 2013 году на информационное освещение прохождения реформы заложено 48 млн тенге. Так что эти 48 млн тенге тратятся неэффективно. Или средств выделено недостаточно.
Что касается влияния неисполнения программ на политические судьбы акимов и министров, то, как я поняла, на днях принята концепция государственного аудита. Если правительство сможет внедрить ее полноценно, то это можно считать большим его достижением, отставки будут более обоснованными и систематическими.
– Было бы интересно узнать, какое собирательное название опрошенные эксперты давали нынешнему кабинету министров?
– Почти половина опрошенных экспертов, 49 процентов, назвала кабинет министров "правительством непопулярных мер". В такой оценке есть своя особенность. Большинство экспертов отметило, что правительство не пытается дистанцироваться от принятия сложных решений (модернизация пенсионной системы, перемены в фискальной политике, увеличение тарифов и т.д.). Проблемы накопились, и откладывать их на завтрашний или послезавтрашний день было опасно. Но для меня самый важный вопрос – это вопрос проработанности принимаемых мер. И здесь есть нюансы, достаточно вспомнить модернизацию пенсионной системы, которую президент Нурсултан Назарбаев вернул на доработку. Сейчас решается вопрос о повышении налогов на машины и имущество граждан, что в первую очередь затронет более состоятельных казахстанцев. В обществе можно услышать даже такой аргумент, мол, ничего, если раскулачат "богатеньких", с них не убудет. Однако это не просто "богатеи", а наиболее активная и продуктивная часть общества и к тому же находящаяся в легальном поле. Но почему-то до сих пор не видно конкретных шагов по выводу из тени солидного процента самозанятого населения, которое если и платит что-то, то вряд ли в государственный бюджет. Может, здесь тоже надо наводить порядок или слишком хлопотно?
– Оценивая работу любого правительства, как правило, думают о конкретной персоне премьер-министра. Насколько Серик Ахметов успешно справляется со своими обязанностями и как экспертное сообщество оценивает его потенциал и перспективы?
– По результатам опроса в целом сложился позитивный образ премьер-министра. 63 процента экспертов отзываются о нем положительно, и еще 60 процентов считают, что он справляется со своими обязанностями.
Чаще всего, когда эксперты говорили об Ахметове, они обращали внимание на его нежелание "светиться" в СМИ, заниматься самопиаром, выдвигать масштабные проекты, что, в общем-то, характеризует его с лучшей стороны. Возможно, поэтому за Сериком Ахметовым закрепился имидж премьера-технократа, хозяйственника, производственника, который планомерно решает поставленные задачи. Также на положительную оценку работы премьер-министра оказывает влияние отсутствие громких коррупционных скандалов в правительстве за прошедший год.
В целом, как я уже говорила, в этом правительстве все не новички, вопрос только в том, сложились ли они по-настоящему в команду? Пока что, как отмечали эксперты, за этот год правительство проходило организационный этап своего существования. Не следует забывать в этой связи о создании нового Министерства регионального развития, повлекшего значительное перераспределение полномочий внутри кабинета. Так что правительство, как и сам премьер Серик Ахметов, находятся в ситуации, когда они должны работать слаженно и результативно перед лицом довольно сложных задач, и уже очевидно, что они будут нести личную и коллективную ответственность за свою работу в довольно непростой период развития страны.
* * *
Какие плюсы и минусы вы запомнили за год работы нынешнего правительства?
Вопрос дня
Нурлан ЕРИМБЕТОВ, общественный деятель:
– Считаю, что большой плюс действующего правительства в том, что за год его работы не было популизма. Мне кажется, что всегда был вполне откровенный и честный разговор. Думаю, в этом большая заслуга председателя правительства. Я считаю, даже если нам будет тяжело, надо откровенно говорить о проблемах людям, а страна поймет. Не надо заигрывать с населением. О налогах, о пенсионной системе, о ценах, о том, что касается нашей экономики и не только, мы узнавали не из социальных сетей и не по слухам, а из первоисточника на заседаниях правительства. Что касается минусов, то, мне кажется, надо быть более боевитыми и самокритичными в вопросах нашего участия в международных интеграционных проектах. То есть я не хочу, чтобы это было отдано на откуп дешевым политологам и воинствующим патриотам.
Андрей ЧЕБОТАРЕВ, политолог:
– Если смотреть на положительные стороны, то в основном они связаны с личностью самого главы правительства Серика Ахметова, который олицетворяет собой профессионального управленца. Но если брать все правительство в целом, какие-то серьезные плюсы сложно разглядеть, потому что, в принципе, нынешнее правительство представляет собой некую "сборную солянку". То есть премьер не формирует правительство, и оно вынуждено работать вразнобой, формально, да, подчиняясь премьеру, при этом реального подчинения очень мало. Что касается минусов, то самый серьезный это, конечно, провальные действия вокруг пенсионной реформы, на которые обратил внимание президент и которые нашли негативный резонанс в обществе. Кроме того, ситуация вокруг падения ракеты-носителя на космодроме Байконур, когда профильные министерства, включая Министерство экологии, среагировали несвоевременно.
Данияр АШИМБАЕВ, политолог:
– В данном случае сложно делить на минусы и плюсы. Правительство находится в странном состоянии, когда основной его задачей, грубо говоря, является разгребание тех завалов, которые накопились за последние годы. Эти проблемы долгое время накапливались и, как снежный ком, сорвались именно в последние месяцы. То есть нынешнее правительство пришло как бы на одни задачи, а фактически вынуждено заниматься своеобразным антикризисным менеджментом. При этом видно, что правительство цельной командой пока не является. То есть мы видим и внутренние противоречия, и неспособность некоторых членов правительства четко отстаивать свою точку зрения, и внутреннюю борьбу. Говоря о позитиве, в целом чувствуется деловой настрой, без реформаторского зуда. Стиль работы правительства стал более сбалансированным.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Елена Бахмутова: Пенсионная система должна совершенствоваться 30.09.2013
В Казахстане минул год с момента назначения нынешнего состава кабинета министров 24.09.2013
Рахман Алшанов: "Рейтинги надо оценивать спокойно и объективно" 23.09.2013
В контексте коллективной безопасности 23.09.2013
Благодаря дальновидной идее Президента 19.09.2013
Активное долголетие – категория экономическая 18.09.2013
"Я посвятил свою жизнь журналистике" 17.09.2013
Народ может спать спокойно 10.09.2013
Нации подобны людям, чье достоинство начинается с осознания себя 10.09.2013
Министр Божко: "Казахстан позиционирует себя активным участником антиядерного движения" 09.09.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.09.19 Вторник
88. ЕРЕМЕНКО Анатолий
80. ТОКПАКБАЕВ Сат
75. БАЙНАЗАРОВ Галым
73. БЕРДИНОВА Жакен
71. ЛУКПАНОВ Таумурат
71. ПРИМБЕТОВ Сеpик
71. СКАКОВ Амангельды
69. ТАСМАГАМБЕТОВА Нурсулу
66. ЕЛЕВФЕРИЙ
64. АШИРБАЕВ Бауржан
62. ЖЫЛКЫШИЕВ Болат
62. ЧУДРОВ Яхия
60. АПСАЛИКОВ Серик
58. КОРОЛЬ Андрей
55. АЙДАРБЕКОВ Зейнабил
...>>>
18.09.19 Среда
79. ДАВЛЕТОВА Людмила
71. ШНЕЙДМЮЛЛЕР Владимир
67. НАКАНОВ Болат
65. КАСЫМОВ Алибек
64. САГАЛИЕВА Наслизат
63. АБИЛЬДИН Танжарык
62. АРТЫКБАЕВ Марат
59. БЕКБАСАРОВ Шакир
55. АЛИПБЕРГЕНОВ Махмут
54. БЕКТАНОВ Мурат
52. ТОРТАЕВ Бауржан
49. АЙСАРИЕВА Мадина
48. АБДЫГАЛИЕВ Берик
48. КАЗИЕВ Ильяс
45. АЗИРБАЕВ Мухит
...>>>
19.09.19 Четверг
82. БЕЛЯКОВ Владимир
69. АКИЯНОВА Фарида
66. ТОРТАЕВ Ильяс
65. ЛОБАНОВ Александр
62. ДЕМИН Иван
62. ОТЕМУРАТОВ Акимжан
62. СЕЙДУАЛИЕВ Нурмухан
59. САЙДЕНОВ Анвар
57. САГДИЕВА Раушан
56. ДИЛЬМУХАМБЕТОВ Туремурат
54. ЯШИН Сергей
51. АЛДОНГАРОВ Куаныш
51. БЕК Арыс
48. ТУРГАНОВ Тимур
46. БАЛЛО Елена
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz