NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:58 ast
22:58 msk

Глава государства поставил задачу – создать правоохранительную систему, отвечающую ожиданиям общества и высоким международным стандартам
А.Шпекбаев: Гуманизация законодательства привела к существенному сокращению количества людей, вовлеченных в орбиту уголовного преследования, уменьшению почти на четверть тюремного населения страны
01.11.2013 / интервью

Фарида АХМЕТОВА, "Казахстанская правда", 31 октября

Близится к завершению 2013 год, который стал для казахстанцев насыщенным и ответственным. Началась реализация исторической по своей значимости Стратегии "Казахстан-2050", предложенной народу Главой государства Нурсултаном Назарбаевым. Как известно, одним из ее приоритетов обозначена дальнейшая модернизация правоохранительной системы. В связи с этим мы решили задать несколько вопросов заведующему Отделом правоохранительной системы Администрации Президента РК Алику Шпекбаеву.
– Еще в августе 2010 года был принят Указ Президента о мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Казахстане. Прошло три года и, очевидно, уже есть определенный задел, позволяющий успешно решать задачи, поставленные Главой государства в Стратегии "Казахстан-2050". Расскажите о том, что сделано за это время.
– Прежде всего надо сказать о том, что в русле реализации Указа Президента от 17 августа 2010 года приняты 19 законов, ориентированных на внедрение новой модели правоохранительной деятельности, позволяющей расширить спектр институтов и инструментов обеспечения правопорядка, защиты прав граждан, интересов общества и государства. На этой законодательной основе осуществлен комплекс мер, направленных на улучшение качества персонала и работы правоохранительных органов в целом.
В частности, осуществлена оптимизация структуры и штатной численности, позволившая сосредоточить усилия на основных направлениях работы, укрепить городские и районные подразделения. Четко разграничена компетенция органов правопорядка, они освобождены от несвойственных функций, устранено дублирование в их деятельности. Утверждены единые стандарты и правила прохождения службы, что является важным условием модернизации кадровой политики правоохранительных органов.
Упрощено досудебное производство. Это позволило снизить нагрузку на следственные органы по очевидным преступлениям. К примеру, удельный вес таких уголовных дел, направленных в суд органами финансовой полиции, за 9 месяцев нынешнего года возрос более чем в два раза. Органами внутренних дел по упрощенной модели досудебного производства за этот же период направлено в суд каждое четвертое уголовное дело.
Это имеет большое значение для концентрации усилий на пресечении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, представляющих повышенную опасность для общества.
Гуманизация законодательства привела к существенному сокращению количества людей, вовлеченных в орбиту уголовного преследования, уменьшению почти на четверть тюремного населения страны. Важно сохранить человека для общества и семьи, предупредить преступление, сделать неотвратимым наказание за его совершение.
Превалирование в уголовном законодательстве мер наказания, альтернативных лишению свободы, позволит сделать решающий шаг к изменению правоприменительной политики.
Установлению доверительных отношений с гражданами и усилению ориентации полиции на оказание услуг населению способствует проводимая поэтапно политика снижения уровня милитаризации правоохранительных органов. Только на первом ее этапе сняли погоны и перешли в категорию гражданских служащих около 9 тысяч сотрудников.
При всех правоохранительных органах созданы общественные советы, призванные осуществлять функции гражданского контроля и выступать в роли инструмента расширения взаимодействия с населением.
– Долгие годы не решалась проблема латентной преступности, связанной с укрытием преступлений. В правоохранительных органах укоренилась порочная практика манипуляций статистическими и иными отчетными данными, не отражавшими реальную картину преступности. Руководители всех уровней и рангов были озабочены, в первую очередь, тем, чтобы не испортить показатели. Ради этого их подчиненные нередко шли на прямое нарушение закона, попирали права граждан. Вы смогли переломить эту ситуацию?
Да, удалось навести порядок в сфере учетно-регистрационной дисциплины, более того, введена уголовная ответственность за укрытие преступлений. В Закон "О правоохранительной службе" внесено дополнение, предусматривающее увольнение руководителя территориального органа за непринятие мер по недопущению укрытия преступлений от учета.
В настоящее время используется электронная регистрация заявлений, любой обратившийся в правоохранительные органы имеет возможность отслеживать судьбу своего заявления, для чего ему выдается соответствующий электронный талон.
Число ежесуточно регистрируемых обращений криминального характера возросло с 250–350 в 2010 году до 1 100–1 500 в текущем, что способствует формированию достаточно объективной уголовной статистики, отражающей реальную ситуацию и позволяющей принимать правильные управленческие решения.
При этом оперативная обстановка не осложнилась и находится под контролем. Более того, наметилась устойчивая тенденция снижения особо тяжких преступлений, удельный вес которых вместе с тяжкими видами в общей структуре преступности сегодня не превышает 11%. В 90-е годы они составляли половину регистрируемых преступлений.
Объективной оценке криминогенной ситуации способствует новая формула раскрываемости преступлений, внедренная с учетом международного опыта, которая исключает мотивацию к их укрытию и повышению показателей за счет манипуляции статистическими данными. Отныне основным внутренним критерием определения эффективности оперативно-следственной работы служит уровень раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений.
В связи с этим существенно возрастет ответственность правоохранительных и других государственных органов за предупреждение и профилактику иных видов преступлений. Решение этой важной задачи приобретает особую актуальность в связи с реализацией инициативы Главы государства о формировании в обществе нулевой терпимости к правонарушениям.
– Использование новых технологий, надо полагать, не ограничивается только сферой работы с обращениями граждан. На что еще вы хотели бы обратить внимание наших читателей?
– Мы начали поэтапный переход к современным методам превентивного воздействия на преступность и расследования уголовных дел с использованием инновационных технологий. Например, на основе опыта стран, добившихся значительных успехов в борьбе с коррупционными преступлениями, в Агентстве финансовой полиции создан Ситуационный центр, позволяющий без выхода на проверки выявлять коррупционные риски и признаки противоправной деятельности, предотвращать на ранней стадии нерациональное использование и хищение бюджетных средств.
Рациональному распределению сил правопорядка в населенных пунктах способствовало внедрение в практику работы правоохранительных органов "электронной карты преступности", наглядно воспроизводящей криминогенные районы, вплоть до улиц и домов. Начали использоваться интеллектуальные системы мониторинга и обеспечения общественной и дорожной безопасности. Созданы и функционируют мобильные центры оперативного управления.
Одним из объектов внедрения новых технологий стали внешние границы Таможенного союза. В настоящее время ведется работа по интеграции автоматизированных информационных систем стран-участниц этого объединения.
В целях снижения административного давления на бизнес и более действенной защиты прав предпринимателей в органах прокуратуры созданы специализированные подразделения по надзору за применением законов о предпринимательстве.
Масштабная внеочередная аттестация сотрудников, проведенная в 2012 году, позволила существенно обновить персонал правоохранительных органов, включая руководящий состав.
Особое внимание уделялось развитию сотрудничества в сфере правопорядка с другими странами и международными организациями. Начата работа по созданию Евразийской полиции, что будет иметь большое значение в условиях углубления интеграционных процессов в регионе.
– Да, сделано немало, но, надо полагать, это лишь начало той большой работы в сфере правопорядка, которая связана с реализацией нового политического курса государства.
– Глава государства поставил задачу – создать правоохранительную систему, отвечающую ожиданиям общества и интересам дальнейшего развития. Исходя из этого, в Стратегии "Казахстан-2050" ее дальнейшая модернизация признана важным приоритетом. Прежде всего, мы должны принять системные меры по повышению эффективности правовой основы борьбы с преступностью.
Как вы знаете, в Парламенте уже обсуждаются проекты 3-х кодексов: Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного. На очереди Кодекс об административных правонарушениях. Принятие этих и других законодательных актов позволит вывести правовую систему Казахстана на качественно новый уровень развития, позволяющий обеспечить более эффективную защиту интересов личности, общества и государства.
К примеру, предполагается отнести к компетенции суда ряд следственных действий, затрагивающих права и свободы граждан, вводится должность следственного судьи, существенно расширяется судебный контроль. Предлагается отказаться от изжившей себя практики доследственной проверки и возбуждения уголовных дел, возвращения их судом на дополнительное расследование. Будут рассмотрены новеллы, связанные с внедрением института процессуального соглашения с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым и другие.
В проекте Уголовно-исполнительного кодекса закрепляется правовое положение осужденных, соответствующее международным стандартам обращения с заключенными. Будет осуществляться поэтапный переход от отрядно-барачного к покамерному содержанию осужденных (уже переведено на камерное содержание 10% контингента мест лишения свободы). Особое внимание должно уделяться обеспечению трудозанятости лиц, отбывающих наказание, путем расширения производственной деятельности, улучшения правовых и организационных условий для работодателей.
Существенно пересмотрена процедурная часть Кодекса об административных правонарушениях путем введения механизма процессуальной экономии через призму расширения прав личности. В проекте документа есть новеллы, предусматривающие установление фиксированных размеров штрафов и стимулирующие их своевременную оплату. Это, безусловно, будет способствовать снижению коррупционных правонарушений.
– Позволю себе напомнить, что в своем Послании Президент обратил особое внимание на необходимость резкого усиления борьбы с коррупцией. Этому, очевидно, должна способствовать и инициатива Главы государства о формировании нулевой терпимости к коррупционным правонарушениям. Какими, на ваш взгляд, должны быть дальнейшие шаги в этом направлении?
– В настоящее время межведомственная экспертная группа завершает подготовку проекта новой антикоррупционной стратегии. В ходе этой работы был обобщен и использован опыт стран, добившихся наиболее впечатляющих успехов в борьбе с коррупцией.
Правовые и организационные механизмы противодействия коррупции должны соответствовать высоким целям Стратегии "Казахстан-2050". Косметическими изменениями не обойтись. Поэтому будут кардинально обновлены законодательство и подходы к антикоррупционной деятельности.
– В соответствии с Общенациональным планом реализации Стратегии "Казахстан-2050" предусмотрена разработка и реализация Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы республики на 2014-2020 годы. В какой стадии находится подготовка документа, который станет основным для правоохранительных органов в текущем десятилетии? Какие индикаторы и меры найдут в нем отражение?
– Госпрограмма подготовлена, прошла все этапы согласования и в ближайшее время будет представлена на утверждение Главе государства. Опубликование проекта документа на сайте Генеральной прокуратуры, проведение цикла конференций, "круглых столов" и других публичных мероприятий позволило учесть мнение ученых, экспертов, граждан по многим вопросам обеспечения правопорядка.
На наш взгляд, принципиально важно, что ее целевыми индикаторами являются уровень доверия граждан к правоохранительным органам, а также качество и своевременность предоставляемых ими государственных услуг. В этой связи начата разработка критериев внешней оценки работы органов правопорядка, включая мониторинг и изучение общественного мнения.
В проекте Госпрограммы предусмотрены меры, направленные на совершенствование административных регламентов государственных услуг, предоставляемых правоохранительными органами. В Астане, Алматы, Караганде и Актау уже созданы и функционируют первые специализированные ЦОНы по предоставлению услуг, связанных с регистрацией автотранспорта, выдачей водительских удостоверений и технических паспортов. Эта работа в дальнейшем получит развитие.
Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов будет осуществляться путем совершенствования ее организационно-правовой основы, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры, модернизации кадровой политики и ведомственного образования.
Целый комплекс задач мы намерены реализовать на основе Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам правоохранительной службы", разработка которого предусмотрена Госпрограммой.
Особое внимание уделяется внедрению современных информационных технологий. К примеру, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры принимаются меры по созданию Единой информационной системы правоохранительных органов, которая позволит использовать в режиме реального времени базы данных, необходимые для своевременного пресечения и раскрытия преступлений.
Эта система, интегрировавшая на сегодняшний день 49 баз данных, уже облегчила работу правоохранительных органов. Теперь, не выходя из кабинета, за считанные минуты можно определять номера уголовных дел, проверять лиц на предмет судимости, розыска, учета в психиатрических и наркологических учреждениях, получать много другой важной информации.
Малые города и районы будут охвачены сетью центров оперативного управления.
Без этих и других современных технических средств и информационных технологий обеспечения общественной безопасности в современных условиях невозможно добиться высокого уровня правопорядка.
Более эффективному использованию кадрового потенциала правоохранительных органов будет способствовать универсализация полицейской деятельности. Это объективно обусловленный процесс, связанный с неизбежной унификацией правовых институтов и правоприменительной практики в условиях углубления глобальных и региональных интеграционных процессов.
Первым шагом на этом направлении является упразднение Комитета дорожной полиции и передача его функций в административную полицию, что позволит более рационально и целенаправленно использовать силы и средства по обеспечению безопасности людей на улицах и дорогах страны.
По-прежнему будет уделяться большое внимание освобождению правоохранительных органов от несвойственных функций. К примеру, предполагается передать медицинское обслуживание лиц, осужденных к лишению свободы, и следственно-арестованных из ведения МВД в Министерство здравоохранения.
– Задача дальнейшей модернизации правоохранительной системы, надо полагать, тесно увязана с проблемой мобилизации человеческого капитала. Что делается в этом плане?
– Подготовлена новая концепция кадровой политики. Ее мы рассматриваем в качестве действенного инструмента реализации Госпрограммы. Сегодня, вы правы, это направление работы приобретает особую значимость. Человеческий фактор выступает определяющим для создания правоохранительной системы, пользующейся высоким доверием граждан.
Большое внимание будет уделяться вопросам планирования потребностей в специалистах, совершенствования системы отбора, аттестации и расстановки кадров, повышения качества и мотивации персонала. Уже создана и работает Комиссия по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах при Президенте Республики Казахстан. Начата работа по формированию Президентского резерва руководителей правоохранительных и специальных органов.
Отбор и подготовка кадров будут осуществляться на основе современных технологий, в том числе, с использованием полиграфа.
Мы придаем большое значение пересмотру форм и методов первоначальной подготовки вновь принимаемых на службу и обучению руководящего состава с использованием наилучшего зарубежного опыта. Для этого создается межведомственная Академия правоохранительных органов. При ней будут действовать научно-исследовательский институт по изучению проблем общественной безопасности, институт повышения профессионального уровня, институт послевузовского образования.
Деятельность Академии, не имеющей аналога на постсоветском пространстве, мы надеемся, станет важным фактором реформирования правоохранительной системы, усиления сотрудничества с коллегами из других стран.
В текущем году осуществлено повышение выплат за специальные звания. Улучшение денежного и пенсионного обеспечения предусмотрено в проекте госпрограммы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Свита делает короля" 29.11.2013
"С 2014 году по маршруту Омск-Павлодар-Атасу-Алашанькоу технически мы сможем транспортировать большой объем нефти" 28.11.2013
Наши национал-патриоты не любят свою страну 28.11.2013
Новейшие технологии подождут 26.11.2013
Екатерина Безымянная: "Литература никак не влияет на выбор профессии" 22.11.2013
Учиться следовало бы профессионализму, ответственности и скромности 19.11.2013
Коней на переправе не меняют?.. 15.11.2013
Эта дата – начало новейшей экономической истории нашего государства 15.11.2013
Нерыночные отношения 15.11.2013
Китайские цели в Центральной Азии 12.11.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz