NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 17:11 ast
15:11 msk

"Государство должно являться базовым звеном организации использования природных ресурсов"
У.Карабалин: Большинство разрабатываемых на суше месторождений углеводородного сырья Казахстана достигли стадии максимального уровня годовой добычи. Поэтому, дальнейший рост добычи, в первую очередь, связан с интенсификацией разработки месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган
04.11.2013 / интервью

mgm.gov.kz, 31 октября

Интервью У.Карабалина для журнала Caspian
– Узакбай Сулейменович, в сентябре Правительством РК была одобрена Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора, представленная вашим ведомством. Расскажите о сути и приоритетах, определяемых этим документом для дальнейшего развития отрасли.
– Концепция готовилась нашим Министерством совместно с рядом других министерств и заинтересованных органов. В результате, мы представили современное концептуальное видение управления сырьевыми ресурсами, в особенности углеводородами и твердыми полезными ископаемыми.
Концепция предусматривает, что именно государство должно являться базовым звеном организации использования природных ресурсов, которые были и пока остаются фундаментом социально-экономических преобразований. Эффективность использования ресурсов должна опираться на комплексные подходы и сбалансированность интересов отрасли и государства в целом.
Кроме того, функционирование ряда сырьевых отраслей носит глобальный характер, и это диктует необходимость взвешенного учета внешних и внутренних факторов.
В Концепции выделены 8 приоритетных целей:
Первая. Дальнейшее изучение природных ресурсов, поиск и учет новых месторождений. Ключевая задача – стремиться к восполняемости сырьевой базы через развитие соответствующего научно-исследовательского потенциала, внедрение передовых технологий, систематизацию баз данных и осуществляемых мероприятий.
Вторая цель – наращивание темпов добычи и поставки на мировые рынки природных ресурсов для использования высокого мирового спроса в интересах страны. По экспертным оценкам – возрастающий спрос на углеводородное сырье будет наблюдаться до 2030 года. Далее, существует вероятность активного продвижения альтернативных видов энергии. В интересах бюджета страны целесообразно максимально использовать мировую конъюнктуру.
Третье. Обеспечение внутреннего рынка горюче-смазочными материалами отечественного производства, в т.ч. в соответствии с новыми экологическими стандартами. Концепция направлена на полное решение проблемы самообеспечения внутреннего рынка ГСМ.
Четвертое. Создание условий привлечения иностранных инвестиций только на условиях применения современных технологий добычи и переработки сырья, а также создания новейших производств.
В своем недавнем выступлении на открытии третьей сессии Парламента Глава государства отметил, что важнейшая и приоритетная задача – принятие изменений в Закон "О недрах и недропользовании". К сожалению, имеются случаи, когда получают права на освоение природных ресурсов, но ничего в них не инвестируют, фактически, выводя их из экономического оборота. Месторождения, в которые не вкладываются средства, необходимо возвращать государству и передавать другим инвесторам. Также надо предусмотреть механизмы по обязательным требованиям к инвесторам в плане содействия диверсификации экономики Казахстана на стадии заключения контрактов или внесения в них изменений.
Пятое. Развитие производства альтернативных видов энергии.
Эта цель фигурирует в целом ряде стратегических документов государства. Президентом страны поставлена задача обеспечения не менее половины всего совокупного энергопотребления через альтернативные и возобновляемые виды энергии.
Шестое. Внедрение добывающими предприятиями только экологически безвредных производств.
Для реализации данной цели Концепция предусматривает использование как технических, так и экономических мер по предотвращению загрязнения окружающей среды, недопущения и ликвидации негативных последствий недропользования.
Седьмое. Создание стратегического "резерва" углеводородного сырья.
На основе анализа долгосрочных тенденций мировой энергетики проект Концепции рассчитан на дальнейшее изучение вопроса создания стратегического "резерва", в особенности для внутренних нужд экономики.
Восьмое. Оптимальное управление доходами от сырьевого сектора.
В настоящее время нефтегазовая отрасль обеспечивает весомую долю ВВП и с учетом Национального фонда эта доля значительно возрастает.
Вместе с тем, сфера природных минеральных ресурсов также нуждается в укреплении финансовой базы для реализации политики восполнения сырьевого потенциала. Текущая ситуация во многом опирается на заделы "советского" периода. Модернизация добывающего комплекса, более активная работа по поиску и учету новых ресурсов должна подкрепляться более активной финансовой поддержкой государства.
– Президент РК на заседании правительства РК поставил задачу – выработать эффективную систему управления углеводородными ресурсами, ограничив в перспективе добычу 2 млн барр. (порядка 260 млн тонн), где основную долю добычи будет давать Кашаганское месторождение. Как это отразится на развитии других шельфовых проектов и месторождений на суше, на какие вопросы, прежде всего, намерено обратить свое внимание отраслевое ведомство в этом аспекте в ближайшей перспективе?
– На самом деле, большинство разрабатываемых на суше месторождений углеводородного сырья Казахстана достигли стадии максимального уровня годовой добычи. Поэтому, дальнейший рост добычи, в первую очередь, связан с интенсификацией разработки месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
Значительные потенциальные ресурсы нефти на суше ожидается обнаружить на больших глубинах, и часть из них относятся по категории запасов к трудноизвлекамым и нетрадиционным. Прежде всего, это месторождения высоковязких нефтей и битумов.
Их эффективная разработка требует научных и инженерных решений качественно нового уровня по всем циклам процесса добычи от нагнетательной скважины до пунктов сбора и подготовки нефти.
В настоящий период времени основной перспективный потенциал добычи нефти в нашей стране связан с казахстанским сектором Каспийского моря. Результаты работ, проведенных по Северо-Каспийскому проекту подтверждают это, и в то же время ставят перед нами задачи, многие из которых не возникали в предыдущей практике проведения нефтяных операций в Казахстане.
Поэтому одним из важных для отрасли является вопрос правильной организации разработки морских месторождений.
– В сентябре консорциум объявил о том, что на месторождении Кашаган расконсервирована первая скважина и добыты первые объемы нефти, какой объем предполагается добыть в текущем году и какие сроки Вы считаете реальными для перехода к коммерческой добыче? Как известно, Северо-Каспийский проект уже заслужил статус самого дорогого в мире, что будет сделано для повышения экономической эффективности Кашаганского проекта?
– Да, верно, в начале сентября были расконсервированы первые скважины на Острове А, и началась добыча первой нефти на месторождении Кашаган. В течение оставшегося периода года Подрядчик намерен выйти на стабильный уровень добычи. В соответствии с программой, начиная с первого дня, осуществляется постепенное повышение уровня добычи, что позволяет ожидать осуществление планов Подрядчика по достижению в начале октября т.г. производительности 75 тыс. баррелей в сутки, которая обозначена в СРП термином "Кашаганская коммерческая добыча".
Для повышения экономической эффективности, рассматриваются различные варианты по наращиванию добычи нефти в рамках Этапа 1 Освоения Кашагана.
Со стороны Полномочного Органа в рамках рассмотрения годовых рабочих программ проводится анализ расходов Подрядчика с целью снижения его общих и административных расходов.
– Ранее в СМИ сообщалось, что два участника консорциума NCOС–ЭксонМобил и РоялДачШелл сделали свое предложение по освоению второго этапа, предусматривающее повышение затрат и объемов добычи на пике до 70-75 млн. тонн в год. Какова позиция МНГ РК по данному вопросу? Будут ли в перспективе внесены изменения в маршруты транспортировки в связи с вхождением CNPC в этот проект?
– Официального предложения Подрядчика об освоении второго этапа месторождения Кашаган двумя участниками консорциума – "ЭксонМобил"и "РоялДачШелл" не поступало.
Подрядчик рассматривает систему Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) приоритетным маршрутом сбыта Кашаганской нефти. Если китайский маршрут транспортировки сырой нефти будет привлекательным с экономической и коммерческой точек зрения также как и КТК, тогда, возможно, подрядные компании проекта будут рассматривать его в качестве альтернативы КТК. Но это независимо от вхождения в проект компании CNPC.
– Карачаганакский консорциум отложил реализацию 3-й фазы проекта, предусматривающего строительство нового ГПЗ мощностью 5 млрд. куб.м природного газа, чтобы увеличить обратную закачку с целью повышения нефтеотдачи. Как это отразится на проектах газификации страны? Будет ли реализована 3-я фаза, строиться новый ГПЗ или Казахстан пересмотрел ОСРП с КПО с акцентом на добычу нефти?
– Казахстан в лице компании "КазМунайГаз" вошел в состав Подрядчиков проекта с долевым участием 10%. Сотрудничество Казахстана с альянсом иностранных компаний в Карачаганакском проекте происходит на хорошем уровне. В настоящее время Подрядчиком ведется работа по разработке различных вариантов развития проекта. Завершение этой работы запланировано на конец 2013 г. В дальнейшем стороны приступят к проведению базового проектирования.
Завершение данных исследований и санкционирование Проекта будущего развития предполагается в 2017 г., а ввод в эксплуатацию – в 2022 года.
Предварительные данные проектов расширения демонстрируют целесообразность наращивания объемов закачки газа на месторождении (с целью продления периода высокой добычи на нем жидких углеводородов). Увеличение закачки газа обеспечивает наличие его для сбыта на последующих этапах, увеличивая, при этом, извлечение жидких углеводородов.
В настоящее время весь добываемый на Карачаганакском месторождении природный газ, за исключением объемов обратной закачки газа и товарного газа для внутреннего потребления, направляется на переработку на Оренбургский Газоперерабатывающий Завод (ОГПЗ).
В 2012 г. поставка сырого газа на ОГПЗ составила 8,1 млрд. куб. м, из которых более половины возвращается в Казахстан в товарном виде путем обменных операции для газификации юга страны, Костанайской области и Западно-Казахстанской области.
По вопросу строительства ГПЗ сообщаем, что в настоящее время подготовлено технико-экономическое обоснование строительства ГПЗ, получено положительное заключение РГП "Госэкспертиза" и проведены общественные слушания в г.Аксае, ЗКО. Дальнейшие шаги по строительству ГПЗ зависят от принятия решений по реализации двух других крупных проектов на базе Карачаганакского месторождения – это переход к Проекту Будущего Расширения и создание СП на базе Оренбургского ГПЗ.
– Вопрос строительства на Тенгизе объектов Проекта будущего расширения и Проекта управления устьевым давлением скважин не решен. В ТОО "Тенгизшевройл" и ФНБ "Самрук-Казына" высказаны разные мнения по этому вопросу. ФНБ счел целесообразным увеличение мощности за счет модернизации Завода второго поколения и Закачки сырого газа. Какова позиция МНГ РК по этим вопросам?
– В настоящее время между Правительством РК и ТШО готовится к подписанию Меморандум о намерениях, который предполагает необходимость предварительного согласования условий реализации ПБР.
Планируется, что ТШО создаст более 20 тыс. рабочих мест в период строительства и 500 постоянных мест в период последующей эксплуатации объектов ПБР. В связи с этим между ТШО и акиматами Атырауской и Мангистауской областей были подписаны Меморандумы. В первую очередь, туда придут те рабочие, которые ушли с других проектов, в частности с Кашагана, те кто высвобождаются в связи с завершением подготовительных работ и пуска месторождения.
Кроме того, по условиям Меморандума на отечественных предприятиях будут размещаться заказы до 90 тыс. тонн металлоконструкций. Это позволит задействовать незагруженные мощности, в первую очередь, в Мангистауской области.
Дстигнуто соглашение об обеспечении строящегося химического комплекса в Атырау необходимым объемом сырья по приемлемой цене. А это ежегодно порядка 550 тыс. тонн пропана, 380 тыс. тонн бутана, а также практически весь этан, который извлекается из сухого газа.
Весь свободный объем сухого товарного газа ТШО будет поставлять по согласованной формуле цены КазТрансГазу, который в дальнейшем может быть поставлена внутренний рынок, в том числе, на юг страны по строящемуся газопроводу Бейнеу-Бозой-Шымкент. При этом цена газа будет равной средней цене газа, поставляемого ТШО на внутренний рынок в течение 2013 года с последующей небольшой ежегодной эскалацией.
Проект Будущего Расширения на Тенгизе будет осуществляться в соответствии с обновленной версией техсхемы, которая утверждена Центральной Комиссией по разведке и разработке месторождений Министерства нефти и газа РК и комитетом геологии МИНТа. ПБР позволит увеличить добычу нефти с 24 до 38 млн. тонн в год. Срок завершения работ и ввод в эксплуатацию новых мощностей планируется в 2019 году.
– Выступая на открытии третьей сессии Парламента РК президент РК обратил внимание на факты непродуманной спекуляции месторождениями ("Когда-то кто-то месторождения получил и до сих пор сидит, сам ничего не делает, не вкладывает и никому не дает"). В Казахстане нередки сделки с месторождениями и долями в них – расскажите о фактах, подразумевавшихся в выступлении главы государства.
– Мы постоянно проводим анализ исполнения недропользователями контрактных обязательств. Если есть нарушения первоначально в адрес недропользователей направляются уведомления. Если нарушения не ликвидируются, то рассматриваются вопросы о расторжении контрактов. Так в первом полугодии текущего года было расторгнуто 6 контрактов.
Хочу добавить, что в этом году отменен мораторий, и в настоящее время идет подготовка к проведению конкурсов по предоставлению права недропользования.
– Важным для Казахстан остается диверсификация экономики, инвестиции сырьевых доходов в другие отрасли. Какие дополнительные требования вносятся на стадии заключения контрактов в этом аспекте? Какова динамика развития казахстанского содержания в Северо-Каспийском, Тенгизском и Карачаганакском проектах?
– Подрядчики Карачаганакского проекта совместно с Полномочным органом и Министерством нефти и газа реализуют ряд соответствующих инициатив, направленных на развитие казахстанского содержания. Такие как реализация первого в Республике Казахстан пилотного проекта "Аксайский индустриальный парк" и создание Экспертной группы совместно с Акиматом Западно-Казахстанской области и Ассоциацией предпринимателей Западно-Казахстанской области в рамках проекта "Локализация производства запасных частей на базе машиностроительных предприятии Западно-Казахстанской области".
В январе 2013 года были утверждены новые положения о тендерных торгах cовместного комитета по управлению Карачаганакского проекта, в которые были внесены терминология действующего законодательства по казахстанскому содержанию и единая методика расчета казахстанского содержания. Кроме того, на Подрядчика возложено обязательство по обязательному внесению во все контракты целевых показателей по казахстанскому содержанию и мониторингу их исполнения, что ранее не предусматривалось. Также Подрядчик, в зависимости от пред-квалификационного отбора, должен привлекать казахстанские научно-исследовательские институты для проведения оценки потенциала местного рынка по таким направлениям как НИОКР, технико-экономическое обоснование (ТЭО) и техническое проектирование, и предоставляет необходимую отчетность, форма и порядок которой утверждены Правительством РК.
Что касается Северо-Каспийского проекта, то здесь деятельность Оператора по развитию казахстанского содержания представляет собой последовательные шаги в различных направлениях, направленные на повышение конкурентоспособности казахстанских компаний, в рамках которых проведены:
Общеобразовательные семинары;
Профессиональные навыки, тренинги для местных поставщиков;
Обучение международным стандартам;
Сертификация по международным стандартам;
Форумы;
Предварительная аттестация местных компаний.
Динамика развития казахстанского содержания показывает, что выплаты за местные товары, работы и услуги за период с 2006 года по второй квартал 2013 года составили более 8 млрд. долларов США.

----

Интервью У.Карабалина журналу OIL&GAS of KZ
mgm.gov.kz, 31 октября

– Узакбай Сулейменович, в настоящее время Казахстан стремительно превращается в одного из крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире. Извлекаемые доказанные запасы РК составляют 5 млрд. тонн нефти и 3 трлн. кбм газа, перспективные и прогнозные ресурсы 17 млрд. тонн. Нефтегазовый сектор занимает доминирующее место в развитии экономики Казахстана. Могли бы вы рассказать о реализации наиболее крупных текущих проектов?
– Сегодня в Казахстане работают три наиболее крупных проекта – это Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
На Тенгизе ТШО (ТОО "Тенгизшевройл") намеревается реализовать Проект Будущего Расширения (ПБР). Проект позволит увеличить добычу нефти на Тенгизе с 24 до 38 млн. тонн в год. Срок завершения работ и ввод в эксплуатацию новых мощностей планируется в 2019 году.
Реализация проекта будет осуществляться в соответствии с обновленной версией техсхемы, которая утверждена Центральной Комиссией по разведке и разработке месторождений Министерства нефти и газа РК. В соответствии с установленными процедурами техсхема сейчас находится на окончательном утверждении комитета геологии МИНТа. Казахстан придает этому проекту особое значение. Масштабы предполагаемых работ очень значимы. Прежде всего, это интересы страны.
Достигнуто решение о необходимости предварительного согласования условий реализации Проекта Будущего Расширения, путем заключения Меморандума между Правительством РК и ТШО.
По условиям Меморандума уже провели переговоры. Планируется, что ТШО создаст более 20 тыс. рабочих мест в период строительства и 500 постоянных мест в период последующей эксплуатации объектов ПБР. В связи с этим между ТШО и акиматами Атырауской и Мангистауской областей были подписаны Меморандумы. Здесь, в первую очередь, на работу будут привлекаться рабочие, высвободившиеся с других проектов, в основном с проекта Кашаган, где часть работников, участвовавших на строительстве объектов, освобождаются в связи с завершением подготовительных работ и пуска месторождения в эксплуатацию.
Кроме того, на отечественных предприятиях будут размещаться заказы до 90 тыс. тонн металлоконструкций. Это позволит задействовать незагруженные мощности, в первую очередь, в Мангистауской области (Ерсай, Кеппел, Розетти). Очень важно, что достигнуто соглашение об обеспечении строящегося химического комплекса в Атырау необходимым объемом сырья по приемлемой цене. А это ежегодно порядка 550 тыс. тонн пропана, 380 тыс. тонн бутана, а также практически весь этан, который извлекается из сухого газа.
Весь свободный объем сухого товарного газа ТШО будет поставлять по согласованной формуле цены КазТрансГазу, который в дальнейшем может быть поставлена внутренний рынок, в том числе, на юг страны по строящемуся газопроводу Бейнеу-Бозой-Шымкент. При этом цена газа будет равной средней цене газапоставляемой ТШО на внутренний рынок в течение 2013 года. С последующей небольшой ежегодной эскалацией.
Второй проект – Карачаганак. Сейчас проект находится на стадии Этапа 2, или как мы его называем – Этап 2М. Мы достигли уровня добычи 11 млн. тонн жидких углеводородов и 14-15 млрд. куб. м. газа в год. Теперь поддерживаем эти показатели.
С начала действия Окончательного Соглашения по разделу продукции
объем инвестиций составил порядка 17,02 млрд. долл. США.
А с начала реализации проекта общая сумма поступлений в казахстанский бюджет составила порядка 17,78 млрд. долл. США.
Третий проект – Кашаган и его запуск. 11 сентября на Кашагане была добыта первая нефть. Это, на наш взгляд, событие мирового значения, поскольку состоялся старт разработки одного из крупнейших месторождений мира. Далее объемы добычи будут планомерно наращиваться, и мы ожидаем достижения в октябре этого года уровня 75 тысяч баррелей в сутки, что соответствует, так называемой "Кашаганской коммерческой добыче", хотя добыча с первой тонны идет на коммерческую реализацию. Максимальная добыча на этом первом этапе составит 370 тыс. баррелей в сутки в 2016 году.
Многих интересует вхождение китайской CNPC в этот проект. Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) смогла дать лучшие условия и выкупила у НК "Казмунайгаз" долю 8,33 % в Северо-Каспийском проекте. Договор о купле-продаже по этой сделке был окончательно подписан между КМГ и CNPC во время недавнего государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпиня в Казахстан.
Участие в данном проекте нового партнера, обладающего большими финансовыми, техническими и другими ресурсами будет способствовать успешному развитию проекта.
– Какая работа ведется в настоящее время по увеличению казахстанского содержания в закупках ТОО "Тенгизшевройл"?
– По итогам прошлого года общие выплаты ТШО по товарам и услугам составили почти 3 млрд. долл., из которых казахстанское содержание составило 1 797 млн. долл. или 60% об общей суммы. Ожидается, что в 2013 году этот объем возрастет до 2 млрд. долл.
В целом, начиная с 1993 года, общая сумма выплат ТШО за казахстанские товары и услуги составила более 13 млрд. долларов.
В этом году в ТШО был создан специальный Отдел по развитию отечественного рынка. Кроме того, проводится ряд совместных инициатив с участием казахстанских ассоциаций производителей.
Так, в 2011 году были созданы три рабочие группы по увеличению казахстанского содержания в крупных нефтегазовых проектах ТШО, KPO и NCOC с участием Союза машиностроителей Казахстана. Был проведен анализ 6,5 тыс. наименований товаров, и технический аудит 20 казахстанских заводов на предмет соответствия их продукции требованиям ТШО. В результате заключены контракты с 10 местными компаниями. Заказы от ТШО получили КазТурбоРемонт, АгроРемМаш, АО Белкамит и другие предприятия.
С целью создания в Казахстане совместных производств, при участии КМГ, ТШО, KPO, NCOC год назад в Актау состоялся "Инвестиционный Форум", были определены наиболее перспективные позиции для создания новых производств на территории Западного Казахстана. В Форуме приняли участие около 500 делегатов из 35 стран мира.
Большое внимание казахстанскому содержанию уделяется и в рамках запланированного Проекта будущего расширения. Уже действует СП по инжинирингу с участием Fluor, WorleyParson, КИНГ и КГНТ. Будут созданы СП для выполнения работ по изготовлению модулей, а также будет создано для выполнения буровых работ для ТШО.
Другими словами, доля отечественных специалистов, поставок товаров и услуг в работе одного из крупнейших проектов постоянно растет, и в соответствии с вышеуказанным Меморандумом о намерениях, он может достигнуть от 32 до 44 процентов от общего объема.
– Вопрос по транспортировке кашаганской нефти всегда являлся актуальным. Как планируется транспортировать нефть на начальном этапе?
– Норт Каспиан Оперейтинг Компани планирует осуществить транспортировку кашаганской нефти на экспорт по магистральному нефтепроводу Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК), с дальнейшим экспортом через порт Новороссийск далее танкерами. Те участники, которые не имеют своих квот в КТК, могут транспортировать нефть на международные рынки по нефтепроводу Атырау-Самара, новому направлению Атырау-Кенкияк-Атасу-Алашанькоу, или использовать другие возможности по своему усмотрению.
– 28 июня 2012 г. была завершена сделка по вхождению Казахстана в проект на Карачаганаке. В то же время, сообщалось, что казахстанская сторона совместно с КПО начали совместную работу по изучению Проектов будущего расширения, по итогам которой планировалось выбрать окончательную концепцию проекта, который позволил бы значительно увеличить добычу углеводородов на месторождении. Завершена ли работа по выбору концепции? Какие работы сделаны на сегодняшний день? Когда начнется расширение проекта? Сколько планируется добывать нефти и газа после реализации проекта?
– Сейчас идет работа по определению вариантов развития проекта. Она должна завершиться к концу этого года, после чего стороны приступят к проведению базового проектирования.
Завершение исследований и санкционирование Проекта будущего развития предполагается в 2017 г., а ввод в эксплуатацию – в 2022 г.
Должен сказать, что проведенные исследования говорят о целесообразности наращивания объемов закачки газа на месторождении. Это, в свою очередь, продлит период высокой добычи жидких углеводородов.
– На единой территории Таможенного союза действует запрет на производство и обращение топлива стандарта Евро-2. В нашей стране, как и у других участников Таможенного союза, с нового года должен вступить аналогичный запрет. Но мы не можем себе это позволить, пока не завершена модернизация наших НПЗ. Удалось ли договориться с российской стороной по этому вопросу?
– Подготовлен проект изменений в тех.регламент Таможенного союза, который предусматривает для Казахстана перенос сроков с 1 января 2014 года на 1 января 2016 года.
Перенос сроков мы согласовали и Министерством энергетики Российской Федерации, концерном "Белнефтехим", которые являются соразработчиками проекта изменений, а также Госстандартом Беларуси.
– В этом году наши нефтепереработчики столкнулись с затовариванием из-за хлынувшего из России бензина стандарта Евро-2, который нельзя реализовать в России. Что министерство планирует предпринять, чтобы избегать такой ситуации впредь, учитывая, что мы все же находимся в едином Таможенном союзе?
– Да, в соответствии с тех.регламентом Таможенного союза с 1 января 2013 года на территории России и Беларуси не допускается продажа бензина по качеству ниже класса К3, аналога Евро-3. Российские производители моторного топлива оказались вынуждены реализовывать на рынки третьих стран продукцию не соответствующую требуемым показателям.
Это стало одной из причин перенасыщения нашего внутреннего рынка ГСМ.
При этом, учитывая, что Казахстан возмещает выпадающие доходы российского бюджета, которые возникают вследствие беспошлинно поставленных к нам нефтепродуктов, постановлением Правительства Казахстана было введено ограничение объемов на поставку нефтепродуктов из России.
Но ограничения на поставку авиационного топлива, мазута, дизельного топлива, всех видов масел отсутствует.
Министерство нефти и газа утвердило график поставок нефтепродуктов с определением объемов, сроков поставок и поставщиков.
Поставщиками нефтепродуктов из России с казахстанской стороны являются АО "КазМунайГаз-Переработка и маркетинг", ТОО "Petrosun" и ТОО "PetroleumOperating". Эти компании ежемесячно поставляют нефтепродукты в регионы, а также принимают участие в "социальных" программах по обеспечению удешевленным дизельным топливом сельчан Казахстана в период полевых работ, и поставке "социального" мазута в осенне-зимний период.
В СМИ прошла информация о том, что весь попутный газ с Тенгиза будет поставляться на Газохимический комплекс в Атырауской области, что позволило расширить первоначальный проект, который теперь предусматривает и выпуск каучука. Могли бы вы прокомментировать эту информацию?
Самый капиталоемкий и инновационный проект по переработке газового сырья – это "Строительство интегрированного газохимического комплекса" в Атырауской области. Проект предполагает производство 1,3 млн. тонн в год полимерной продукции: 500 тыс. тонн полипропилена в год в первой фазе и 800 тыс. тонн полиэтилена во второй фазе проекта.
По условиям контрактов ТОО "Тенгизшевройл" в первой фазе будет поставлять 630 тыс. тонн в год пропана для производства полипропилена, а также 7 млрд. куб. в год сухого газа во второй фазе. После сепарации газа, сырье порядка 1,8 млрд. куб.м. направляется на установки по производству полиэтилена.
Первую фазу Проекта осуществляет компания ТОО "Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.". Проект реализуется на территории СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк".
По первой фазе сейчас идет строительство инфраструктуры, готова проектно-сметная документация, завершаются процедуры по привлечению средств Эксимбанка Китая.
По второй фазе создано СП ТОО "KLPE", привлечен стратегический инвестор в лице южнокорейской химической компании LG Chem Ltd.. Есть договоренность в привлечении финансирования со стороны Экспортно – Импортного Банка Южной Кореи.
Кроме того, на стадии проработки находится и проект реализации Третьей фазы – это расширение строительства интегрированного газохимического комплекса на основе сырья месторождений Карачаганак и Кашаган.
Основные технологические установки и производства будут размещаться на территории Национального индустриального нефтехимического технопарка Атырауской области.
Что касается каучука, то в настоящее время с ТОО "Тенгизшевройл" ведутся переговоры о возможностях расширения поставок сырья, в том числе бутана для производства бутадиена и синтетического каучука – основного составляющего для производства шинной и резинотехнической продукции.
– Могли бы вы рассказать, как продвигается программа газификации регионов Казахстана? Когда можно будет ожидать реализацию проекта строительства газопровода на Астану?
– Первый участок газопровода "Бейнеу-Бозой-Шымкент" планируется ввести в эксплуатацию в октябре 2013 года. Это будет газ для южных регионов страны. Кроме того, этот газопровод позволит диверсифицировать экспортные маршруты среднеазиатского газа, поднять доходы Казахстана за счет налогов и доходов от транспортировки транзитного газа.
7 сентября состаялась официальная церемония начала подачи газа на участке "Бозой – Шымкент", в которой приняли участие Президент Казахстана и Председатель КНР.
Вопрос финансирования 2-этапа Проекта на участке "Бейнеу-Бозой" сейчас решается с Банком Развития Китая.
Что касается газопровода "Запад-Север-Центр", то его строительство приостановлено на один год. Межправительственная коммиссия по сотрудничеству между Россией и Казахстаном поручила Газпрому совместно с КазМунайГазом до конца 2013 года проработать решение по возможным маршрутам поставки российского газа в Астану и северные регионы Репсублики путем обменных операций.
Отмечу, что проектирование газопровода было завершено в установленные сроки – в декабре 2012 года.
Сроки реализации проекта будут зависеть от проработки ряда вопросов как внутренних так и внешних, в том числе с РФ.
– Большое Вам спасибо за интересное интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Свита делает короля" 29.11.2013
"С 2014 году по маршруту Омск-Павлодар-Атасу-Алашанькоу технически мы сможем транспортировать большой объем нефти" 28.11.2013
Наши национал-патриоты не любят свою страну 28.11.2013
Новейшие технологии подождут 26.11.2013
Екатерина Безымянная: "Литература никак не влияет на выбор профессии" 22.11.2013
Учиться следовало бы профессионализму, ответственности и скромности 19.11.2013
Коней на переправе не меняют?.. 15.11.2013
Эта дата – начало новейшей экономической истории нашего государства 15.11.2013
Нерыночные отношения 15.11.2013
Китайские цели в Центральной Азии 12.11.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz