Юрий КИРИНИЦИЯНОВ, "Вечерний Алматы", 11 ноября
В Бишкеке 13 сентября завершился беспрецедентно продолжительный визит нового руководителя Китая в страны СНГ (Туркмения, Россия, Казахстан, Узбекистан и Киргизия). Сейчас политологи на постсоветском пространстве обсуждают его итоги. Об этом наш диалог с известным казахстанским синологом, главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, доктором политических наук профессором Константином СЫРОЕЖКИНЫМ
Больше конкретики! – Попробуем коротко подвести итоги визита Си Цзиньпина. Как изменит поездка китайского лидера отношения двух стран? – Я полагаю, что в них появится больше конкретики. Международные соглашения станут более целенаправленными. В каждом из центральноазиатских государств китайский лидер разложил буквально по полочкам, что Китай хочет от своих партнеров. В Туркмении это строительство четвертой нитки газопровода и увеличение поставок газа в Китай. В Казахстане, как я уже сказал, – развитие энергетической отрасли, возведение нефтехимического комплекса и проекты в сельском хозяйстве. Не могу назвать Си Цзиньпина экономистом, он политик и партаппаратчик прежде всего. Но в его команде почти наверняка есть сильные экономисты. Это факт. Во всяком случае, все просчитано очень точно. Полагаю, что отношения с государствами Центральной Азии у Китая станут более прагматичными. Бесплатных пряников (в китайском варианте – халявных юаней) никто раздавать не будет… – Китайцев упрекают в том, что они с большим энтузиазмом качают наши ресурсы. А вот переработкой заниматься не желают да и новыми технологиями делится не собираются! – И в этом смысле новое руководство соседней страны решило показать, что оно неравнодушно к нашей критике. Во-первых, будет существенно расширен и реконструирован нефтеперерабатывающий завод в Атырау. Во-вторых, Казахстан и Китай договорились о создании крупного современного нефтеперегонного завода. Пока неизвестно где, поскольку тексты контрактов еще не опубликованы. Плюс участие в проекте освоения Кашагана, где Китаю перепадет 8,3 процента добываемой нефти. Я уже не говорю о программе сотрудничества в сфере высоких технологий и т.д.
Вода: как делить будем? – А что у нас, Константин Львович, с трансграничными реками? Мельком прошла информация о том, что министры иностранных дел двух стран обо всем договорились. Лидерам двух государств осталось только поддержать своих дипломатов… – Наоборот! Во время визита китайского гостя этому болезненному вопросу было уделено самое пристальное внимание. Я внимательно изучил Декларацию, которую подписали главы двух государств. По не понятным для меня причинам она до сих пор не опубликована, как и хотя бы полный список подписанных во время визита документов, коих аж 22. Так вот, в документе сказано, что работа совместной казахстанско-китайской комиссии по оценке водных ресурсов трансграничных рек, которая начала работу в конце 2010 года, должна быть закончена в 2014 году. В 2015 году будет подписано Соглашение о вододелении – так это звучит в переводе с китайского. Правда, в Декларации говорится и о рациональном использовании воды, что характерно для международной практики документов такого плана. А с точки зрения рациональности, в любом случае, Китай будет забирать до 30 процентов стока, что он и делает сегодня. При этом скажу откровенно: далеко не во всех наших бедах виноват Китай. К примеру, наши соседи не отвечают за то, что практически пересохли реки Талгар, Иссык, Аксай и многое другие. На прежде бурный и полноводный Чилик нельзя смотреть без горечи. А ведь это все притоки Или. Наши реки превращены в строительные карьеры – при чем здесь китайцы? На Бухтарме из-за испарений и фильтрации теряется ежегодно до 6 кубокилометров воды. Китайцы забирают до 7 кубокилометров. Мне могут возразить: испарения – это природа. Тут ничего не поделаешь. Не согласен! Бездумное строительство на побережье и нерациональное водопользование – вот наша главная беда.
Почисти собственное крыльцо – Оппозиционная пресса в последнее время изобрела термин "чайнофобия" и нисколько не стыдится его. Пишут, что "нефтянка" целиком отдана забугорным "оккупантам". Что в китайских компаниях наши специалисты получают на порядок меньше, чем завезенные из соседней страны. И даже в документах прокурорской проверки можно прочитать, что наблюдаются факты игнорирования иностранными работодателями требований законодательства страны, конституционных и иных прав граждан. – Доля китайцев в нефтяном бизнесе Казахстана не превышает 5 процентов общей штатной численности компаний. Так утверждают официальные лица в "КазМунайГазе". Основная масса работников – казахстанцы, которые получают по казахстанским меркам весьма солидные деньги. Конечно, всегда хочется больше, но не всегда получается. Сколько платить тому или иному сотруднику, решает руководство компании. В конце концов, компании тратят свои собственные деньги и вправе расходовать их так, как считают нужными. Тем более что китаец в командировке. А казахстанский гражданин проживает дома. Так что уравниловки здесь быть не может. Но главное заключается в том, что этот вопрос может и должен быть отрегулирован государством. В том числе "КазМунайГазом" как представителем государства. Что касается доли в добыче казахстанских нефти и газа китайскими компаниями, на конец 2012 года она составляла соответственно 23,75 и 12,73 процента. Поэтому говорить о "полной скупке" преждевременно. Хотя должен признать, что в приобретении нефтегазовых активов в Казахстане Китай двигается слишком быстро. Впрочем, аналогичным образом он ведет себя и в других регионах мира. Да, нельзя молчать о нарушении китайскими компаниями прав казахстанских граждан, но это же происходит и в других иностранных компаниях. Китайские коммунисты в данном случае ведут себя точно так же, как и капиталисты во всем мире. Очень скупые, если не сказать жадные. На социальные выплаты и повышение зарплат идут крайне неохотно. Впрочем, и в этом они ничем не отличаются от других иностранцев. Однако есть существенная разница. Китайские компании работают по действующему налоговому законодательству Казахстана. Между тем западные фирмы, в том числе и на Кашагане, работают в режиме соглашений о разделе продукции. То есть пока компания не "отобьет" вложенные средства, страна ни одной добытой капли нефти и газа не получит. Хочу быть правильно понятым: если китайцы нарушают наше трудовое и налоговое законодательство, то это вопрос к нашим правоохранительным органам, а не к китайскому бизнесу. Они ведут себя так, как мы им это позволяем. Я считаю, что государство не только имеет право, но и обязано принять жесткие санкции в отношении нарушителей закона. И этим все сказано. Не надо ходить перед иностранцами на цыпочках. Это относится ко всем иностранным инвесторам. К Китайцам в том числе.
Нарушил – отвечай – Си Цзиньпин в качестве приоритетных назвал такую задачу: увеличить объем взаимной торговли между Казахстаном и Китаем в 2015 году до 40 миллиардов долларов. Как вы думаете, за счет чего? – Честно говоря, он загадал загадку всем нам, политологам и экономистам. Ведь 2015 год не за горами. Сегодня мы имеем 26 миллиардов. Откуда возьмутся еще 14, сказать не берусь. Нефть и газ столько не дадут. Тем более не даст сельское хозяйство и машиностроение да и другие проекты тоже. Мне думается, что китайские аналитики исходят из идеального развития событий. Мы же постоянно съезжаем в овраги, а потом чешем в затылке: "А на бумаге было так гладко!" Хотя, если рассуждать формально, прогноз в этом смысле скорее оптимистический, чем пессимистический. За последние 12 лет товарооборот Китая со странами Центральной Азии вырос в 25 раз. С 1,8 миллиарда долларов в 2000 году до 46 в 2012-м. Что касается Казахстана. За эти годы импорт из Китая увеличился в 11,5 раза, а экспорт в Китай – почти в 24,5 раза. – Возвращаясь к 40-миллиардному товарообороту. Понятно, что сельское хозяйство таких объемов не даст, но определенные надежды с ним связывают. В том числе и наши руководители областей. Один из них задался риторическим вопросом: "Почему бы временно не отдать нашу неиспользуемую землю китайцам? Там будут работать и наши люди. Получим дополнительные деньги". Но параллельно читаю в российском еженедельнике репортаж с Дальнего Востока. Оказывается, в Амурской области Росссельхознадзор вскрыл более 180 нарушений. "Китайцы накачивают землю большими дозами химии, получают рекордные урожаи и в итоге убивают землю", – пишет московская газета… – К сожалению, аким плохо знаком с действующим земельным законодательством Казахстана. В аренду иностранцам земли сельскохозяйственного назначения не могут быть переданы. Это, во-первых. Во-вторых, по сути, он прав. Создавать в области сельского хозяйства совместные предприятия с Китаем не только выгодно, но и перспективно. Скажу больше, в некоторых областях в частном порядке этим занимаются давно. Но я повторюсь: все детали предполагаемого сотрудничества должны быть четко прописаны в контракте. Нарушил – отвечай. Государство должно контролировать инвестора – как же без этого? Контракт должен составляться с у четом государственных интересов, а не только личного кармана. |