NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 04:09 ast
02:09 msk

Контроль – составная часть механизма госуправления
Т.Момышев: Задачей госконтроля над соблюдением контрактных условий недропользователем является проверка выполнения недропользователем взятых на себя прямых обязательств
03.12.2013 / интервью

Анвар КАРАБАЕВ, "Казахстанская правда", 29 ноября

В настоящее время нефтегазовая отрасль является одной из самых динамично развивающихся. Тем не менее ежегодно в своих Посланиях Глава государства отмечает необходимость дальнейшего ускоренного высокотехнологичного развития отрасли. Учитывая ее большую значимость для экономики Казахстана, государственному контролю отведена роль одной из важнейших составляющих при осуществлении управления данной сферой. Об этом пойдет речь в интервью председателя Комитета государственной инспекции в нефтегазовом комплексе МНГ РК Талгата МОМЫШЕВА.
35– Талгат Амангельдиевич, как строится работа комитета в части государственного контроля?
– Наш комитет является ведомством Министерства нефти и газа и уполномочен осуществлять госконтроль в пределах своей компетенции. В частности, это контроль за соблюдением контрактных условий недропользователями в области проведения нефтяных операций, производства нефтепродуктов, в сфере газоснабжения, а также в области магистральных трубопроводов.
Соблюдение контрактных условий в недропользовании в своей основе рассматривается как выполнение стороной взятых на себя договорных обязательств, т. е. в рамках гражданско-правовых взаимоотношений. Естественно, при заключении контракта учитываются все самые важные требования действующего законодательства.
Таким образом, при проведении разведки либо разработки месторождения недропользователь помимо взятых на себя обязательств по соблюдению законов также берет иные обязательства, такие как участие в социально-экономическом развитии региона, финансирование созданного ликвидационного фонда для использования в последующем накопленных средств для ликвидации последствий своей деятельности.
Задачей госконтроля над соблюдением контрактных условий недропользователем является проверка выполнения недропользователем взятых на себя прямых обязательств. Здесь необходимо отметить, что контрактные условия при разведке месторождения с учетом рисков отличны от условий добычных контрактов, в которых уже подсчитана экономическая выгода для недропользователя.
– Как на сегодня обстоят дела с выполнением контрактных условий недропользователями?
– Практика показывает, что добывающие компании в большинстве случаев выполняют финансовые обязательства. Однако по результатам проверок выявляются и факты несоблюдения технологии добычи нефти и газа. В связи с этим помимо вложений инвестиций нами контролируется вопрос добычи продукции по предусмотренной технологии разработки. Повышенное внимание уделяется переработке попутно добываемого нефтяного газа. Нами установлены факты сжигания газа без разрешения в 2012–2013 годах в объемах 1,5 млн. и 1,25 млн. кубометров соответственно. По всем фактам материалы направлены в уполномоченный орган в области рационального использования недр – Комитет геологии и недропользования для подсчета нанесенного геологического ущерба. По результатам проверок на недропользователей наложен административный штраф на сумму более ­7 млн. тенге. За причиненный геологический ущерб территориальными подразделениями – на сумму более 200 млн. тенге.
Министерство нефти и газа, как и прежде, требует от недропользователей исполнения всех обязательств по утилизации и переработке попутного нефтяного газа, предусмотренных в программах развития его переработки по каждому месторождению. Недропользователи обязаны максимально минимизировать сжигание газа, которое в основном должно быть только при испытании новых скважин и в целях безопасного эксплуатирования оборудования.
Со своей стороны ведем жесткий контроль над исполнением недропользователями, установленных требований, это будет касаться и новых крупных морских проектов, таких как Кашаган.
– А как работают недропользователи по разведочным контрактам?
– Здесь ситуация немного иная. К сожалению, не все компании, осуществляющие разведку, в полном объеме исполняют взятые на себя обязательства. В основном причиной тому – отсутствие на определенном этапе денежных средств, что напрямую влияет на проведение геологоразведочных работ, включающих бурение скважин, проведение необходимых исследований.
В последующем Министерство нефти и газа как сторона контракта проводит переговоры с компаниями, не выполняющими обязательства. Установлена обратная связь, позволяющая точечно отрабатывать возникающие вопросы с каждым недропользователем. Кроме того, как предусмотрено законодательством, неустранение в указанный срок более двух нарушений обязательств, установленных контрактом либо проектными документами, является одним из оснований досрочного прекращения действия контракта.
– В чем же заключаются основные проблемы?
– Это прежде всего практически отсутствие современной нормативно-технической базы для проведения нефтяных операций, таких как наклонно-направленное бурение, повышение нефтеотдачи в скважинах и др. Проектные документы по-прежнему разрабатываются на основе так называемых РД – руководящих документов, принятых в период советского времени.
На сегодня решение данной проблемы видится в непосредственном взаимодействии государства и научных институтов. Мы уже предприняли несколько шагов в данном направлении, провели ряд встреч с представителями общественных ассоциаций. Обсуждается перечень первоочередных нормативных документов, нуждающихся в переработке с учетом современного технического прогресса.
Еще один проблемный вопрос – незначительная сумма административных штрафов за несоблюдение принятых проектных решений, проведение разведки или разработки месторождения с несоблюдением утвержденных проектных документов.
К примеру, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение проектных документов налагается штраф на должностных лиц – до 40 тысяч рублей (160 000 тенге), на юридических лиц до 500 тысяч рублей (2 250 000 тенге), тогда как в Казахстане данная сумма для юридических лиц составляет 250 000 тенге.
В настоящее время ведется работа по внесению соответствующих изменений в законодательство о недрах и недропользовании, в том числе по увеличению суммы штрафов за несоблюдение проектных документов до 3 миллионов тенге, что даст возможность более жестко реагировать на выявляемые нарушения.
– Какую работу ведет комитет по другим направлениям контроля?
– Нефтеперерабатывающая отрасль является неотъемлемой частью нефтяной индустрии. В стране в настоящее время в стране функционируют 3 крупных нефтеперерабатывающих завода и несколько десятков мини-заводов. Все они являются субъектами предпринимательской деятельности в области производства нефтепродуктов и изначально, согласно утвержденным критериям оценки степени рисков, отнесены к незначительной степени риска. Только по итогам проверки субъект может быть переведен в более высокую группу степени риска, набрав определенное количество баллов за выявленные нарушения, либо при отсутствии нарушений по-прежнему оставаться в незначительной степени риска с периодичностью проверки один раз в 5 лет.
Изначальное отнесение заводов к незначительной степени риска говорит о том, что при производстве нефтепродуктов, учитывая взрывоопасность объектов, основной задачей является обеспечение безопасного производственного цикла, данный вопрос контролируется уполномоченным органом в области промышленной безопасности, тем самым обеспечивается принцип недопущения двойного контроля со стороны государственных органов.
Основной отраслевой задачей является установление соблюдения крупными заводами минимальных объемов производства нефтепродуктов, своевременное предоставление всеми заводами достоверных сведений по поступившему на переработку сырью, произведенной продукции, принятию на переработку сырья, имеющего подтвержденное происхождение, а также обеспечение равного доступа при оказании услуг по переработке.
Так, установлены факты производства нефтепродуктов с использованием металлосодержащих присадок, что запрещено. По фактам, где имеются вопросы по происхождению поступающей на переработку продукции, необходимо отметить, что мы не правоохранительный орган. В актах проверок отражаем факты несоответствий в предоставленных материалах и далее направляем материалы проверок в органы прокуратуры.
Субъектами, подлежащими госконтролю в области проведения нефтяных операций, являются сервисные компании, которые проверяются на соответствие установленным квалификационным требованиям, т. е. лицензиаты. Здесь все предельно понятно, они (лицензиаты) получали соответствующие лицензии в рамках своих обращений, теперь мы проводим контроль на их фактическое соответствие квалификационным требованиям, так как в момент рассмотрения лицензионных материалов они предоставляли полный пакет документов и получили лицензии.
В рамках Закона "О газе и газоснабжении", согласно утвержденным проверочным листам и критериям оценки степени рисков осуществляется контроль за газосетевыми организациями. Принцип контроля аналогичен с лицензиатами: проверяется соответствие правилам аккредитации.
Известно, что большинство промыслов находится далеко от мест переработки или сбыта нефти, поэтому своевременная и экономичная доставка углеводородного сырья крайне важна для процветания отрасли. Самым экономически выгодным и экологически безопасным способом транспортировки сырья являются трубопроводы. Стратегические планы нашего государства предусматривают развитие этой системы. В 2012 году принят Закон "О магистральном трубопроводе", которым регулируются общественные отношения, возникающие при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации магистрального трубопровода.
Для проведения госконтроля нами в установленном порядке утверждены критерии оценки степени риска в области магистрального трубопровода, проверочные листы.
То есть государственный контроль в нефтегазовом комплексе представляет собой неотъемлемую составную часть механизма государственного управления. Мы убеждены, что системность и последовательность действий придают импульс для дальнейшего развития нефтегазовой отрасли. Ведь если недропользователи будут выполнять контрактные условия как в части денежных обязательств, так и в физическом выражении, это будет способствовать не только экономическому, но и технологическому развитию. Выполнение обязательств в полном объеме предусматривает все аспекты – начиная от подготовки и обучения кадров, приобретения товаров, работ и услуг до активного участия в социальной жизни региона.
В части контроля нефтеперерабатывающих заводов, сервисных компаний, субъектов в сфере газа и газоснабжения, в области магистрального трубопровода мы считаем, что компании напрямую заинтересованы не нарушать требования. Во-первых, в отраслевых законах, регулирующих данные правоотношения, таких требований не так уж и много по сравнению с требованиями в других отраслях, во-вторых, естественно, чем меньше нарушений, тем реже периодичность проверки.
Таким образом, государственный контроль в нефтегазовом комплексе не преследует цели наказать, а, наоборот – предупредить, тем самым не допустить нарушений.
– Одна из главных задач, поставленных Главой государства, – это перевод государственных услуг в электронный формат. Какая работа ведется вами в этом направлении?
– Мы четко понимаем, что автоматизация разрешительной системы, перевод услуг в электронный формат максимально упрощают работу как гражданам, так и госслужащим. В этом направлении нами проведена большая работа, в итоге исключили 1 вид лицензируемой деятельности из 2 существующих, автоматизировали все 5 видов разрешений, сократили сроки их выдачи и количество требуемых документов, 2 услуги перевели на уведомительный порядок. Работа продолжается. Все это делается для комфортного ведения бизнеса в нефтегазовом секторе.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Лошадь от змеи далеко не ускачет 26.12.2013
Люди твои, Мангистау! 26.12.2013
Мы преодолели кризис идентичности 24.12.2013
Работы – непочатый край 24.12.2013
Реальные плоды интеграции 23.12.2013
Навстречу капиталу 20.12.2013
Серикбай Трумов: Такой напряженности как раньше, в Жанаозене нет 16.12.2013
Известный публицист Бигельды Габдуллин избран президентом Казахского ПЕН-клуба 16.12.2013
Динара Кулибаева: Мне нравится дело, которым я занимаюсь! 13.12.2013
Есть такая профессия – учить родину защищать 13.12.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz