NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2018)








Поиск  
Суббота 20.10.2018 13:37 ast
10:37 msk

Динара Кулибаева: Мне нравится дело, которым я занимаюсь!
К пятнадцатилетию Фонда образования Нурсултана Назарбаева
13.12.2013 / интервью

"Казахстанская правда", 13 декабря

Сегодня наш собеседник – Динара КУЛИБАЕВА, чьи творческие и научные достижения в области образования несомненны. Динара Кулибаева училась в средней школе г. Темиртау, окончила Московский государственный институт театрального искусства (ГИТИС), магистратуру Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП), совершенствовала английский язык в Кентерберийском университете (Великобритания), училась в аспирантуре, а затем в докторантуре Казахского университета международных отношений и мировых языков (КазУМОиМЯ), защитила докторскую диссертацию по специальности "педагогика". В 1998 году основала Фонд образования Нурсултана Назарбаева. Тема разговора – итоги деятельности фонда за прошедшие 15 лет.

– Динара Нурсултановна, позвольте поздравить вас с юбилеем фонда. То, что задумывалось полтора десятилетия назад, осуществилось? Была ли правильной идея создания фонда?
– Спасибо за поздравление. Эти 15 лет показали, что идея создания фонда образования и строительства международных школ была правильной – теперь уже очевидно, что школы фонда нужны, востребованы, и их право существования на рынке образовательных услуг никому не нужно доказывать. Все эти годы наши школы были экспериментальной площадкой, где проводилась своеобразная "мини-реформа образования". Мы смогли интегрировать казахстанские стандарты образования с международными требованиями и создать инновационную модель международной школы в Казахстане.
– Так в чем же уникальность школ фонда и как выбирались программы международного бакалавриата?
– Как каждый человек уникален, так и каждая школа имеет свое собственное лицо. Мы во главу угла ставим высокий уровень профессионального мастерства наших педагогов и предоставляем учащимся программы международного бакалавриата, которые обеспечивают самый высокий уровень среднего образования. У нас свое ноу-хау, отличительными особенностями которого являются сбалансированность национального и международного компонентов в концепции школы, ее структуре, содержании, организации и управлении образовательным процессом. Ведь миссия фонда – содействие развитию образовательной системы Казахстана в соответствии с международными стандартами.
– Обширная программа, непростые рубежи. Нелегко пришлось?
– Фонд 15 лет работает в сфере образования, не меняя ни имени, ни профиля. Это одна из немногих образовательных организаций, которая сразу ставила целью выведение своих школ на международный рынок образовательных услуг. Мы стремились завоевать доверие к нам как со стороны учеников и родителей, так и со стороны ведущих международных агентств по оценке качества образования. Не скрою, это было достаточно трудно, но сегодня я могу с уверенностью сказать, что наш образовательный проект реализован успешно.
– А как вы сами оцениваете работу фонда, какие перемены произошли за 15 лет, что в перспективе?
– Многое удалось сделать! Наши школы и детские сады сегодня востребованы, устойчиво развиваются, и теперь главное – удержать эту высокую планку. Мы осваиваем новые области деятельности, стремимся стать площадкой, на которой бы вели дискуссии ведущие профессионалы, связанные с образованием. У нас только что, в ноябре, прошла очередная науч­нометодическая конференция, стартовали несколько интересных образовательных проектов на телевидении, да всего и не перечислишь! Радует, что все изменения позитивные.
– Не жалеете сегодня, что взвалили на себя столь хлопотное дело?
– Любое дело хлопотное, если им серьезно заниматься. У нас в фонде работает команда единомышленников, на которых я всегда могу положиться. Это Светлана Викторовна Мурзабекова, Гайша Насыровна Сыздыкова, многие другие настоящие труженики, преданные делу образования. Я им очень признательна!
– Теперь о школах "Мирас". Чем они славны, почему столь популярны?
– Каждая школа "Мирас" – целый образовательный городок, или, применяя современное название, кампус. Здесь и детские сады с предшколами, и начальные, основные и старшие школы, гостевые дома для педагогов, теннисные корты и футбольные поля, плавательные бассейны, баскетбольные и волейбольные площадки. Мы специально объединили разные типы учебных заведений для создания комплексной образовательной среды, обеспечивая непрерывность и преемственность между ступенями обучения. Привыкая к комфортной среде детского сада, ребенок не прощается с ней при переходе в начальную школу. Ученики школ "Мирас" в своей alma mater чувствуют себя уверенно и комфортно!
– Школы, о которых вы рассказываете, по сути дела, реформаторский проект. Дискуссии о том, какой быть современной школе, проходят давно и повсюду. А каково ваше отношение к таким спорам, к переменам в современном образовательном процессе?
– То, что в Казахстане имеются школы международного бакалавриата, получившие авторизации и аккредитации самых престижных международных агентств по оценке качества образования, говорит о многом.
Я вообще считаю, что образование – важнейший фактор нашей национальной политики и не терпит к себе пренебрежительного и равнодушного отношения. У казахов говорят: "Білім – қуат. Күш – білімде". Подобные мудрые слова существуют и в Англии (knowledge is power), и в России ("знание – сила").
– Так что же в перспективе? Намерены ли расширять деятельность фонда, прибавлять к существующим новые творческие проекты?
– Я с гордостью могу сказать, что наш фонд успешно претворяет в жизнь одну из самых красивых и лучших образовательных программ. Каждая школа фонда создавалась как произведение искусства. И в каждой – подлинно творческая, радостная атмосфера. Мы планируем расширять нашу деятельность и реализацию новых образовательных проектов в области дошкольного и высшего образования, работаем с регионами. В настоящее время идет строительство детского сада в городе Атырау. У нашего фонда четкая, выверенная позиция, и мы верим в то, что делаем!
– "Мирас" переводится как "наследие". Как было выбрано это ко многому обязывающее название?
– Когда только строились первые школы в Астане и Алматы, мы листали в поисках оригинального названия разные книги. Мне на глаза попалось английское слово heritage, что в переводе на казахский язык означает "мирас" – "наследие", в итоге всем понравился смысл, который вложен в это слово, и школы получили свое имя. Считается, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Рада, что наш "корабль" плывет уверенно! Мы уделяем особое внимание воспитанию бережного отношения к богатому культурному наследию и многовековым обычаям казахского народа и народов всего мира.
– Что вы можете сказать о преподавании языка и литературы в современной школе?
– Я не специалист в этой области. Но я знаю: язык неразрывно связан с мышлением. Чтение формирует мысль. В наших школах изучают три языка: казахский, английский и русский. Считаю, что литература и языки – это предметы человекообразующие, которым надо уделять особое внимание и благодаря которым учителя создают "слой" мыслящих людей.
– Поскольку такое происходит не само собой, что думаете вы о личности современного учителя? И как воспринимаете распространенное понятие нынешнего века "образовательные услуги"?
– Учитель всегда был служителем книги и своей личностью представлял знания. Да, сейчас есть и образовательные услуги, и специалисты данной сферы. Они формируют компетенции: осведомленность, где и как можно что-либо узнать, как собрать информацию, как проанализировать, как присоединить к прежнему новое знание. Они же помогают выстроить систему действенного общения, обучают сотрудничеству с представителями разных культур и разного менталитета. Так что специалисты этого профиля необходимы, с их помощью благополучно решаются многие образовательные задачи. В наших же школах главными фигурами являются Ученик и Учитель!
– Вы так хорошо сказали об учителе. Наверное, у вас были хорошие наставники?
– Самыми лучшими моими учителями, конечно, были мои родители. У нас дома всегда было много книг, энциклопедий, справочной литературы. Моя мама философски относится к жизни и говорит: "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, а каждый человек – твой учитель". А папа все время напоминает, как важно быть образованным человеком: "Адамды білім сақтайды" ("Знание оберегает человека"). Он до сих пор с большим уважением вспоминает о своих педагогах. Нурсултан Абишевич действительно оказал самое значительное влияние на становление меня как личности. Не зря наш фонд образования носит его имя.
– А другие учителя?
– С большой благодарностью вспоминаю свою первую учительницу начальной школы в городе Темиртау Людмилу Васильевну Скачедубову, профессора ГИТИСа Анну Георгиевну Образцову, вот действительно умный, образованный педагог; профессора Таралбу из КИМЭПа – яркая харизматичная личность; мисс Дженни – преподавателя английского языка из Кентреберийского университета; Салиму Сагиевну Кунанбаеву – моего научного руководителя. Конечно, помню многих моих учителей. Просто назвать здесь всех, к сожалению, невозможно… Но ко всем можно отнести прекрасные слова, сказанные Некрасовым:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве,
о свободе…
– Да, проникновенный некрасовский гимн святому ремеслу наставника. И если внимательно прислушаться к словам о ваших учителях, они и по сей день со своими заветами в вашей жизни.
– Знаете, когда мой сын учился в швейцарской школе международного бакалавриата, я постоян­но читала учебники по истории на английском языке, по которым он занимался: мне было интересно, как у них преподают этот предмет. Меня поразило интервью канцлера Бисмарка. После победы Пруссии над Францией в 1871 году его спросили, кто выиграл войну, видимо, намекая на то, что он скажет: я, или немецкие генералы, или немецкий народ. Но Бисмарк ответил: "Прусский учитель". Своим ответом он подчеркнул исключительную роль учителя в воспитании патриотизма, национальной гордости, уважения к народной истории. Действительно, немецкая образовательная система была в то время лучшей в Европе.
– Вернемся из позапрошлого столетия в наши дни, в Казахстан. Каков ваш взгляд на современный образовательный процесс в республике? Перемены нужны?
– Непростой вопрос. Мне кажется, недостаточно внимания уделяется образовательной среде, содержанию образования и качественной подготовке учителей. Надо отметить, профессия учителя сегодня не престижна. Даже те молодые люди, которые окончили педагогические вузы, не идут работать в школы. К сожалению, образование все больше сводится к контролю. Мне думается, что надо больше доверять нашим учителям.
– О преподавательском составе школ фонда как раз можно сказать – хорошие учителя. Каким образом формируется этот квалифицированный состав?
– Казахстанских учителей мы набираем на конкурсной основе, а иностранных – рекрутируем на специализированных ярмарках по всему миру. Конечно, профессиональная подготовка значит немало, но не меньшее значение имеет и то, что за человек приходит к нам, кому мы доверим наших детей.
– Школы "Мирас", можно сказать, особенные, элитные, хотя этого слова в школьном обиходе нет. Наверное, и цели школ фонда такие же – нерядовые.
– Ну что вы, цели в образовании всегда и везде одни и те же. Их еще в древности обозначил Аристотель. Я не помню точно формулировку, но смысл сводится к следующему: образование имеет только две цели – развитие интеллектуальных способностей и развитие нравственных навыков ребенка. Чтобы развить интеллектуальные способности ученика, нужно дать ему базовые знания и научить его мыслить. Для развития же нравственных навыков необходимо вызывать у каждого ребенка желание совершать хорошие поступки и от желания переходить к делу – совершать хорошие поступки, творить добро. Вот и вся педагогическая премудрость!
– "Только две цели…", лаконично же выражался античный философ. Так как же в наши дни достигаются эти цели?
– Школы фонда имеют многообразную образовательную среду: эксклюзивные учебные программы, авторские учебно-методические разработки. Кроме того, у нас работает команда высокопрофессиональных учителей. Вариативность среды предполагает индивидуальный подход: даешь ученику слишком трудную задачу – он не справится, даешь слишком легкую – ему будет неинтересно. В результате раскрывается и ученик, и учитель. Мы проводим олимпиады, выставки, конференции индивидуальных и групповых ученических исследовательских проектов. Наши школы – это не просто школы для способных детей, а для детей, которые хотят учиться.
– И как же определить, кто способный, кто одаренный? Применяют ли в школах фонда какие-либо тесты?
– Как говорил Корней Чуковский: до пяти лет все дети гениальные. А потом куда-то все это уходит. Раньше в Великобритании все дети сдавали знаменитый "11+" экзамен, а затем учителя определяли "кто есть кто". Но сейчас этот экзамен отменили, так как он не был универсальным, не оправдал себя. У нас нет специальных тестов, проверяющих детей на "гениальность".
– Жизненный опыт тем не менее убеждает, что одаренность, независимо от возраста, видна с первого взгляда. И не нужны никакие тесты. Итак, какова судьба одаренного ребенка в школах "Мирас"?
– Я помню разговор с Майком Мейбери, бывшим исполнительным директором Европейского совета международных школ, он сравнил одаренного ребенка с солнцем, у которого развит только один луч. Развивать всех детей надо гармонично. Если в классе появляется одаренный ребенок, конечно, для учителя это дополнительная нагрузка. В наших школах создана качественная образовательная среда, стимулирующая развитие талантов у детей, ведь в системе международного бакалавриата каждый ребенок считается одаренным.
– Вы говорили о расширении деятельности фонда. Сейчас большой интерес вызывает созданный вами специализированный лицей "Арыстан", школа-интернат для казахстанских юношей. Наверное, были и есть немалые сложности в учебно-педагогической работе с молодыми людьми из разных регионов страны, с неодинаковым образовательным уровнем, разными семейными традициями и пониманием жизни. Так чему же обучают юношей в лицее "Арыстан", какие приоритеты в учебной программе?
– Мы выполняем главные задачи по развитию интеллектуальных способностей лицеистов, воспитанию у них высокой нравственности, духовного и физического здоровья, лидерских качеств, любви к Родине. Поверьте, наши ребята трудолюбивые, самостоятельные, стремятся к знаниям. Ведь в лицее обучаются юноши, прошедшие конкурсный отбор из всех регионов нашей страны. Лицей возглавляет генерал-майор запаса Сабит Сауменович Тауланов. Педагоги лицея развивают у ребят интерес к военному делу, стремление к открытиям в науке, желание серьезно заниматься спортом. Наши подростки мечтают послужить своими дарованиями нашей стране, народу и знают, что слово "честь" есть самое важное понятие в жизни.
Я думаю, здесь уместно выразить слова благодарности моему супругу Тимуру Аскаровичу Кулибаеву за неоценимую помощь и всемерную поддержку образовательного проекта "Арыстан".
– Вы, Динара Нурсултановна, яркий пример упорства, целенаправленного, самоотверженного отношения к избранной профессии педагога и воспитателя. Чем вы руководствовались, что вас вдохновляло?
– У меня правило одно: не только самой жить счастливо, но и постараться, чтобы вокруг тебя счастливо жили люди. Мне нравится дело, которым я занимаюсь. Я с удовольствием посещаю школы. Вы даже не представляете, как приятно видеть умные, одухотворенные лица наших учеников! Какое удовольствие получают наши учителя от настоящего творческого процесса! И как важно слышать положительные отзывы о нашей работе от родителей! Значит, все, что мы делаем, не зря.
Пользуясь случаем, мне бы очень хотелось поздравить читателей "Казахстанской правды" с большим праздником – Днем независимости Казахстана. Желаю всем счастья, здоровья и благополучия! А также хочу пожелать стремиться к знаниям, творить и созидать доброе, нужное людям. И, конечно, самое главное, желаю всем казахстанцам не переставать верить в добро!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Лошадь от змеи далеко не ускачет 26.12.2013
Люди твои, Мангистау! 26.12.2013
Мы преодолели кризис идентичности 24.12.2013
Работы – непочатый край 24.12.2013
Реальные плоды интеграции 23.12.2013
Навстречу капиталу 20.12.2013
Серикбай Трумов: Такой напряженности как раньше, в Жанаозене нет 16.12.2013
Известный публицист Бигельды Габдуллин избран президентом Казахского ПЕН-клуба 16.12.2013
Динара Кулибаева: Мне нравится дело, которым я занимаюсь! 13.12.2013
Есть такая профессия – учить родину защищать 13.12.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.10.18 Суббота
82. РАХИМБАЕВ Избасар
78. ПУТИНЦЕВ Владимир
75. РАХМАНБЕРДИЕВ Орынбай
71. ТОЛЕПБАЕВ Бегим
71. ШАРДИНОВ Ахметжан
70. ЗУЕВ Анатолий
69. КАЛМЫКОВ Амангельды
69. УЛЬРИХ Эрих
67. ДЮСЕМБИН Ихсан
66. БЕКЕТАЕВ Бакытжан
64. ДЖУНДИБАЕВ Валерий
64. САДЫКОВ Алмас
63. АБДРАХМАНОВ Булат
63. АБУСЕИТОВ Кайрат
63. ТОХСЕИТОВА Гульнар
...>>>
21.10.18 Воскресенье
89. РУДЕНКО Георгий
72. КУНАНБАЕВ Сапарбек
70. НУРЖАНОВ Омарбек
69. НАУРЫЗБАЙ Жумагали
66. ИЗБЕРГЕНОВ Мунал
62. АЛДАШЕВ Рустем
62. ЕРТЛЕСОВА Жаннат
61. БАЙЖАНОВА Дарига
61. ДАРБЕКОВ Булат
60. КОЖАМЖАРОВ Темирболат
60. МЫНЖАНОВ Марат
60. ТАКЕНОВ Болат
55. НУРКЕНОВ Аманбай
49. АКТАЙ Арман
49. МУХАМЕДИЕВА Бибигуль
...>>>
22.10.18 Понедельник
94. НУРПЕИСОВ Абдижамил
77. ПРЕЗЕНТ Григорий
76. МУКАШЕВ Болат
75. ЖОТАБАЕВ Женис
72. САЛИМОВ Бекпулат
71. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
66. МАТЮХИН Анатолий
64. ИСМАИЛОВ Серик
63. АХАТОВ Амангельды
62. АЛТЫНСАКА Нуржами
62. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
60. УСЕМБАЕВА Жибек
58. НУРБАЕВА Шолпан
57. МАДИНОВ Ромин
56. КЕРТЕШЕВ Талгат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050