NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 19:56 ast
17:56 msk

Великая честь – быть полезным Отечеству
В книжных магазинах страны появились удивительные новинки – трилогия Абая Тынибекова "Исполины" и исторический роман "Караван", написанный им совместно с сыном Ауэзом. Это – завораживающее повествование о событиях времен середины VI–I века до н.э. в древней Персии и античной Греции, в загадочном Египте. Но самые захватывающие перипетии – на землях кочевых племен саков
09.07.2014 / интервью

Татьяна КОСТИНА, "Казахстанская правда", 9 июля

В книжных магазинах страны появились удивительные новинки – трилогия Абая Тынибекова "Исполины" и исторический роман "Караван", написанный им совместно с сыном Ауэзом. Это – завораживающее повествование о событиях времен середины VI–I века до н.э. в древней Персии и античной Греции, в загадочном Египте. Но самые захватывающие перипетии – на землях кочевых племен саков. Первая книга "Далайя" рассказывает о судьбе Далайи, бывшей воспитаннице царицы Томирис. Вторая – "Дантал" – посвящена жизнеописанию сына Далайи. Он участвует в персидском походе – экспедиции в таинственную страну Куш, расположенную за южными рубежами Египта, а затем, вернувшись на родину, становится царем племен массагетов. В третьей книге – "Дассария" – правнук Далайи вступает в противостояние с войсками Александра Македонского, ведет войну против шаньюя хуннов Мотуна. А исторический роман "Караван" переносит читателей во времена возникновения в Азии первых держав и империй, где во всей красе предстают мастерство и коварство разведок древних стран. Яркие герои, хитросплетения сюжета, история великого кочевого народа, сокрытая толщей столетий… Трудно, прочитав все это, не обратиться к автору.

Суть и соль Вселенной
– Абай Кариевич, почему вы назвали свою трилогию "Исполины"? Кто они в вашем понимании: в прошлом, сегодня, и какими окажутся в будущем?
– По благородным помыслам и благим поступкам я отношу некоторых своих персонажей к исполинам. Им, как правило, труднее других живется в обществе, но именно они есть его суть и соль.
Исходя из смысла, который я вкладываю в это слово, нетрудно представить людей, достойных называться исполинами. Они, конечно же, всегда присутствуют в любом обществе, а это значит, что они были, есть и будут пока существует человечество. Сегодня это прежде всего лидеры тех государств, которые видят перспективу развития нового, истинно правового и гармоничного общества, желают построить его и ведут к нему свои народы, достойно преодолевая все внутренние и внешние сложности.
Вы наверняка хотите спросить меня: считаю ли я исполином нашего времени Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева? Безусловно, да. Именно помыслами и поступками измеряется его вклад в становление и развитие Казахстана. И дело не в моих личных симпатиях, а в исторической объективности. Существует страна Казахстан и ее народ – не униженный, оскорбленный и осиротевший, а гордый, уважаемый и востребованный. Не это ли прямое доказательство вышесказанному?
Вообще, чтобы оценить действия другого человека, нужно хотя бы мысленно попытаться поставить себя на его место, и тогда не придется говорить ничего лишнего, все станет понятным без ненужных комментариев. К примеру, поставьте себя в тот сложный период становления Казахстана на место Главы государства. И только тогда сможете понять, насколько трудно было принять то или иное решение, сделать первый шаг на пути его реализации и взять на себя всю полноту ответственности за целый народ. Да, времени прошло не так много. В масштабах истории этот срок подобен капле в море. Но все познается в сравнении. Многие лидеры соседних с нами стран, обретшие, как и мы, независимость в те же годы, не смогли найти нужное направление и завели свои народы в тупик, бросив их на выживание, при этом пытаясь воспользоваться созданными их руками благами, тем самым обнажив свои истинные, изначально низменные намерения.
Есть такая восточная мудрость: "Не нужно искать пятен на греющем тебя солнце". Это не назидание, это всего лишь призыв к тому, чтобы каждый задумался над простым вопросом, адресованным самому себе: "А что ты лично сделал во благо своего Отечества и для блага своего Народа?"
– Во имя чего вы написали эти книги, пройдя через каторжный труд историка, исследователя и литератора одновременно?
– Создавая эту эпопею, я хотел извиниться перед нашими предками от себя, от сына своего, от своей семьи и от всех своих современников, в том числе и от вас, за то, как мы порой поступаем вопреки чести и совести. За то, как мы порой руководствуемся низменными и безнравственными помыслами. За то, как мы порой позволяем себе говорить все то, чего никогда не произносят при матери. Еще и за то, что мы почти не помним их, наших предков. За то, что мы живем зачастую поверхностно. За то, что мы не любим этот мир так, как должны были бы это делать.
Ведь мы все больше заигрываем с жизнью, всерьез к ней не относясь. Все время думаем – завтра будем жить и все успеем сделать по-настоящему, а сегодня можно так, как получится. Утешаем себя мыслью, что потом, чуть позже, совершим нечто полезное для своего Отечества, для своего народа и во благо природы. Ужас, но мы так живем. А что будет завтра, если мы такие сегодня? Вот это и есть часть тех побудительных причин, сподвигнувших меня на создание этой трилогии. Насколько это получилось, не мне судить. В одном я совершенно убежден: нам всем следует хотя бы изредка склонять наши головы перед памятью о них. Никогда еще покаяние не было столь необходимо, как теперь.
И еще. За все, что происходит хорошего с тобой, надо благодарить Всевышнего. А во всем, что происходит плохого, надо винить только себя. Каждый может убедиться в истинности этих слов. Стоит сотворить что-то по-настоящему хорошее, и благодарность Всевышнего не заставит себя ждать, хотя поступать так следует только от души, а не ради благ. Стоит всего лишь честно и объективно проанализировать свой какой-либо неуспех, и обязательно поймешь, что в нем повинен только ты сам. А под лежачий камень, действительно, вода не бежит.
Я после написания трилогии устал и ничего не делал. Конечно, эта пауза была мне необходима и для отдыха, и дабы не допустить повторения своих мыслей в новом произведении. В общем, случился непродолжительный застой, и это очень терзало меня, стало скучно и одиноко... Но как только мы вместе с сыном Ауэзом написали новый роман "Караван", мир вокруг удивительно преобразился. Я понял, что следует трудиться, и Всевышний обязательно это заметит.
Если жить по этим или подобным им правилам, то с каждым все будет замечательно и гармонично. Мы, к сожалению, разучились понимать элементарные вещи. Посмотрите вокруг, мы ведь друг друга нормально не слышим и не видим.
А как мы разбрасываемся словами! Сколько слов мы бросаем на ветер, а осмысленных из них, по большому счету, всего лишь один процент. Самое страшное, что мы не осознаем, что на самом деле впустую расходуем жизненную силу и тратим божественную энергию.

Когда пульсируют и умирают империи
– Вспомните толчок, который отправил ваш писательский караван в путь…
– В чистом виде одной причины не бывает. Есть совокупность. Конечно, что-то доминирует, но… Одной из них, ставшей побудительной для написания трилогии, стал сюжет книги Джанарбекова "Саки". Когда я ее дочитал, то почувствовал определенную недосказанность. Это чувство и осталось во мне. Мне показалось, что он не успел написать дальше и что хотел написать больше о тех временах. Может быть, я и ошибаюсь.
Вторая и главная причина – нация, этнос, народ, который не знает свою историю – обречен. Он слеп в будущем, и ему не поможет никакой поводырь. Проанализируйте историю Древней Греции, древних Китая и Индии. В них при вдумчивом исследовании вы найдете прогноз их будущего. И это можно "считать", не являясь историком или политиком. Не будучи греками, индийцами или китайцами – мы тем не менее изучали их историю. Это огромное наследие, его надо знать, разбираться в нем. Когда знаешь историю, можно спрогнозировать будущее. А если учесть тот факт, что в мире все взаимосвязано, то понимаешь, что благополучное развитие человечества будет зависеть от всеобщих и совместных добрых усилий всех народов. И в связи с этим для нас важно знать и нашу историю, историю нашей земли и наших предков.
Когда я начал писать "Далайю", то стал, как никогда до этого, глубоко и вдумчиво изучать древнюю историю, особенно историю возникновения и исчезновения империй и держав…
Я очень долго старался понять – почему рушились империи? И римская, и греческая, и македонская, и персидская, и многие другие. Почему от них в свое время остались разрозненные и слабые осколки? Почему при такой мощи, таком людском потенциале все у них вдруг превращалось почти в тлен? К примеру, во II веке до нашей эры семь царств в Китае имели суммарное население – почти 60 миллионов. В это же время на западе Римская империя имела такой же людской потенциал. Почему одни процветали, другие рушились? 2 700 лет просуществовала Римская империя, но тем не менее канула в лету. Я долго не мог разобраться в причинах их упадков и забвений. Анализ и изучение этого вопроса в итоге привели меня к выводу, что истинная причина кроется в следующем – любая держава сильна, пока ее подданные не объединили свои слабости. Ведь все человеческие пороки – это его слабости. Когда подданные объединяют все свои пороки – державы рушатся. Это в равной степени относится и к державе под названием "СССР".
– Но в мире еще остались империи и ничего – управляют планетой.
– Я полагаю, что их ждет та же участь, если они не удосужатся провести глобальные прогрессивные реформы во всех сферах деятельности, направленные во благо природы и на благо человека. Я имею в виду первостепенное внимание к экологии земли и воспитанию высоких морально-этических качеств в каждом человеке.
– А самый главный в цепочке пороков какой? С чего начинается первый шаг к гибели?
– С искуса власти. Не все проходят проверку властью. Хочешь узнать человека – дай ему власть. Причин для желания обладать властью много. Что ни человек, то своя причина. К сожалению, доминирующая среди них – алчность.
– Некоторые казахстанские политологи любят говорить об имперских амбициях нашей страны. Это плохо или хорошо, и насколько опасно?
– Я бы посмотрел на это с другой точки зрения. По своим понятиям слова "имперские" и "амбиции" отражают по своей сути, казалось бы, одно и то же, но на самом деле первое означает внешнее объективное проявление в виде масштабной деятельности, а второе – является внутренним субъективным побудительным замыслом. Но не это главное. Это всего лишь обозначение тех или иных действий и помыслов.
Давайте для начала порассуждаем вообще об империзме, как о социально-политическом явлении. Так вот, все зависит от того, что за этим всем стоит. Реальный планомерный процесс, охватывающий все аспекты жизни страны с учетом ее потенциалов, или же всего голословные заявления. Если первое, то такое явление по своей сути есть магистральный путь к построению прочного государства с явной перспективой дальнейшего развития. Ну, а если же второе, то это тупик в самое ближайшее время после начала движения в этом направлении.
Исходя из существующей действительности мы убеждаемся в том, что для нашей страны присущ первый вариант. Напрашивается вопрос: имеет ли значение то, как называют весь этот процесс? Конечно же, нет.

Так познавался мир
– В книгах ваших много сражений, много крови. Почему?
– Время такое было. Так познавался мир. Во все времена движущей силой открытий был и есть интерес к неизведанному и непознанному. И те древние народы были не лишены здравого любопытства, в авангарде которых всегда находились вездесущие торговцы. Сперва шли караваны, в которых в обязательном порядке находились лазутчики, и только потом, после их возвращения, в открытые ими земли направлялись послы. Ну, а в зависимости от целей их правителей случалось по-разному: либо начиналась торговля, либо… война. В те времена почти всегда так и было. Открывались караванные дороги, зарождались торговые пути, возникал контакт между прежде незнакомыми культурами, зарождались новые политические отношения и экономические связи, которые в свою очередь приводили к порождению сторонников или же противников всего этого, и уже от этого зависела дальнейшая судьба новоявленных сторон. Порой она приводила к трагедиям. И жестокие битвы, и кровь, и смерть – все это тоже составные части стремления людей к познанию мира. И тем не менее в те времена существовали определенные элементы гуманности и милосердия. Да, сражений было много. Но у них была особенность: зачастую войска противоборствующих сторон вели военные действия вне поселений с простыми мирянами, вступая в схватки на диком просторе. В этом, на мой взгляд, проглядываются такие понятия, как честь и доблесть.
На милость победителя уповал и побежденный народ, ему же служили и поверженные воины. И зачастую новый правитель, хотя поначалу и относился к ним как к завоеванным, но по истечении короткого времени уже воспринимал их как своих подданных, старался оправдать их надежды. Ну, а как ведутся современные войны, вы знаете. Пощады нет никому. Города разрушаются. Гибнут ни в чем не повинные люди. Так что элементы чести и доблести в битвах тех времен присутствовали. Нужно признать, что у каждого времени своя особенность.
– Вы пишете о воинах-саках в возвышенном штиле – свободолюбивые, терпеливые, с вольной душой и телесной подчиненностью, с благородством помыслов и гордой покорностью, с непоколебимой крепостью духа и чистосердием… А куда это все ушло?
– Сегодня главенствует материальный мир. Мы привыкли жить в комфорте. Технократия – это очень удобно, но это шаг к отчуждению всего душевного, к атрофии физического развития, к изоляции от гармоничных начал, к чувственному вакууму, к этическому дефициту. Человек перестает быть вдумчивой личностью, становится поверхностным, да к тому же равнодушным к чужой судьбе, более эгоистичным в отношениях и беспринципным в поступках. Мало кого по-настоящему интересуют проблемы состояния нашей природы и то, что мы сами, являясь частью существующей биосферы земли, почти методично уничтожаем ее. Добавьте к этому переход мира к созданному генной инженерией питанию. Мы говорим, что 90 процентов продуктов – химия и убеждаем себя, что бояться этого не следует – идет адаптация. Да, возможно это так, и мы действительно привыкнем к этой синтетике и будем жить и дальше. Опасаться следует другого – синтезации сознания, ведущей к стереотипному мышлению, без эмоций, морали, великодушия, милосердия и сострадания.
Всякий раз в каждую эпоху своего развития человечество переживает определенную эволюцию, само того не осознавая. Несмотря на все наши достижения, мы не в состоянии заметить и по-достоинству оценить особый вид энергии – энергию наших тел, наших душ. Но она существует, и, я уверен, происходит ее накопление. Уверен я и в том, что однажды она даст о себе знать во всю свою мощь. Вот только какой она будет по своей сути – черной или белой, трудно предположить. Слишком много зла происходит в человеческом мире.
Мы привыкли верить в то, что осязаемо, что можно потрогать, увидеть и тому подобное. Признается только тактильный контакт, а все остальное, к сожалению, нет. Мы в этом плане нигилисты, а это новое качество у людей, которого, по моему убеждению, у наших предков не было. Так что ответ на ваш вопрос очевиден.
– Интересно, вам как автору, не предлагали сделать по трилогии киноэпопею?
– В зачаточной стадии переговоров был и такой вариант. Но не будем заглядывать слишком далеко вперед. Два года назад, когда я был полон сил, замыслов и идей, случился инфаркт…
Пришлось перестраивать ритм жизни и творчества. Несмотря на это, в знак благодарности Всевышнему за то, что оставил мне жизнь, мы с сыном написали роман "Караван". Совместное творчество оказалось не менее увлекательным делом. Сын в свои 24 года знает английский, турецкий, китайский в совершенстве. Юрист по профессии – он окончил университет в Китае, в городе Шанхае. Мне очень приятно, что он тонко чувствует слово. Процесс написания книги не сводился к банальному совместному сидению за одним столом и бурному обсуждению сюжета. Все было иначе. У меня уже есть свой наработанный стиль, а от него нужны были идеи и определенные познания, чем он щедро делился со мной. Он шесть лет учился в Китае и, как говорится, впитал его дух, прочувствовал величие его истории и древней культуры.
Когда вы будете читать первую часть "Каравана" – "Китай. Империя Цинь", то сразу поймете, каков вклад Ауэза. И ничего не надо будет объяснять. Книга получилась благодаря нашим с ним общим усилиям. Ему было любопытно узнать, как рождается произведение. А мне было не менее любопытно – как можно совместно работать над его созданием, да к тому же понять – как возмужал мой сын за время длительного отсутствия дома. Мы с ним люди разных поколений, но одного состояния души.
Чем интересен мне мой сын, так это тем, что он современен по вкусам и предпочтениям, но при всем при этом – здорово меня понимает. Мы хорошо ладим между собой. Есть обоюдное уважение. Я благодарен ему за это.
– А он вам не сказал, что ему все равно, как пахли тычинки и пестики тысячи лет назад? Он напишет детектив, и это будет здорово.
– Как ни странно, если он скажет мне это, я поддержу его. Это будет выбор самого близкого мне человека. Для меня главное – человек не должен быть пустым, равнодушным, тем более мой сын.
– Странно, что вы не пишете детективы. Бывшая профессия к тому располагает.
– Мои родственники и близкие тоже так говорили мне: мол, ты был следователем, вел дела... Конечно, все самые интересные из них остались в памяти. Я мог бы их просто расписать за одну ночь, но… Здесь есть одно "но", которое перевешивает все "за". Я установил для себя довольно высокую планку и не могу опуститься ниже. Во всяком случае, на сегодня.
– Детективы могли разлетаться, как пирожки…
– Не могу.
– Есть книга или манускрипт, древняя карта, которую вы страстно мечтаете сегодня достать? Может быть, они откроют вам новый мир, новый пласт истории?
– Я приучил себя не создавать кумиров. Вы помните эту заповедь. Это грех. По аналогии я отношусь и к творениям людским. Но я не поэтому так поступаю. Я ценю "капитал" человеческой души. Мне, например, в издании моих книг очень помог руководитель издательства "Фолиант" Нурлан Исабеков и его замечательный коллектив. Я очень благодарен ему за понимание и огромную поддержку. Как автор я мечтаю и о больших тиражах и о фильмах, в основу сценариев которых будут положены мои романы и наши с сыном произведения. Есть в планах их перевод на английский язык.
– О замыслах не прошу рассказать. Но если можно, то пунктиром, намеком… Тема, пласт истории…
– Ну, если разве что намеком, то кое-что могу себе позволить вам сказать. На 70 процентов у нас с сыном готов материал для романа, в центре повествования которого тема возникновения человеческих рас. Кажется, я сказал даже больше, чем хотел.
– Вы идете все дальше вглубь, удаляясь от средних веков, которые так интересны современному обществу – это позиция?
– О них писано-переписано. Смысл повторяться? Переписывать? Не вижу смысла. К тому же герои моих книг интересны моим читателям, которые пишут письма на интернет-страничку. Люди спорят, предлагают, восхищаются. И это не только казахстанцы. Пишут из России и еще откуда-то, чего еще можно желать…

Аттила, Чингисхан и пассионарность
– А почему Аттила не стал героем ваших романов?
– Это не мое время, хотя, как знать. Иногда происходят вещи, которые не дано предугадать. Я как-то увидел хорошо оформленную книгу с названием "Аттила", приобрел ее, прочел и был весьма сильно удручен этой работой, поскольку главный герой был представлен автором фрагментарно и убого. Более унизительного отношения к такой исторической личности, как Аттила, я не мог себе представить. Реальная личность, и вдруг описана таким образом. Нельзя так обходиться ни с историей, ни с людьми, творившими ее.
– Чингисхан? Такая выигрышная фигура в истории…
– О нем много написано, и я не вижу необходимости вступать в ряды этих авторов. Удивляет только чудовищная несправедливость по отношению к нему. Выставляют его кровожадным властителем. А ведь все было не совсем так. Ради справедливости напомню: разбив армию противника и завоевав его поселения, он оставлял их жителям пропитание и давал дружину для их охраны. Он считал завоеванный народ своим и оберегал его. Во всей созданной им огромной империи он благосклонно относился ко всем конфессиям и оказывал им всяческую поддержку.
– И что осталось от него – только легенды.
– Кстати, одна из них гласит, что пришел он неизвестно откуда и исчез неизвестно куда... Гипотеза гипотезой, но могилу Чингисхана до сих пор ведь не нашли. И я думаю, не найдут. Самая загадочная и сильная личность в истории человечества. И очень много мистики вокруг нее.
– В своих работах Гумилев представил теорию пассионарности, которая своим крылом захватывает и Казахстан. Действительно, некий энергетический взрыв дает толчок нашему развитию?
– Для своего времени, как и открытия Пржевальского, который тоже был влюблен в Азию, исследования Гумилева были настоящим прорывом в деле изучения этой части материка. К сожалению, сегодня гумилевых нет. Как бы кто-либо не относился к его трудам, никто не может отрицать главной ценности его исследований – тщательном и кропотливом изучении Азии.
Что касается его теории пассионарности. Насколько я помню, по своему буквальному понятию пассионарность – есть всплеск биохимической энергии живого организма. Для своего времени такая теория Гумилева была весьма смелой и новаторской. Но, к сожалению, это всего лишь гипотеза, и по этой причине ему было отказано в академии наук в защите докторской диссертации по данной теме. Была лишь утверждена его монография как трактат, научный труд. Все дело в отсутствии доказательств, подтверждающих его теорию. Научные споры по данному вопросу актуальны и сегодня.
Я лично убежден, что у человечества в современной истории было два самых больших эмоциональных взрыва – во время Первой и Второй мировых войн. Все остальные же подобные явления, в том числе и великие переселения народов, случившиеся как во времена похода гуннов Аттилы на Рим в V веке и походов орд Чингисхана на запад в ХIII веке, были значительно меньше. Но таких ситуаций в период изучения Азии Гумилевым не было.
– У вас есть предположение, когда, в каких веках, произойдет энергетический хлопок или взрыв? И от чего вы хотели бы предостеречь человечество?
– Много от чего. Всего и не перечислишь. Мы выше уже касались темы наиболее важных проблем человечества. А если говорить проще, то каждый человек должен развивать в себе качества, за которые его будут уважать другие, как минимум – в семье, как максимум – в обществе. Было бы хорошо, чтобы люди стали осознанно развиваться в этом направлении, и тогда вспышки исключены.
– Вам снится апокалипсис?
– Нет. Мне кажется, что нормальный человек чаще видит во сне не то, чего он боится, а то, о чем он мечтает.

Nosce te ipsum
– Сейчас издается очень много фэнтэзи. Я уже не говорю о телепередачах об инопланетянах, сенсационных трактовках исторических событий. Мир устал от прагматизма? Человечество пытается выйти за пределы своего разума и найти во Вселенной себе подобных?
– Я лично не могу представить, как это можно выйти за пределы своего разума. И тем более, пребывая в таком состоянии, найти себе подобных. Обезуметь и найти таких же безумных? Простите, но даже при моей фантазии я не смогу понять этого. Что касается наличия подобных программ – так это всего желание сенсациировать общество, если уж говорить о форме подачи таких информаций. И это объяснимо, потому как серую однородную информативную массу люди уже не воспринимают, так как она не несет в себе ничего из того, что вызвало бы у них хоть какой-то интерес. Нужно взбудоражить фантазию человека, его страхи и, конечно же, его ненасытное любопытство. Все это известные приемы. Если же говорить о содержании этих передач, то они рассчитаны на подогрев неуемных человеческих амбиций, то, о чем мы говорили выше. Люди так устроены: им невдомек, что на родимой матушке Земле полно белых пятен, требующих тщательного исследования, но им уже подавай сенсационные открытия на других планетах.
Есть такой древний латинский перевод греческого изречения "Nosce te ipsum", что означает – познай себя и ты познаешь весь мир. Так вот, на мой взгляд, никуда не надо летать, "дырявить" озоновый слой. Во всяком случае делать это не сейчас. Познай себя, ведь ты – микромодель Вселенной, и ты познаешь ее. Тем более что какой-либо существенной отдачи от всех этих полетов нет, и люди пока не ощутили на себе их полезность. К тому же, как сказано в Священном Писании, – Бог создал человека по своему образу и подобию...
На самом деле надо внимательно читать священные книги. Сошлюсь на книгу размышлений – Коран. В ней 332 раза указано повеление пророку, обозначенное словом "Куль" – "Скажи". Ни в одном другом Священном Писании такого нет. Здесь впервые появляется повелительный тон. И это единственная религия, где нет альтернативности. Как я это понимаю? Я полагаю, что Творцу надоело предупреждать и увещевать нас, видя то, куда мы "катимся". Вот и появилось слово "скажи". "Скажи", если человек не будет делать так, то за это последует…
Все основные учения традиционных религий мира по своей сути очень тесно переплетаются. Если их глубоко изучать, то приходит понимание того, что даны они человеку только во благо. Священные Писания предназначены для человека с целью его вразумления и наставления на путь истинный.
– Сегодня многие увлекаются тенгрианством. Насколько это совместимо с современной жизнью?
– Тенгри – языческий Бог Неба. Тенгрианство – вера в священное небо. Тенгрианство – то, чем жили почти все народы до возникновения классических религий, в том числе и наши предки до появления ислама, являющегося самой молодой среди всех религий. И сейчас существует язычество. На мой взгляд, ключевое слово здесь не тенгрианство, а Вера. Любую веру нужно почитать уже за то, что она есть вера. Так стоит ли обсуждать вопрос о совместимости веры и какого-то этапа жизни человечества? Думаю, что не стоит. Безверие, вот что губительно.
Кстати, мы уже говорили выше о страхе и вере. То, чего люди изначально страшились, вселило в них веру. Ведь они боялись неба и его проявлений в виде гроз с молниями и ливней, а это и есть столь необходимые для жизни огонь и пресная вода. Вот и получилось, что страх удивительным образом трансформировался в веру.
– А почему люди уходят из традиционных конфессий?
– Я отношу это к человеческому любопытству и не считаю плохим явлением, если, конечно же, это не в ущерб самому человеку, окружающим его людям и обществу. Оголтелую религиозность не принимаю. Многие любят сегодня утверждать, что миром движет реклама. Весьма спорно. Миром движет любопытство. Обычное человеческое любопытство открывает мир. Что привело Христофора Колумба, хотя его настоящее имя Кристобаль Колон, в Америку – поиск загадочной Индии, а это и есть любопытство.
В конце концов что меня, к примеру, заставило читать ту или иную книгу – Лю-бо-пыт-ство!

Окончание – в следующем номере.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Боец невидимого фронта 28.07.2014
Море – для настоящих мужчин 25.07.2014
Астана – площадка для глобального диалога культур 22.07.2014
Мультипликативный эффект кооперации 22.07.2014
"Со слишком серьезными лицами принимается миллион дебильных решений на уровне законов" 21.07.2014
Консолидация через размежевание 18.07.2014
Инициатива прозрачности 18.07.2014
"Коррупция – не часть нашего менталитета" 18.07.2014
Данияр Ашимбаев: Оппозицию формируют аутсайдеры 17.07.2014
Данияр Ашимбаев: Мангистауская элита играла и играет большую роль в истории советского и независимого Казахстана 16.07.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz