NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 20:24 ast
18:24 msk

Реформы без кампанейщины
За годы независимости Казахстан провел массу масштабных реформ вузовского образования, большинство из них приближали нашу страну к стандартам международной высшей школы, считает доктор экономических наук, профессор, академик, ректор университета "Туран", президент Ассоциации вузов РК Рахман Алшанов
15.07.2014 / интервью

Азамат Ибраев

За годы независимости Казахстан провел массу масштабных реформ вузовского образования, большинство из них приближали нашу страну к стандартам международной высшей школы, считает доктор экономических наук, профессор, академик, ректор университета "Туран", президент Ассоциации вузов РК Рахман Алшанов. Особенно показателен в этом отношении последний год, позволивший разрешить серьезные противоречия в системе подготовки квалифицированных специалистов.
– Рахман Алшанович, иногда принято считать, что реформы в сфере образования несколько сумбурны. Какие положительные моменты, направленные на выстраивание конкурентоспособной высшей школы Казахстана вы могли бы назвать?
– Последние двадцать лет идет адаптация, интеграция Казахстана в мировой образовательный процесс. Это означает, что мы должны, согласно требованиям международных стандартов, требованиям ЮНЕСКО перейти на современную классификацию высших учебных заведений. Поэтому мы перешли на систему "бакалавриат-магистратура-докторантура", внедрили технологии, программы мобильности, соответствующие принятым в высших учебных заведениях развитых стран. Сегодня многие казахстанцы выезжают за рубеж, и принятое у нас прежде разделение в документации там остается непонятным. Мы адаптировали всю систему подготовки специалистов, что было не так-то просто, требовалось переделать учебники, учебные планы, программы и так далее, но, в принципе, эта работа завершена. Вузы перешли на бакалавриат, магистратуру, докторантуру, все вопросы, касающиеся защиты диссертаций закрыты, осталось адаптировать только несколько специальностей – это музыкальные специальности, ветеринария и еще некоторые. Ежегодно наши студенты принимают участие в программах академической мобильности внутри страны, это означает, что они могут по договоренности слушать лекции в любом другом вузе. Одновременно государство впервые в Казахстане финансирует поездки наших студентов за пределы страны, на учебу в вузы других государств. Среди таких вузов самые высокорейтинговые – Гарвард, Оксфорд, Сорбонна и прочие. Студенты выезжают в страны, отличающиеся наиболее передовой высшей школой, это Европа, США, Япония, Китай, Малайзия и т.д.
Вместе с тем в последнее время около тысячи зарубежных профессоров приезжали в Казахстан читать лекции по самым актуальным темам, что им оплачивало наше государство. Кроме того, в вузах была усилена научная работа, появилось понятие исследовательских университетов, и их финансирование значительно увеличилось, то есть, государство активно поддерживает фундаментальные изыскания. Прикладные исследования, в частности, финансирует Министерство индустрии и новых технологий.
– Вероятно, подобные реформы должны быть согласованы с системой подготовки средней школы?
– По западным стандартам, где в школе учатся двенадцать лет, последний год обучения включает в себя часть программы общеобразовательных дисциплин первого курса вуза. Это информатика, языки, история и так далее. У нас, поскольку двенадцатилетки еще нет, такая нагрузка заложена в бакалавриате, в итоге в вузе не хватает часов для специализированной подготовки, и это вызывает нарекания работодателей. Здесь я должен подчеркнуть – усовершенствования сферы образования должны идти скоординированно во всех звеньях. Реформы средней школы должны быть адекватны реформам высшей школы. Этот принцип в Казахстане прописан, но внедрить его пока не успели, школы, в частности, утверждали, что они не готовы к переходу на двенадцатилетку. Думаю, такой переход в скором времени будет осуществляться.
– Известно также, что после реформирования вузовской системы достигнута большая согласованность между учебными заведениями и работодателями.
– Да, в последние годы была проведена работа, направленная на то, чтобы вузы обучали, а работодатели присваивали квалификацию. То есть, работодатель разрабатывает профессиональные стандарты, требования, рамки квалификаций, на основании которых устанавливаются учебные программы. Таким образом, вуз уже не учит "чему попало", а только тому, что нужно будущим нанимателям студентов. Перефразирую: вуз готовит студентов не так, как может, а так, как требуется по специальности, востребованной на рынке труда. Плюс, если в каком-то производстве появляются новые технологии, соответственно, они должны будут перейти в учебные программы вузов. Это процесс сегодня в стадии активного запуска. Хотелось бы добавить про очевидные результаты отечественных реформ: казахстанские вузы находятся на хороших местах мировых рейтингов высших учебных заведений – гарвардских, британских, шанхайских и т.д. Собственно, пять ведущих наших вузов появились в мировых рейтингах совсем недавно и они уже занимают соответствующие позиции. В качестве сравнения: в мире порядка 20 000 университетов, казахстанские вузы находятся на 200-300 местах этого списка. Хороший показатель, учитывая, что большинство находится позади. Теперь стоит задача, чтобы остальные отечественные вузы также приняли участие в этих рейтингах, обозначили свои позиции.
– Один из значимых компонентов реформы высшей школы – реорганизация вузов, сокращение их числа. Пошло ли это на пользу?
– Раньше разрешали, пожалуйста, открывайте вузы все, кто хочет. По прошествии ряда лет выяснилось, что не все могут обеспечить соблюдение квалификационных требований, поставленных перед высшим учебным заведением. У кого-то не получилось с материальной базой, не получилось с преподавателями и тому подобное, поэтому в последние шесть-семь лет речь зашла о реорганизации и оптимизации. Вузы, как частные, так и государственные объединяются, превращаются в колледжи или закрываются. В результате, например, в прошлом году реорганизации подверглись 15 вузов, в этом году процесс продолжился. В Восточном Казахстане закрылся региональный университет, университет "Кайнар" (Семей) объединился с финансовой академией, в Алматы университет "Парасат" объединился с Каспийским открытым университетом. Кроме того, закрылся Евразийский институт рынка; академия "Сымбат" и университет непрерывного образования образовали единый вуз. В Карагандинской области прошло объединение ряда вузов, в Таразе буквально вчера закрыли гуманитарно-технический университет, в Астане закрыт Казахстанско-российский вуз, в Уральске все частные вузы объединились в один, также прошло объединение в Шымкенте. Это такой метод кнута и пряника: пряник – объединяйтесь, кнут – кто не выдерживает требований, закроем. Одновременно принято решение о том, что студенты этих заведений не должны терпеть никакого ущерба, все вузы обязывают их принимать, если они пожелают переводиться, преподаватели также должны быть трудоустроены. Кроме того, закрывающиеся вузы обязаны передать свои документы в архив, чтобы не нарушался порядок сохранения данных.
– Очевидно, реорганизация проходят под контролем не только профильного министерства, а эта задача решается в комплексе?
– Сегодня действует республиканский совет по модернизации высшего образования под руководством вице-премьера Гульшары Наушаевны Абдыкаликовой, курирующей социальный блок, туда вошел министр МОН РК, вице-министры, несколько ректоров, я вошел в совет как президент Ассоциации вузов. Если вуз объединяется или закрывается, заслушиваются все стороны, чтобы после не возникало никаких проблем: ни финансовых, ни социальных, ни организационных. Кроме того, в рамках реформирования, внедрения международных стандартов вводится практика двухдипломного образования, а также в 29 вузах реализуется практика полиязычия, преподавание ведется на трех языках: казахском, русском, английском. В последние три года самые передовые учебники и учебные пособия активно переводятся на казахский язык, по этому поводу принято отдельное решение. Например, выходит в этом году учебник на английском языке – его моментально переводят и издают в Казахстане. Ассоциация вузов переводит огромное количество специальной литературы, только за последние три года мы выпустили 436 тысяч учебников. Издаем казахстанских авторов, плюс переводим зарубежных – самые современные, актуальные труды. Помимо прочего, действует республиканская электронная библиотека, к которой подключено свыше 90 вузов. Ежедневная посещаемость библиотеки более 2000 человек – очень высокий показатель.
– В реформирование высшей школы также входит ограничение заочного образования и наболевший вопрос отмены ЕНТ. Какова ситуация в настоящий момент?
– Что касается отмены заочного образования: это, конечно, в какой-то степени противоречит Конституции, ибо каждый имеет право обучаться в той форме, какой желает – очной или заочной, дневной или вечерней, но объективные предпосылки для ограничения такого вида образования имеются. К сожалению, ряд небольших вузов создали такую ситуацию, при которой у них 70-80% студентов были заочниками, и организация самого процесса обучения была поставлена крайне неудовлетворительно. Некоторые студенты в течение года приезжали в вуз на три-четыре дня. Если бы они занимались дистанционно круглый год – другой вопрос, но ничего подобного не происходило. При некоторых специальностях такое отношение к учебе – просто профанация. Конечно, при современных информационных технологиях заочная, дистанционная форма образования вполне возможна, но где в Казахстане настолько развитые и работающие технологии? Они будут внедрены со временем, а пока заочную форму не запретили, просто поставили другое соотношение. Раньше был один студент-очник на четверых заочников, теперь наоборот, дополнительно ограничили число специальностей, на которых допускается заочная форма преподавания. Для получающих второе высшее образование никаких ограничений нет, а те, кто пришел со школьной скамьи пусть отучатся в полном объеме. Заочное обучение в любом случае теряло свою популярность, поэтому решение было закономерным.
Теперь поговорим о ЕНТ. В сущности, как таковое Единое национальное тестирование в Казахстане не проходило, в нем участвовали не все. Кто-то уезжал, кто-то уходил в колледжи. Предполагается, что со следующего года – это предложение обсуждалось в течение двух-трех лет – после 9-10 классов школьники будут сдавать Национальное тестирование (слово "единое" выносим за скобки) по трем-четырем предметам. После 11-12 классов они будут сдавать два профильных экзамена. Допустим, в медвуз биологию и химию, на физический факультет – математику и физику и так далее. Такие предложения имеются, в принципе, они одобрены, даже идет речь о том, чтобы тесты сдавались не один раз в год, а, например, трижды, по мере готовности. Такая мера исключила бы лишний ажиотаж в вузах. Мы также предлагаем выпускников колледжа не тестировать как школьников, иначе их отправляют на тесты, а они не готовы. Допустим, обучающийся на бухгалтера сдает экзамен по бухучету, готовит работы по специальности, а потом за короткое время должен изучить школьную программу, чтобы сдать тесты и поступить в вуз. Таким образом, выпускников колледжей как будто бы отталкивают назад. Не секрет, что в школах не слишком хорошо успевающих учеников стараются отправить в колледж, с тем, чтобы у школы показатели ЕНТ были хорошими. В колледже такой ученик выправляется, подтягивается, и тут он получает второй удар. Это психологически не очень верно, так можно получить, так сказать, жизненных неудачников, чего нужно всеми силами избегать. Поэтому шанс должен быть у всех, и колледж здесь – именно второй шанс. Возможно, нужно вернуться к прежней системе, такая задача обсуждалась на коллегии министерства образования, руководители колледжей также на этом настаивают.
– Тем не менее, модернизация сферы образования, очевидно, поможет определить действительные кадровые запросы отраслей, позволит студенту отыскать своего будущего работодателя и наоборот?
– Сейчас в колледжах внедряется дуальное обучение, также соответствующее западным стандартам. Попросту говоря, если компания хочет получить специалиста, она должна его обучить, это то, что раньше называли производственной практикой. Однако, так, как проходили "практику" – в течение двух-трех недель, так специальность не освоишь, например, в Германии обучаются по полгода и даже году. Поэтому теперь принято соответствующее решение, ряд учебных заведений уже укрепляют связи с работодателями и переходят на дуальное обучение. Ставится задача не просто обучать будущих работников на государственные гранты, а мотивировать компании выделять средства. В плане выделения грантов от компаний сегодня лидируют "КазМунайГаз", "Казахстан Темир Жолы" и "Казахтелеком". "Казахстан Темир Жолы" пошел дальше – они выкупили акции Казахстанской академии транспорта и коммуникаций, которая в свое время ушла в частные руки. Компания КТЖ вернула академию, конкретизировала там учебные задачи именно с целью наладить подготовку нужного количества специалистов по необходимым для отрасли направлениям. Такие меры позволили отрегулировать спрос, упорядочить систему госзаказа. По такому же пути идет и "Казахтелеком", строительные компании, подключаются иностранные. Например, компания "Шлюмберже", начиная от колледжа до Политехнического университета, оборудует лаборатории, размещает свой заказ для того, чтобы их будущие сотрудники обучались именно на том оборудовании, на котором они будет впоследствии работать.
Перемены идут, но есть большая проблема с определением прогноза потребностей на рынке труда. Для крупных предприятий его определить не сложно, то же самое касается медицинской, образовательной, правоохранительных сфер, строительства, коммуникаций, связи, металлургии, горного дела и т.д. Трудности начинаются с малого бизнеса, где работают 80% занятых, поэтому там нужен аналитический прогноз ожидаемых потребностей. Иначе создается ситуация, когда вузы все критикуют, но никто не может сказать, какова сегодня реальная потребность в кадрах. За рубежом подобные вопросы решаются за счет создания специализированных учебных заведений при компаниях. Например, в США 5 тысяч университетов, а также 4500 – это университеты и академии при частных предприятиях. Поскольку у каждой компании есть свои технологические, коммерческие тайны, они дообучают, доквалифицируют студентов до нужного им уровня. Допустим, технолог "Кока Колы" никогда не выдаст свои секреты "Пепси", или возьмем жесточайшую конкуренцию в автомобилестроительной сфере – никто из этих компаний не захочет, чтобы нюансы производства ушли в "чужие руки". Поэтому они забирают себе выпускников автомобильных профильных вузов и дальше проводят с ними специализацию. А у нас, когда работодатели говорят, что у них есть свои особенности производства, а выпускники их не знают, возникает недоумение: где же они должны научиться? Работодатель должен это понять и взять на вооружение стратегию тесного сотрудничества с вузами и колледжами. Тем не менее, все впереди, госпрограмма модернизации высшего образования подписана, теперь ее просто нужно спокойно реализовывать, без всякой кампанейщины.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Боец невидимого фронта 28.07.2014
Море – для настоящих мужчин 25.07.2014
Астана – площадка для глобального диалога культур 22.07.2014
Мультипликативный эффект кооперации 22.07.2014
"Со слишком серьезными лицами принимается миллион дебильных решений на уровне законов" 21.07.2014
Консолидация через размежевание 18.07.2014
Инициатива прозрачности 18.07.2014
"Коррупция – не часть нашего менталитета" 18.07.2014
Данияр Ашимбаев: Оппозицию формируют аутсайдеры 17.07.2014
Данияр Ашимбаев: Мангистауская элита играла и играет большую роль в истории советского и независимого Казахстана 16.07.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz