Елена БРУСИЛОВСКАЯ, "Казахстанская правда", 25 июля
Сегодня мы беседуем с капитаном первого ранга, председателем Комитета ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы Алматинского городского совета ветеранов Купесбаем ЖАМПИИСОВЫМ. С отличием окончивший Киевское высшее военно-морское политическое училище, затем – командный военно-морской факультет Военно-политической академии в Москве, он в 1988 году был назначен начальником политического отдела дивизии ракетных кораблей Балтийского флота. – Купесбай Оразбаевич, прежде всего хотелось бы спросить вас вот о чем – мне неоднократно приходилось слышать, что Казахстану, дескать, как не морской державе, военный флот совсем ни к чему. Что вы можете сказать по этому поводу? – Военный флот нам, безусловно, нужен, ведь Казахстан как суверенное государство имеет довольно протяженную границу по акватории Каспийского моря, и для охраны этих рубежей нам необходимы военно-морские силы. Президент страны – Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев как-то сказал, что Каспий должен быть морем мира. И мы, военные, больше всех других хотим, чтобы на Каспийском море был мир. Наши военно-морские силы создаются в зависимости от территориального расположения, геополитической ситуации и тех задач, которые стоят перед государством. Для того, чтобы выполнять задачи, возложенные на Вооруженные силы Казахстана в соответствии с военной доктриной. – Вы сказали – создаются, не оговорились? Ведь указ об их создании вышел более 20 лет назад. – Не оговорился. Да, история военно-морских сил Казахстана ведет свой отсчет со 2 апреля 1993 года, когда вышел Указ Главы государства об их создании, и за эти годы многое сделано и в плане технической оснащенности, и в подготовке кадров, и в укомплектованности частей и подразделений. При этом не надо забывать, что если сухопутные войска формировались на базе существовавших частей Среднеазиатского военного округа, то военно-морских сил в советское время в Казахстане не было, поэтому все пришлось делать, как говорится, с нуля. А ведь военный флот –это очень дорогостоящий род войск. Это не танки и даже не самолеты. Да, корабль можно купить или построить самим, но для того, чтобы он "ожил", надо еще много чего иметь – прежде всего, морской порт, соответствующее техническое обеспечение, специально обученные кадры и так далее. Но Казахстан за такой короткий срок справляется и с этой задачей. В соответствии с военно-техническим сотрудничеством стран ОДКБ нам помогают страны-союзники, в первую очередь, конечно, Россия, и в поставке военных кораблей, и в подготовке кадров. Кроме прикаспийских государств, мы сотрудничаем с военно-морским флотом США. Также организуются различные тренировки с флотами Турции и других стран. – Наша республика создает собственное кораблестроение – на заводе в Уральске. – Да, уральский завод "Зенит" еще в советское время занимался производством продукции военно-морского назначения, ведь он расположен на реке Урал, через которую есть выход в Каспийское море. И за последние 20 лет завод построил и передал нашим военно-морским силам уже более 17 единиц кораблей и катеров разных классов. В том числе, например, и первый отечественный ракетно-артиллерийский корабль, оснащенный всеми современными средствами навигации и связи. Так что, можно сказать, что наш Казахстан стал и кораблестроительной страной. Создана и военно-морская база. Военные корабли имеются и в составе Регионального управления береговой охраны Пограничной службы КНБ РК. У нас есть целый ряд офицеров, имеющих опыт службы на кораблях советского Военно-морского флота. Эти офицеры находятся в запасе, но их знания, опыт можно и необходимо использовать в интересах военно-морских сил республики. – А вас лично, что прельщает в этой профессии, ведь вы, насколько я знаю, родом совсем не из морских мест? – Вы правы, я родился там, где и не пахнет морем – в селе Жетыген Илийского района Алматинской области. Рос в многодетной семье, готовил себя к тому, чтобы стать учителем. Поступал в Джамбулский педагогический институт. Работал на стройке в совхозе, был помощником чабана, на кирпичном заводе в Талгаре таскал вагонетки с кирпичом. В 1968 году меня призвали на действительную военную службу, и по комсомольской путевке я отправился служить на краснознаменный крейсер "Киров". В качестве машиниста-турбиниста прослужил три года. За это время я понял, что моряки – это особые люди, у них совершенно иная психология, чем у воинов других родов войск. Во флоте очень ценятся такие качества, как трудолюбие, честность, порядочность, дружба… – И, конечно, взаимовыручка... – Естественно, сам погибай, а товарища выручай, ну и еще аккуратность до педантичности, возведенная в самые высокие пределы, потому что служба на водных просторах – это и особый вид риска. Здесь очень много зависит от подготовленности каждого – от матроса до командира, и от сплоченности экипажа. Отсюда –предельная ответственность и преданность Родине, своему делу, ну и, конечно, лихость, дерзость, особый морской дух. – Моряки, как космонавты, долгое время находятся в замкнутом пространстве, поэтому так важен психологический климат? – Конечно, ведь моряки часто, если тонет корабль, погибают вместе с ним. Поэтому здесь и особый климат, и особая психология. Это я по себе знаю, ведь у меня за плечами 35 лет службы в Военно-морском флоте. – Кстати, если вспомнить историю, то военно-морские силы всегда считались элитными. – Во всех государствах мира Военно-морской флот – это элитный род войск. – Мне кажется, что даже форма морского офицера –самая красивая из всех видов военной одежды. – Мне тоже она нравится, кстати, в России эта форма не менялась уже более 300 лет, потому что изначально была задумана очень целесообразно, она удобна для службы и жизни в условиях моря, ну и, конечно, красива. И казахстанская военно-морская форма очень смотрится. – За 35 лет службы вам, наверное, много довелось избороздить морских просторов? – Я ходил практически по всем океанам, кроме Индийского. Ну а Балтийское море и Атлантический океан, можно сказать, для меня родные, там я прослужил 9 лет, на Тихом океане – 6 лет, причем служил на самой боевой эскадре. В Средиземном море в 34 года стал заместителем командира ракетного крейсера "Грозный", на борту которого находились ракеты с ядерным оружием. Наш крейсер уходил летом на полгода из Калининграда через всю Атлантику в Средиземное море, а возвращался в конце февраля. Помню, мы еще в летней форме, а дома уже снег, мороз... С годами пришли опыт, знания, в 1988 году я был назначен начальником политического отдела, заместителем командира дивизии ракетных войск. В 1991 году меня направили в Академию Генерального штаба. В 1993 году получил предложение на должность заместителя командующего Кольской флотилией Северного флота. Параллельно с этим было и другое предложение – вернуться в Казахстан. Семья решила в пользу возвращения на Родину. Здесь в Казахстане я со временем стал начальником аппарата министра обороны, членом коллегии Министерства обороны, должность генеральская. Жалеть мне не о чем – моя семья живет в своем независимом государстве, дети учились в суверенном Казахстане. Старший сын получил образование в США (университет в Вашингтоне), работает в крупной компании. Дочь – художник-живописец. Младший сын окончил 4-й класс гимназии. Получаю хорошую пенсию, принимаю участие в общественной жизни города и страны. – Купесбай Оразбаевич, вы часто встречаетесь с молодежью, охотно ли сейчас наши ребята идут служить во флот? – Они с удовольствием идут служить в наши военно-морские силы. У нас в Актау есть военно-морской институт, который готовит специалистов командного состава, а те, кто призывается, проходят обучение в военно-морских силах Казахстана, есть и контрактники. Кроме того, морских офицеров для Казахстана, исходя из международных договоренностей, готовят и в других государствах, например, в России. Кстати, мой внук собирается поступать в такой институт. – Так у вас уже будет военно-морская династия. – Я считаю, что служба во флоте – это очень хорошая школа и профессиональная, и жизненная. Море вырабатывает характер, делая из "салаг" настоящих мужчин с сильными волевыми качествами. И я рад, что судьба привела меня к профессии моряка. – Море, наверное, до сих пор вам снится? – Конечно, снится, ведь море – это вся моя жизнь. |