АСТАНА. 31 июля 2015, 14:15. BNews.kz
Повышение эффективности и качества предоставления услуг обеспечивается путем развития двух ключевых инструментов: "электронного правительства" и центров обслуживания населения. Более подробно о том, что уже сделано и о том, что еще предполагается предпринять в развитии этого направления, рассказал в интервью корреспонденту BNews.kz вице-министр по инвестициям и развитию РК Сакен Сарсенов. – Сакен Сейтжаппарович, расскажите, как результаты уже проделанной работы повлияли на жизнь казахстанцев? – Мы постоянно совершенствуем бизнес-процессы, оптимизируем, придумываем новые решения, чтобы максимально упростить взаимодействие между гражданином и государством. Помните, еще не так давно многие справки нужно было ждать днями, а некоторые и неделями. Сегодня ту же адресную справку вам выдадут моментально. Вы также сами можете ее получить через портал электронного правительства. И таких услуг сегодня более 700, они охватывают весь жизненный цикл. В онлайн-режиме сегодня можно подать заявление на регистрацию брака, зарегистрировать рождение ребенка, поставить на очередь в дошкольное учреждение, подать документы на стипендию "Болашак" и т.д. И этими услугами сегодня население уже не удивишь. Многие привыкли, что эти процессы происходят быстро и мы этому только рады. Поэтому мы идем еще дальше. Буквально на днях мы запустили в пилотном режиме с "Жилстройсбербанком" новый сервис, который позволяет финансовому учреждению не запрашивать с вас различные справки, а получать их самостоятельно. – То есть теперь любой сотрудник банка сможет посмотреть, есть ли у меня недвижимость, какая у меня сумма пенсионных накоплений? – Может, но только с вашего согласия. Банк сможет сделать запрос в систему электронного правительства, но получит информацию только в том случае, если вы подтвердите его. С помощью SMS или у себя в личном кабинете. То есть, вам не нужно будет собирать справки, а значит, вы сэкономите свое время. После завершения тестового периода к этому сервису подключатся и другие банки. – Вы говорите, что сегодня население уже привыкло получать электронные услуги. Как это подтверждается цифрами? – К примеру, в 2012 году было оказано около 10 млн услуг, в 2014 – уже более 35 млн, и если брать текущий год, то только за 6 месяцев оказано свыше 19 млн услуг. Цифры, как видите, подтверждают мои слова. – А как обстоят дела с онлайн-оплатами? Насколько я знаю, сегодня можно оплачивать через портал электронного правительства налоги, штрафы, госпошлины. Пользуются ли эти услуги спросом, или население по-прежнему предпочитает расплачиваться наличными? – Несколько лет назад мы очень радовались тому, что за год через портал было проведено платежей на 1 млрд тенге. Если говорить о сегодняшней ситуации, то только за июнь текущего года было проведено свыше 100 тысяч платежей на сумму более 1 млрд тенге. – В последнее время все очень любят употреблять слово "оптимизация". Вы тоже уже сказали, что проводите постоянно оптимизацию. Что под этим понятием подразумевается? – Речь об оптимизации и автоматизации бизнес-процессов оказания госуслуги. Переводя услуги в электронный формат, мы пересматриваем регламенты оказания услуг, исключаем, то есть оптимизируем документы, которые раньше запрашивались с населения, в результате чего сокращаются сроки оказания услуг. – Можете привести пример? – К примеру, справка о несудимости. Раньше вы ее могли получить только через органы прокуратуры, и срок оказания услуги составлял 7 дней. Сегодня вы обращаетесь за справкой на портал электронного правительства и получаете эту справку в течение 5 минут. Или еще пример, который, уверен, пришелся бы по душе предпринимателям. До момента автоматизации процедуры по выдаче лицензий, на получение разрешительных документов уходило до 30 дней. Плюс, вам нужно было собрать целый талмуд бумаг, копировать его, заверить нотариусом, и только после этого вы сдавали документы в госорган. После автоматизации бизнес-процессов срок сократился до 15 дней, и самое главное, вам не нужно собирать огромное количество бумаг. Аналогичная ситуация с регистрацией юридических лиц. Для получения этой госуслуги необходимо было предоставлять как минимум 5-6 документов, а срок ее оказания – от 5 до 30 дней. После проведенных работ по оптимизации и автоматизации, достигнут результат с исключительной подачей услуги в электронной форме, и срок оказания услуги сокращен до 1 дня. И все это... оптимизация. – А оптимизация затрагивает только услуги, которые можно получить через портал, или те, которые люди получают в ЦОНах? – Она затрагивает все процессы оказания государственных услуг. Вот, к примеру, услуга "Регистрация населения по месту жительства" или, как говорят, прописка. Госуслуга оказывается через ЦОН. Помните, как эта процедура выглядела раньше? Сначала нужно было пойти в военкомат и сняться с воинского учета, потом – с учета по месту жительства, потом прибыть на новое место жительства встать на воинский учет и только после этого прописаться по новому адресу. Плюс, время уходило на сбор документов. Сегодняшний механизм, после процессов автоматизации и оптимизации бизнес процессов кардинально упрощен. Просто приходите в ЦОН по новому месту жительства, Вас автоматически снимают с прежнего места прописки и в течение 15 минут пропишут по новому адресу. Другой пример – получение паспорта. Если раньше вы могли его получить только по месту прописки, то теперь, после внедрения принципа экстерриториальности – через любой ЦОН страны. – Помимо ЦОНа, портала электронного правительства, в последнее время активно продвигаются различные мобильные версии... – Это общемировая тенденция. По всему миру мобильные телефоны становятся передовыми устройствами связи, и Казахстан, с более чем 100%-ным проникновением мобильной связи, не является исключением. Создание мобильного правительства является логическим последующим шагом в развитии электронного правительства. Мобильное правительство значительно увеличивает охват и упрощает использование государственных услуг. Мобильное правительство – это возможность получать государственные услуги не только через компьютер, но также через любые модели сотовых телефонов и смартфонов. Одним словом, еще большее упрощение процессов получения государственных услуг. Для владельцев смартфонов уже доступно мобильное приложение Egov.kz (в Play Market и AppStore), в котором можно получить более 50 услуг и сервисов. Также на сегодняшний день доступны некоторые услуги посредством SMS, к примеру, срок действия техосмотра автомобиля или номер очереди на жилье можно узнать, отправив SMS на короткий номер 414. – Какие планы на ближайшее будущее? – В этом году планируем запустить специализированный ЦОН в Актюбинской области, автоматизируем для портала еще 20 новых услуг, количество услуг мобильного правительства доведем до 100, запустим мобильную ЭЦП, увеличим количество услуг, которые оказываются в ЦОНе, еще на 20. – Спасибо за интересную беседу! |