АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ, 21 октября
Около 30 млрд. тенге из бюджета Алматы переброшены на более актуальные проекты. Маслихат города принял решение приостановить финансирование высокогорного курорта "Кок Жайлау", повременить с выкупом ипподрома, отказаться от строительства пяти пешеходных переходов и развязки на углу улиц Сейфуллина и Жансугурова. Отложено и возведение ряда административных зданий. Это решение стало особенно актуальным в свете заявлений Главы государства о наступающем кризисе и рекомендаций расходовать бюджетные средства максимально рационально. Подробнее о том, на чем Алматы решил сэкономить в нелегкое время, рассказал Казинформу депутат маслихата города, известный ученый-экономист Рахман Алшанов. – Рахман Алшанович, почему депутаты решили свернуть ряд крупных проектов в Алматы? – Все мы знаем, что мировая экономика испытывает напряжение, в том числе и у наших соседей: в Китае идет снижение экономических темпов, в России ситуация сложная с девальвацией рубля, и естественно, снижение нефтяных цен. Вот три основных фактора, которые влияют и на нас, так как мы интегрированы в мировую экономику. И это оказало серьезное воздействие. Цена доллара выросла почти наполовину, на все сырьевые ресурсы – упала на 30-40%. Поступления в бюджет были резко ограничены, и мы вернулись сейчас на уровень 2007-2008 годов. – Надолго ли, по Вашему мнению, придется "затянуть пояса"? – Все это, конечно, временное явление, я не думаю, что у нас будут серьезные последствия. Вспомните, мы в хорошие времена реализовали крупные проекты. Сдвинули с мертвой точки метро, построили несколько станций в Алматы, крупные инфраструктурные проекты были реализованы – построена железная дорога от Жезказгана до Бейнеу и даже до туркменской границы. Строится крупная автодорога "Западный Казахстан – Западный Китай", реализуются другие программы: построено 100 больниц и 100 школ и так далее. Сейчас наступило другое время. И у нас есть важные, приоритетные направления: социальная сфера, зарплаты учителей, врачей – их ни в коем случае снижать нельзя, может быть, надо даже добавлять пенсии. То есть это важная сфера, где мы не можем экономить. Но есть объекты, на которых можно сэкономить, в том числе проект "Кок Жайлау". – То есть решение о приостановке финансирования "Кок жайлау" из бюджета принято? Насколько я помню, только в этом году на проект было предусмотрено порядка 1 млрд. тенге? – Да, было много разговоров, дискуссий в обществе о том, что это неоднозначный проект. И с точки зрения экономической рентабельности, конечно, он в наше время не окупился бы. Это долгосрочный проект, поэтому решено приостановить его. От этого мы не проиграем: у нас есть Медеу, Шимбулак, в сторону Талгара, Каскелена построены десятки мини-трамплинов. Есть и другие места для активного отдыха. То есть интересам населения наше решение не помешает. По ипподрому. Он находился в частных руках, и его решено было выкупить в свое время, было выделено 4 млрд. тенге. Депутаты решили, что сейчас нет такой острой необходимости, потому что вокруг Алматы ипподромов много, да и сам частник может еще его содержать. Кстати, по "Кок Жаулау". Как заявил аким города, если появится инвестор – любой, иностранный, отечественный, который вложит свои деньги, – то, как говорится, и карты в руки. Некоторые депутаты предложили там какие-то построить дороги, чтобы использовать это место для отдыха горожан. В принципе – приемлемое предложение, вполне реализуемое. – Вы еще говорили, что приостановят строительство надземных пешеходных переходов над трассами? – За последнее время было построено много пешеходных переходов, но сейчас есть варианты подешевле. Поставил светофор, кнопку нажал – переходи. Это значительно экономит средства. По Универсиаде тоже есть возможность сэкономить, какие-то объекты сделать мобильными. То есть, оказалось, что можно сэкономить приличную сумму и направить ее на другие цели, на социальное развитие, социальные программы. – О какой сумме идет речь, и куда будут перенаправлены деньги? – Было решено на 30 млрд. тенге оптимизировать бюджет. И более 29 млрд. тенге направить на здравоохранение, дошкольное образование, охрану общественного порядка, на совершенствование инфраструктуры и досрочное погашение кредита, который придет на следующий год. Этот кредит брали на приобретение автобусов для городского транспорта, он действует и был взят под небольшой процент – под 4% в зарубежной валюте, в евро. Есть возможность сейчас погасить. Потому что неизвестно, как будет ситуация развиваться на следующий год. Будем надеяться на лучшее, но, возможно, и сохранение этой ситуации. Поэтому вполне правильно и рационально принято такое решение, это не противоречит интересам города. Основные социально-экономические направления будут развиваться, город является одним из ведущих плательщиков, доноров республиканского бюджета, все структуры сохраняются и развиваются. Задания, поставленные перед экономикой города, выполняются. Так что, думаю, в целом, никакой драматизации событий нет, есть оптимизация, в которой все мы должны адекватно поступать, в соответствии со временем. – Спасибо за интервью! |