NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (март 2018)








Поиск  
Вторник 22.05.2018 12:05 ast
09:05 msk

Пора прикрывать лавочку по разбазариванию госсредств!
Азат Перуашев: Может быть, для менеджеров "Самрука" три триллиона четыреста миллиардов тенге – небольшие деньги, но для миллионов казахстанцев – это не просто большое, а очень большое, гигантское число
07.07.2016 / интервью

Михаил КОЗАЧКОВ, "Время", 7 июля

Читателям газеты "Время" хорошо известно критичное отношение руководителя парламентской фракции "Ак жол" Азата ПЕРУАШЕВА к тому, как чиновники и нацкомпании распоряжаются своими полномочиями и государственными средствами. Из года в год под раздачу депутата попадают различные ведомства – от министерств индустрии, чрезвычайных ситуаций, образования до Жилстройсбербанка и владельцев счетов в офшорных зонах.
Вот и под занавес завершившейся парламентской сессии лидер демократов выдал очередной залп – на этот раз по безответственности и раздутым затратам в системе закупок "Самрук-Казыны".
Насколько болезненной оказалась эта критика можно судить по тому, что буквально на следующий день в различных СМИ посыпались разъяснения госменеджеров о том, что сведения депутата неточные, а закупки фонда прозрачны как никогда. Газета "Время" решила дать возможность и г-ну Перуашеву выдать, так сказать, свой "ответ Чемберлену".
– Азат Турлыбекович, в который раз после ваших нелицеприятных обвинений разворачивается ответная информационная волна. Но, может быть, руководству "Самрук-Казыны" было бы правильнее ответить вам лично, а не поднимать столько шума?
– Напротив, я думаю, что это правильная реакция. Во-первых, репутация организации очень важна, и фонд просто обязан ее поддерживать.
Во-вторых, разъяснение своей позиции фондом ведется корректно, без личных выпадов. Это говорит о наличии культуры дискуссии.
Ну и, в-третьих, работа фонда касается всех казахстанцев, и обществу нужно знать, что там происходит. Ведь прямые вливания из бюджета и Нацфонда в уставные капиталы этих дочерних гигантов – это все народные деньги, на которые мы их содержим.
Поэтому стремление фонда раскрыть больше информации, пускай даже под давлением депутатов, уже определенный шаг к подотчетности перед обществом, на чем мы постоянно настаиваем.
Выступая в парламенте, я говорил не только о "Самрук-Казыне", но и о квазигосударственном секторе в целом, назвав также холдинги "КазАгро", "Байтерек", "Касипкор". На самом деле государственных холдингов и компаний в экономике уже больше 400. И проблемы с использованием госсредств присутствуют в каждом.
"Самрук-Казына" через свою "дочку" "Самрук-Казына Контракт" хотя бы ведет статистику, принимает жалобы от предпринимателей, проводит какие-то разбирательства. Я привел данные по "Самруку" просто потому, что у них эта информация имеется, в отличие от других. Как раз здесь мы видим определенное стремление к прозрачности, и это надо уважать. Но одного стремления, конечно, мало.
– Вы говорите "без личных выпадов". Однако в одной из публикаций представители фонда прямо заявили, что вы озвучили неправильные данные.
– Да, читал, но лучше бы они об этом промолчали. Например, было сказано, что объем закупок фонда составил не 3,5 триллиона тенге, а "всего лишь" 3,4 триллиона. Разве это как-то меняет общую картину? По закону больших чисел, если от большого числа отнять малое – остается большое число. Может быть, для менеджеров "Самрука" три триллиона четыреста миллиардов тенге – небольшие деньги, но для миллионов казахстанцев – это не просто большое, а очень большое, гигантское число.
Еще было сказано, что наказали не 255, а 276 сотрудников, допустивших финансовые нарушения. Я в своем запросе указал, какие это были, с позволения сказать, "наказания": троих понизили, 13 получили сокращенные премии (то есть за фокусы с государственными деньгами им еще и премии выплатили), 89 объявили выговор. А остальным даже выговоры не сделали, обошлись замечаниями.
Мы говорим о финансовых нарушениях, связанных с использованием триллионов, а нас успокаивают тем, что еще 21 менеджер получил замечания. Разве что-то изменилось с точки зрения тенденций? Ни-че-го.
Самое же интересное в том, что те данные, на которые я ссылался, мне предоставил как раз "Самрук-Казына Контракт". Их официальный ответ с этими данными я могу показать кому угодно. Поэтому все претензии не ко мне, а к самому фонду, точнее к его "дочке", напрямую ответственной за закупки.
– Получается, вы не видите для себя никакого конфликта. Тогда в чем был смысл вообще поднимать эту тему?
– Конфликт есть, но он не личный, а системный. В конце концов спор о том, что в регулировании закупок госхолдингов и национальных компаний образовалась огромная дыра. И в эту дыру улетают со свис­том государственные деньги и доходы предпринимателей.
Несколько лет назад холдинги с "дочками" и "внучками" освободили из-под действия закона "О государственных закупках", с чем депутаты "Ак жола" и тогда не соглашались. Теперь "бизнесмены от государства" проводят закупки по собственным правилам и за нарушения тоже отвечают сами перед собой, хотя крутят государственные деньги.
Ко мне постоянно обращаются бизнесмены, права которых были нарушены на закупках в квазигоссекторе. Понятно, что закупки проводят не головные холдинги, а национальные компании и прочие дочерние структуры. Так вот, тендеры нередко проводятся таким образом, чтобы контракты достаются "нужным людям". Либо – еще хлеще – отстраняя потенциальных конкурентов, чтобы закупки производились из одного источника, вне конкурсных процедур. В этом случае организаторы могут неограниченно завышать суммы контрактов, потому что просто некому предлагать более дешевую цену. Такие действия однозначно связаны с коррупционными рисками.
Я говорю не с чьих-то слов, а из собственной практики, потому что в партии "Ак жол" постоянно находится в обороте несколько подобных обращений от частных предприятий, по которым мы работаем и с нацкомпаниями, и с тем же "Самрук-Казына Контрактом", и с органами прокуратуры. И я регулярно участвую в этих дискуссиях, защищая отечественный бизнес.
Но даже когда у нас на руках прямые факты, одни бюрократы заявляют, что черное – это белое, а другие разводят руками: по законодательству субъектами коррупционных нарушений считаются только госслужащие. А менеджеры нацкомпаний и прочих "дочек" госслужащими не являются! Поэтому им все сходит с рук.
Мы пытались отрегулировать эту сферу хотя бы через закон о закупках в нацкомпаниях и на гос­предприятиях по примеру России и Беларуси. Но на неоднократные требования фракции "Ак жол" – 18 декабря 2013 г., 24 июня 2014 г., 13 февраля и 12 июня 2015 г. – внести такой законопроект правительство дважды (23 апреля и 11 августа 2015 г.) ответило отказом.
А поскольку нет закона, то нет и информации о его нарушениях, и даже самих нарушений формально тоже не существует, поскольку нарушать-то нечего.
Следовательно, мы даже не представляем себе истинные масштабы злоупотреблений в этой сфере! Обращающиеся в "Ак жол" за помощью предприниматели – только верхушка айсберга. Думаю, что в уводе денег из Казахстана в офшорные зоны квазигосударственные предприятия занимают далеко не последнее место, а сами эти структуры порой служат не столько государству, сколько личному обогащению коррупционеров.
Здесь именно системная проблема, проблема корпоративной коррупции. Нужно вытащить на белый свет скрытую часть деятельности квазигоспредприятий. Я совершенно точно знаю, что рано или поздно тайное станет явным, а многим из тех, кто сегодня стоит за этими схемами, придется отвечать перед законом.
– Знаете, ваши регулярные споры то с министрами, то с нацкомпаниями вызывают определенные вопросы об амбициях. Ну, работают себе люди, никого не трогают. Вам-то это зачем? Плетью обуха не перешибешь…
– Амбиции тут ни при чем. Дело в здравом смысле: мнение, будто халтурщиков и коррупционеров можно не трогать, не только ошибочно, но и опасно для общества. Ведь квазигоссектор существует не сам по себе, а за наш с вами счет. Корпоративная коррупция пожирает государственные финансы, убивает честную конкуренцию и душит бизнес. Сегодня произошло тотальное огосударствление экономики: мы построили не рыночный, а государственно-монополистический капитализм. А это означает неэффективные решения, завышенные расходы и высокую коррупцию.
Те же миллиардные внешние займы, которые привлекают "Сам­рук-Казына", "Байтерек", "КазАгро" и дочерние компании, ложатся финансовым бременем на каждого из нас и на наших детей. Почему наши дети должны выплачивать долги, которые наделали и "распилили" ушлые дяденьки?
Реальное решение здесь именно то, о котором говорит президент: резкое сокращение государственного участия в экономике, приватизация госпредприятий и передача их в конкурентную среду.
– Да, но это поручение президента глобальное и потому займет определенное время. Почему же вы как депутат ждете правительство, раз оно уже дважды отказалось вносить такой закон? Может, пора самим двигаться?
– Как сказал один известный бизнесмен, "жизнь научила". Наша система выстроена так, что законопроект, инициированный депутатами, не имеет перспектив без поддержки правительства. Только правительство решает, выделять или нет средства на его реализацию. А без положительного заключения бюджетной комиссии при правительстве о том, что деньги на это имеются, даже самый замечательный законопроект не двинется с места.
Это не просто слова – из шести разработанных и инициированных с 2012 года нашей фракцией законопроектов ни один не был принят.
Но в данном случае ситуация настолько назревшая, что решение искать все равно придется. Наш депутатский запрос 23 июня не был гласом вопиющего в пустыне: в нем я сослался на аналогичные выступления депутатов О. Оксикбаева и Н. Сабильянова из фракции "Нур Отан".
Кроме того, изучив проблему за столько времени, мы нашли решение, где можно обойтись без принятия нового закона, а путем внесения депутатских поправок в уже действующее законодательство. Весной мы разработали поправки в 1-ю, 8-ю, 10-ю, 11-ю и 18-ю статьи закона "О противодействии коррупции", а также в 30-ю, 676-ю, 677-ю, 678-ю, 680-ю и 681-ю статьи Кодекса об административных правонарушениях, а также в пункты 16, 26, 27 и 28 статьи 3 Уголовного кодекса, где предлагаем включить в число субъектов антикоррупционных расследований не только чиновников, но и должностных лиц национальных компаний, холдингов и госпредприятий.
Еще за неделю до нашумевшего запроса, 14 июня текущего года, фракция "Ак жол" направила эти предложения руководству Национального бюро по противодействию коррупции с тем, чтобы отработать их до начала осенней сессии, когда фракция внесет пакет поправок на рассмотрение коллег. Так что работа продолжается, а лавочка по разбазариванию государственных средств и отжиманию бизнеса постепенно будет сокращаться. Во всяком случае, мы приложим к этому максимум усилий.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пора прикрывать лавочку по разбазариванию госсредств! 07.07.2016
Все дороги ведут в центр 04.07.2016
Джанибек Сулеев: Во взрослую жизнь шагнуло поколение казахстанцев, не знавших, не нюхавших СССР 01.07.2016
"Нужно менять всю систему" 27.06.2016
Во имя служения людям 23.06.2016
И снова здравствуйте! 22.06.2016
"Версия о причастности России к попытке госпереворота в Казахстане смешна" 10.06.2016
Данияр Ашимбаев: Эти игры зашли слишком далеко 09.06.2016
Гульмира Илеуова: "Никто не знает, где "порвется" 01.06.2016
Данияр Ашимбаев: Борьба с оффшорами в Казахстане не ведется 20.05.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.05.18 Вторник
75. ВЛАСОВ Николай
73. ЖУМАБАЕВ Бейбит
71. БУЛЕКБАЕВ Виктор
67. ДОБРЫШИН Федор
65. БРАГИНСКИЙ Александр
63. МУРЗАБЕКОВ Шаттыкберген
60. КОЖАХМЕТОВ Асылбек
59. МУТАЛИЕВ Нурлан
59. МЫРЗАБАЕВ Максат
58. АЙТПАЕВА Сауле
54. ЖУМАБАЕВ Айдар
49. НУРЖАНОВ Сабиржан
48. ДЖАНАБЕКОВ Нуржан
47. ИСЕНОВА Бакытгуль
47. РАХИМЖАНОВ Гумар
...>>>
23.05.18 Среда
77. АХМЕТОВ Адил
71. АХЕТОВ Амантай
70. ЕРМЕКБАЕВ Серик
65. ТЛЕУХАН Рамазан
61. МЫРЗАБЕКОВ Есмахан
56. МАЙЛЫБАЕВ Актай
55. ТУРГАЕВ Мейркан
54. МАКСУТОВ Халел
51. БАЙМУКАШЕВ Мурат
44. ШАРИПОВ Мурат
43. АБЖАНОВА Динара
42. АРПАБАЕВ Бек
42. ШУЖЕЕВА Азиза
41. ПИРМЕТОВ Султан
41. САДЫКОВ Ерик
...>>>
24.05.18 Четверг
79. СПИЦЫН Анатолий
70. БУТИН Вячеслав
66. УРКУМБАЕВ Булат
64. ДЖИЕНБАЕВ Ринат
63. ЧЕПУХИН Василий
62. СКУЙБЕДА Александр
61. МОЛДАГАРИНОВ Аскар
60. ДАДИКБАЙ Марат
60. ЗЛОТНИКОВ Сергей
60. СЕЙДАХАНОВ Искандер
57. АКТАЕВА Куляйша
57. АЛИЕВ Туманбек
53. КОЖАХМЕТОВ Канат
53. НУРМАГАМБЕТОВ Талгат
50. АБЫЛГАЗИН Талгат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050