Недавно "Трансперенси Казахстан" провели "Тренинг для тренеров" - трениг по повышению правовых компетенций для представителей неправительственного сектора (тренеров) и гражданских активистов. Зачем он проводился, какие он дает результаты мы спросили у председателя Попечительского совета Трансперенси Казахстан Марата Шибутова. - Международные эксперты в области изучения прав человека и коррупции доказали связь между правовой безграмотностью и уровнем коррупции. Чем ниже уровень правовой грамотности, тем выше уровень коррупции. Как в Казахстане прослеживается эта тенденция? - Да, мы тут не оригинальны и у нас есть эта тенденция. Это видно по многим признакам - активности тех же уголовных дел и как они были возбуждены, жалоб граждан. Люди, которые знают свои права не дают взятки не только потому что знают свои права, но и потому что коррупционеры боятся у них вымогать взятки. А вот те кто не знает своих прав, они к сожалению добыча для любого вымогателя. - С 2010 года в РК начал работать портал электронного правительства. Ежегодно число предоставляемых услуг через e-gov растет. Насколько это востребованный со стороны граждан ресурс и умеют ли граждане им пользоваться? - По статистике туда заходят в квартал примерно 1,5 миллиона посетителей, в большинстве своем в возрасте 25-34 года (45%), в основном из Алматы и Астаны. Пока они умеют в основном получать наиболее "ходовые" виды справок - адресные, пенсионные отчисления, обременениях на недвижимое имущество, наличие недвижимого имущества, наличие судимости и так далее. Пока я думаю, все равно процент пока небольшой - ЭЦП то имеют миллионов 6 человек, а пользуется в квартал всего 1,5 миллиона, при том что совершеннолетних людей у нас 12 миллионов. - Очевидно, что многие не умеют пользоваться e-gov, многие боятся, считают, что пойти в ЦОН или госорганы с бумагами надежней. как убедить казахстанцев, что это надежный способ общения с государством, более удобный, и более того, дает гарантию на то, что проблема конкретного гражданина не останется без ответа. Почему такое происходит? - Тут есть 3 причины - две технологические и одна гуманитарная. Первая технологическая - у нас большинство страны не имеет компьютеров, а в интернете работает с помощью смартфонов и планшетов, где интуитивно понятный интерфейс. Это очень сильно снижает их возможности по работе на сложных сайтах вроде базы законодательства или электронного правительства. Вторая технологическая проблема - они же привыкли ходить за услугами в ЦОН, где консультант все сделает сам и быстро, ну и поэтому не задумываются - может еще какие услуги есть? То есть люди не знают полного функционала электронного правительства, просто потому что никогда туда не заглядывали. Ну а не заглядывают они туда по гуманитарной проблеме - это слабая юридическая грамотность, люди просто не знают какие у них права есть и что они могут от государства получить. - Что вы предлагаете для решения проблемы? - Вообще я думаю написать учебное пособие "Права гражданина Казахстана - памятка на все случаи жизни" и выложить в интернет, но думаю, надо сочетать с тренингами. Не все могут и любят читать - большинству надо получать знания от человека к человеку, лучше живое, но можно и в виде видео. Будем людей обучать - лучше всего это делать для студентов, потому что они уже входят во взрослую жизнь. Хотя впрочем, знания у нас ходят получать и люди постарше - просто молодые больше интересуются очередью на жилье, а пожилые медицинскими квотами и т.д. - Есть ли результаты вашего тренинга? Ведь 30 тренеров на всю страну - это немного. И какой отклик на подобные занятия дают граждане? - Мы делали не тренеров, а тренинг - интеллектуальный продукт, которым может воспользоваться каждый. Эти 30 тренеров ведь не один раз такой тренинг проведут - а несколько, а их ученики уже сами могут его вести. То есть у нас получается такая сеть, где циркулируют знания. Я надеюсь, что на следующий раз мы дадим знания им из других сфер - городские практики, работа с правоохранительными органами, работа с бюджетом и так далее. Мы еще же выложили все материалы тренинга на сайте - ими может воспользоваться каждый. - Планы на будущее. - Ну мы сейчас окончательно проанализируем результаты тренингов наших учеников, как они прошли, поймем, что еще людям надо. Попробуем составить список запросов, в чем нуждаются люди в регионах - ведь мы стараемся брать НПО, которые работают в районных центрах и поселках. Думаю, попробуем сделать новые тренинги. |