NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2018)








Поиск  
Понедельник 22.10.2018 21:31 ast
18:31 msk

Физкульт-ура! Почему ее задвинули на задний план?
"Ура! Физра!". Наверное, этот клич - самый любимый для учеников во все времена, а спортзал – самое притягательное место в школе. Но как-то так сложилось, что эта учебная дисциплина выпала из поля зрения общественности. А ведь, как ни верти, от уровня ее преподавания во многом зависит здоровье всей нации
06.10.2017 / интервью

Кенже ТАТИЛЯ, camonitor.kz, 6 октября

"Ура! Физра!". Наверное, этот клич - самый любимый для учеников во все времена, а спортзал – самое притягательное место в школе. Но как-то так сложилось, что эта учебная дисциплина выпала из поля зрения общественности. А ведь, как ни верти, от уровня ее преподавания во многом зависит здоровье всей нации. Наш собеседник – учитель физкультуры одной из алматинских общеобразовательных школ, правда, пожелавший остаться неизвестным.

Уроки физкультуры: вчера и сегодня
- Попробуйте сравнить с уроками физкультуры в советской школе: что потеряли, а что приобрели?
- Если сравнивать систему физического воспитания в советской школе с обновленной программой, то можно сказать, что мы практически ничего не потеряли, но во многом "перемудрили".
С чем мы столкнулись? Прежде всего с тем, что учителям потребовалось пройти курсы переподготовки по обновленному содержанию – фактически заново переучиваться. А это длительный процесс. На практике же курсы проходили в течение недели, после чего выдавали сертификат. Но возможно ли за столь короткий срок освоить обновленную программу? Ответ очевиден.
В этой программе не предусмотрено четкого распределения нагрузки по видам спорта, нет регламента, как должны сочетаться оба компонента обучения – базовый и вариативный. Если раньше мы планировали работу с учащимися, держа в уме спартакиады школьников (в определенное время года учителя готовили их к соревнованиям по тем или видам иным спорта, входящим в программы спартакиад), то сейчас такого нет.
В обновленной программе не учтены материально-технические возможности школ. Например, она предлагает использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). А где они есть? Только в "Назарбаев-интеллектуальных школах" (НИШ). Или, скажем, нам рекомендуют применять на уроках физкультуры ноутбуки и интерактивные доски. Возможно, это представляет определенный интерес, тем более что дети должны знать какие-то теоретические основы выполнения тех или иных упражнений. Но физкультура – это, прежде всего, движение. Школьники и без того подолгу сидят на уроках. Поэтому, на мой взгляд, теорию ребенок должен осваивать самостоятельно, дома.
Есть еще одна серьезная проблема, связанная с оценками. Как было раньше? Учащимся давались определенные задания (допустим, научиться выполнять какое-то гимнастическое упражнение или игровой прием), у них были нормативы: время преодоления беговой дистанции, количество подтягиваний на турнике и т.д. И в зависимости от того, насколько успешно все это выполнялось, школьникам ставились оценки. А сейчас этого нет. Нам рекомендовано ставить "зачет". Фактически учащийся может его получить только за то, что он посещал уроки. Исчезла мотивация, исчез элемент состязательности, которые в физкультуре и спорте чрезвычайно важны.
- Много ли сейчас детей, освобожденных от уроков физкультуры? Кто-то с ними занимается?
- Таких учеников много, и с ними никто не работает: они приходят на урок и просто присутствуют. Почему? А потому, что в школах нет ставок инструктора ЛФК. Хотя, если разобраться, преподаватели физической культуры почти поголовно имеют удостоверения инструкторов по ЛФК. Иначе говоря, специалисты есть, но финансирование работы с такими детьми не предусмотрено.

Без снаряда нет заряда
- Есть ли в школах спортзалы, спортплощадки? Как они обеспечиваются спортинвентарем и спортивными снарядами?
- Спортзалы есть во всех общеобразовательных учреждениях, но далеко не все они соответствуют стандартам. В некоторых школах есть по два зала, а в некоторых – один, да и то такой маленький, что невозможно провести полноценный урок физкультуры.
Одно время вроде бы начали восстанавливать спортивные площадки, но и тут возникли проблемы: качество покрытия такое, что оно быстро выходит из строя, ограждение оставляет желать лучшего. А в некоторых школах, где были большие футбольные поля, их изъяли под строительство других социальных объектов - например, детских садов.
Не хватает спортивного инвентаря, а качество имеющегося вызывает нарекания. Если на уроке физической культуры учитель запланировал индивидуальное обучение школьников азам какого-нибудь вида спорта (волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис и т.д.), то необходимо, чтобы был инвентарь на каждого ученика. Но это, увы, не всегда получается. 10 мячей на школу - это обычно максимум.
Например, нашей школе в прошлом году на обновление спортивного инвентаря и снарядов выделили 70000 тенге. А что мы можем купить на эти деньги? Разве что дешевый китайский ширпотреб на барахолке, да и то в очень ограниченном количестве.
Возьмем уроки гимнастики. Раньше, в советское время, у нас были почти все снаряды для выполнения упражнений – перекладина, разновысокие и параллельные брусья, гимнастический конь и т.д. Сейчас всего этого нет. Тот инвентарь, что сохранился еще с тех времен, приходит в негодность. Заниматься на сломанных снарядах нельзя – существуют определенные требования по технике безопасности. Возникает вопрос: "А как нам развивать физические качества детей без инвентаря?". А если бы школы были полностью им обеспечены, то и учитель работал бы на все сто процентов, и ученикам стало бы гораздо интереснее на уроках физкультуры.
- А как организованы внешкольные занятия учащихся? Есть ли спортивные кружки, секции, какие-то факультативы?
- Внеурочная деятельность организована, но не повсеместно. Кружковой и факультативной работой охвачены только гимназии и лицеи, поскольку в этих учебных заведениях есть гимназический компонент, за счет которого и выделены часы на такие занятия.
В общеобразовательных школах предусмотрена внеклассная работа, но часов выделяется очень мало, и их просто не хватает на то, чтобы организовать секции. Если учителю выделяют 0,25 от основной ставки в 18 часов, то это меньше пяти часов в неделю. Ну, в лучшем случае можно набрать две группы по одному виду спорта. А ведь в каждой школе насчитываются сотни учащихся, и видов спорта очень много.
Есть еще платные секции. Приходит какой-то тренер с письмом от управления образования и просит дать ему время для проведения занятий в спортивном зале. Директор школы не может отказать, поскольку письмо поступило из вышестоящего органа. И в такие секции - в основном по каратэ, таэквондо и другим видам восточных единоборств – ходят не только учащиеся данной школы, но и дети со стороны. Может, это и хорошо, но все-таки, думается, акцент надо делать на бесплатные занятия – ведь не все родители могут позволить себе дополнительные расходы.
- На какие виды спорта делается основной упор во время уроков физкультуры? Какие из них вы бы убрали, а какие, наоборот, ввели?
- Мы стараемся как можно больше времени отводить под игровые виды - футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Плюс под различные виды гимнастики: художественную – для девочек, силовую – для мальчиков, а также ритмическую гимнастику. Также детям очень нравятся казахские национальные игры. Не хочется убирать из учебной программы ни один вид спорта – они все интересные и полезные.

ГТО уже не то...
- В советские годы все школьники сдавали нормы ГТО и в зависимости от показанных результатов получали значки разных степеней. Есть ли сегодня какой-то аналог?
- Сейчас в школьной программе осталась только сдача учащимися 4-х, 7-х, 9-х и 11-х классов так называемых президентских тестов. Это, конечно, не совсем то, что было во времена ГТО. К тому же, как я уже говорила выше, обновленная учебная программа не предусматривает выполнение тех или иных нормативов.
- Проводятся ли какие-то соревнования между классами, школами?
- Конечно. Как правило, мы проводим их своими силами. В каждой школе учителя составляют годовой план спортивно-массовых мероприятий во внеурочное время. Соревнования организуются большей частью по тем видам спорта, которыми дети занимаются на уроках. Например, в сентябре – по легкой атлетике и футболу, в ноябре – по настольному теннису и шахматам, в декабре – по баскетболу, в январе – по национальной игре тоғызқұмалақ и шашкам, в феврале – по волейболу, в апреле – по выполнению президентских тестов и легкой атлетике.
Победители затем участвуют в районных, городских соревнованиях.
- Как бы вы оценили профессиональный уровень учителей физкультуры? И как стимулируется их труд?
- Можно сказать, что сегодня школьная физкультура держится только на преподавателях советской эпохи, которые окончили КазИФК (сейчас Казахская академия спорта и туризма - КАСТ). Да, приходят молодые специалисты, но их профессиональная подготовка с точки зрения знания теории и методики преподавания физической культуры оставляет желать лучшего. О чем можно говорить, если выпускник КАСТ практически не знает специфику преподавания урока, не владеет специальной терминологией? Были случаи, когда приходившие на практику студенты 4-го курса даже не знали, как правильно распределить учебную нагрузку, не имели представления о типовой учебной программе.
Конечно, мы стараемся воспитывать молодых учителей, корректируем их подготовку к урокам. Но ведь этим должны заниматься вузы. Есть учителя, которых мы за глаза называем великовозрастными учениками. Это те, кто когда-то окончил КазИФК, но не по специальности "преподаватель физической культуры", занимался тренерской деятельностью. Они тоже не владеют методикой преподавания. Почему? Потому что "преподаватель физической культуры" и "тренер по спорту" - хоть и близкие специальности, но имеют разный профиль и предполагают разные знания и навыки.
Что касается стимулирования труда учителей, то его, можно сказать, практически нет.
В нашем понимании стимулировать - это значит создавать условия для продуктивной и успешной работы. Но возьмите, например, зарплату. Далеко не у всех учителей она на должном уровне. Особенно у молодых специалистов, которые приходят только после института и работают без категории. Хочется надеяться, что в обозримом будущем ситуация изменится. Раз мы перешли к обновленному содержанию учебной программы, раз мы собираемся опираться на опыт западных стран, то необходимо перенимать и их практику в плане оплаты учительского труда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстан превращается в мононациональное государство 20.10.2017
"Надо решить, кого облагать" 18.10.2017
Физкульт-ура! Почему ее задвинули на задний план? 06.10.2017
Как Шымкент и Туймебаев сошлись характерами, пока остается загадкой – Ашимбаев 22.09.2017
Главная головная боль акима СКО – отбивать атаки российских националистов – Ашимбаев 12.09.2017
Пора прекратить политические спекуляции, основанные на межнациональной почве 11.09.2017
Данияр Ашимбаев: Эпицентр важных событий сейчас находится в силовом блоке 06.09.2017
Ашимбаев о прогнозах на осень: Круг людей, которых затронут перемены, окажется достаточно широким 04.09.2017
Аким Павлодарской области – фигура не случайная, но очень к этому близкая – Ашимбаев 31.08.2017
Александр Асмолов: расслоение населения уже грозит катастрофой 28.08.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.10.18 Понедельник
94. НУРПЕИСОВ Абдижамил
77. ПРЕЗЕНТ Григорий
76. МУКАШЕВ Болат
75. ЖОТАБАЕВ Женис
72. САЛИМОВ Бекпулат
71. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
66. МАТЮХИН Анатолий
64. ИСМАИЛОВ Серик
63. АХАТОВ Амангельды
62. АЛТЫНСАКА Нуржами
62. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
60. УСЕМБАЕВА Жибек
58. НУРБАЕВА Шолпан
57. МАДИНОВ Ромин
56. КЕРТЕШЕВ Талгат
...>>>
23.10.18 Вторник
81. САРЖАНОВ Кудайберген
71. МАРТЫНОВ Александр
69. САРТАЕВ Жанбатыр
68. КРАУЗЕ Юрий
67. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
67. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
63. КАРИМЖАНОВ Бахриден
62. ДЕНЯКИН Александр
62. ЖАКЫПОВ Болат
61. ДЮСЕНОВА Сауле
61. СМАГУЛОВ Сейсехан
60. КУШЕРБАЕВ Жомарт
59. ИБРАЕВ Марат
59. ИБРАЕВА Гафура
55. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.18 Среда
84. ХОЛОДКОВ Александр
81. ЛЕММЛЕ Вальтер
77. УРМУРЗИНА Гульшара
75. ШВЕДЮК Владимир
72. ТУРСУМБАЕВ Балташ
71. ЖУМИН Канатбек
63. МУСИН Алиаскар
61. БИСЕНБАЕВ Асылбек
58. АГИТАЕВ Садуакас
58. БАРПИБАЕВ Тлектес
58. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
58. КЕНЖАЛИЕВ Малик
56. БАЛГАРИН Амантай
54. УСКЕНБАЕВ Каирбек
52. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050