NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2018)








Поиск  
Среда 17.10.2018 08:16 ast
05:16 msk

Асет Исекешев: Астана перешла в третью фазу роста
"В настоящее время у нас несколько задач. Во-первых, стратегические - это трансформация Астаны в один из ключевых городов евразийского пространства, в глобальный "умный город". И здесь идет большая работа. Но сейчас более важная задача, которая в приоритете, - сделать Астану безопасным и комфортным городом для наших жителей"
11.09.2018 / интервью

Қайсар ЖҰМАБАЙҰЛЫ, astana.gov.kz, 11 сентября

Мы давно хотели сделать интервью с акимом Астаны, и в минувшие выходные, после очередного объезда города, он нашел время ответить на наши вопросы. А их у нас накопилось много. Правда, в понедельник, когда верстался номер, стало известно о назначении Асета ИСЕКЕШЕВА руководителем Администрации Президента РК. Но мы все же решили опубликовать интервью, поскольку в нем поднимаются важные для горожан вопросы.
- В апреле этого года Президент провел совещание по системным вопросам развития Астаны. Был поставлен ряд задач. Горожан интересует, как идет реализация поручений Главы государства?
- Столица - это гордость страны, детище нашего Президента, поэтому развитие города всегда на контроле высшего руководства республики. В целом в Астане, как и в любом регионе, есть как стратегические задачи, так и текущие проблемные вопросы. После поручений Президента мы пересмотрели ключевые приоритеты, программы, структуру управления городом.
- Понятно, что о результатах столь масштабной работы говорить еще рано, но можно подвести предварительные итоги социально-экономического развития города?
- В этом году у нас сохраняется положительная динамика в развитии по базовым отраслям экономики. В промышленности рост обеспечен на 2,6% (381,4 млрд тенге), в том числе в обрабатывающей промышленности на 3,3% (317 млрд тенге).
До конца года планируем обеспечить рост на 11% за счет увеличения производства в машиностроении, металлургии и производстве напитков. Привлечено 580 млрд тенге инвестиций, а это на 5,9% больше показателей прошлого года. При этом объем прямых иностранных инвестиций составил 158,4 млрд тенге, а это почти трехкратный рост по сравнению с прошлым годом (восемь месяцев 2017 года - 51,7 млрд тенге). Стоит отметить, что в этом году, как и в предыдущие два года, налоговые поступления в столице составят один триллион тенге.
Хотелось бы также отметить большой вклад Астаны в общереспубликанский объем строительных работ. По итогам семи месяцев, согласно статистике, в Казахстане было сдано 3 млн 170 тыс. кв. м жилья многоэтажных жилых домов. При этом 42% от республиканского объема сдано в Астане.
Это огромный труд наших строителей. В целом за последние три года (2016-2018 годы) общий объем ввода жилья составит 7 млн кв. метров жилья, или около 100 тысяч квартир. А это средний размер областного центра!
К слову, в Астане заработают два новых современных комбината индустриального домостроения производственной мощностью 320 тыс. кв. м жилья в год. За счет этих технологичных объектов повысится качество строительства жилья, снизится себестоимость и кардинально вырастет скорость строительства. Скорость по отдельным домам будет доходить до одного этажа в сутки. Учитывая наш суровый климат и короткий строительный сезон, скорость - это один из ключевых факторов жилищного строительства. Теперь многоквартирные дома будут поднимать за один сезон!

Астана - город предпринимателей
- А как развивается малый и средний бизнес?
- Недавно вышла итоговая статистика за 2017 год. Доля МСБ в экономике города составляет 54,4%. Каждый месяц открывается в среднем 1400 новых предприятий. А с начала года в Астане создано более 12 тысяч новых рабочих мест. Это на 16,5% больше прошлого года. Из них 10,9 тыс. мест - в сфере малого и среднего бизнеса.
Уже сейчас мы видим значительные изменения в структуре экономики столицы.
Такие отрасли, как туризм, обрабатывающая промышленность, ИКТ, транспорт, показывают значительный рост, а по сектору госуправления идет снижение вклада в ВРП. Это еще раз доказывает то, что Астана из города госслужащих преобразилась в город предпринимателей.
Еще один факт: как вы думаете, кто у нас сегодня главный инвестор города? Это малый предприниматель! Около 70% всех инвестиций в город идет именно от малого бизнеса, даже не среднего.

Стать экспортером услуг
- Что вы имеете в виду, говоря о самодостаточности столицы?
- Есть такой экономический термин "торгуемые сектора". То есть это те сектора, которые обеспечивают большую экспортную выручку. Для каких-то регионов – это металлы, нефть. Но какой экспортный товар может предложить мегаполис? По нашим расчетам, в столице к 2025 году будет 1 миллион 700 тысяч жителей. К этому времени мы должны создать 300 тысяч рабочих мест. Возникает вопрос: где мы можем создать эти рабочие места? Какой постоянный приток денег должен быть? Внутренний рынок – это хорошо. Но для устойчивости значительная часть экономики города должна быть экспортоориентированной для притока валюты. Промышленность? У нас не хватит ресурсов - воды, энергии. В современных условиях развития технологий, чтобы трудоустроить такое количество людей, необходимо построить 3000 заводов и фабрик. Поэтому мы учли существующие экономические модели Дубая, Лондона, Сингапура и Москвы. И пришли к выводу, что это все-таки сфера услуг. Но услуги должны быть в большей мере ориентированы на внешний рынок. То есть должен быть большой приток валюты, который обеспечит занятость многих людей. И в этом плане Астана является очень выгодным экономическим проектом.
Необходимо развивать экспортоориентированные услуги, быть сервисным городом, как Дубай, Сингапур. В эти города ежегодно приезжает около 15 миллионов туристов.
- Но как добиться этого? Какой вид туризма станет приоритетным для Астаны?
- Мы должны стать региональным хабом по ряду направлений. Во-первых, Астана имеет потенциал, в первую очередь, развития делового туризма как конгрессно-выставочный центр. Все региональные выставки могут проходить здесь. Инфраструктура города, состоящая из 130 локаций, готова к проведению крупномасштабных мероприятий на самом высоком уровне. К примеру, прошедшие переговоры по сирийскому вопросу, Астанинский экономический форум и Международная специализированная выставка ЭКСПО-2017.
С начала 2018 года успешно проведено около 20 деловых мероприятий различного масштаба и уровня сложности, такие как Международный женский форум Zhaina, Кубок студенческого предпринимательства, стартапов и инноваций Enactus Kazakhstan - 2018, Международная выставка вооружения Kadex-2018, 25-й Всемирный юбилейный горный конгресс, Форум мэров городов стран Шелкового пути.
Во-вторых, Астана должна стать центром культуры и спорта. Чтобы крупные мероприятия способствовали стабильному притоку туристов из стран Центральной Азии, СНГ, западного Китая. Будущее за киберспортом – нужны и такие площадки. Есть центр современного искусства. На базе "Барыс-Арены" создана площадка и для культурных проектов - различные шоу, выступления известных артистов.
В-третьих, это финансовый центр, который мы развиваем.
В-четвертых, это авиахаб, то есть авиационная логистика и транзитные туристы.
В-пятых, центр образования и здравоохранения. И, безусловно, центр городского туризма. Сейчас в Астане очень много привлекательных с точки зрения туризма мест и объектов – музеи, Ботанический сад, "Хан Шатыр", "Пирамида" и т.д. Да, создание подобных объектов затратно, но они окупаются сторицей.
Все эти меры позволят обеспечить посещение около трех миллионов туристов к 2025 году. А это уже серьезная валютная выручка. В нынешних экономических условиях реализовать эту программу непросто. Но мы уверены, что Астана станет успешным экспортером не нефти и газа, а востребованных и современных услуг.
- Безусловно, ЭКСПО стало толчком для развития туристического кластера столицы. Продолжается ли эта работа?
- Эффект проведения ЭКСПО стал стартовым сигналом к глобальным и системным изменениям в сфере туризма страны. В прошлом году в Астану приехали 5 миллионов 400 тысяч человек, из них около двух с половиной миллионов посетили международную выставку. В результате туристический сектор столицы показал стремительный рост.
Поэтому мы ставим себе задачу в 2018 году добиться 95% от показателя 2017 года. Для этого разработана стратегия. Ключевая задача - каждый год проводить не менее 50 крупных международных мероприятий.
Большое внимание уделяется комфортному пребыванию туристов в городе, в частности, обеспечивается работа информационных киосков и бесперебойного Интернета в местах прибытия, есть экскурсионные автобусы, разработаны пешие аудиоэкскурсии, работает онлайн-помощник для планирования пеших экскурсионных туров и т.д.
В целом на первоначальном этапе определены три приоритетных направления развития туризма города Астаны: MICE (деловой туризм), медицинский и городской рекреационный виды туризма.

Стать глобальным "умным городом"
- Какие задачи вы считаете особенно важными для города и почему?
- В настоящее время у нас несколько задач. Во-первых, стратегические - это трансформация Астаны в один из ключевых городов евразийского пространства, в глобальный "умный город". И здесь идет большая работа.
Но сейчас более важная задача, которая в приоритете, - сделать Астану безопасным и комфортным городом для наших жителей.
Мы изучили лучшие практики мировых развитых городов. По каждому из 20 направлений: социальная поддержка, образование, здравоохранение, общественный транспорт, экология, то, что волнует людей, определили цели, как нам достичь уровня развитых городов для того, чтобы жителям было удобно. Разработали специальные программы, конкретные проекты. Они уже реализуются, и есть результаты.
Астана должна быть локомотивом перемен, примером опыта трансформации и адаптации к нынешним условиям: экономическим, социальным.
Для этого был разработан 5-летний Комплексный план развития города.
С учетом пяти перспективных зон застройки к 2023 году планируется увеличить протяженность дорог на 121 км, обеспечить прирост тепловой мощности на 1038 Гкал и электрической мощности на 120 МВт, реконструировать и построить 231 км сетей водоснабжения и водоотведения. Будет построено 25 детских садов (на 6 тыс. мест), 37 школ и 10 пристроек (всего на 63 тыс. мест), свыше 10 объектов здравоохранения.
В ближайшие пять лет планируется ввод около 9,5 млн кв. м жилья, а также будет увеличена нагрузка и протяженность инженерно-транспортной инфраструктуры. По оценке ежегодные темпы роста пассажирооборота составят в среднем 7%, грузооборота – 5%.
В рамках поручения Главы государства нами были оптимизированы границы территории освоения с 25,7 тыс. га до 15,4 тыс. га и определены перспективные зоны застройки.
- Какие это зоны?
- Их пять - район аллеи Мынжылдык и нового железнодорожного вокзала "Нұрлы жол", район проспекта Мәнгілік Ел, район западнее проспекта Туран и южнее поселка Тельмана.
Кроме этого, за счет сноса частного сектора планируется реновация улицы Асан Кайгы, что позволит построить полмиллиона квадратных метров жилья.
- Акимат оптимистично смотрит на рынок жилья…
- Цифры взяты не с потолка, мы просчитали перспективы. Сейчас Астана как современный развивающийся мегаполис является одним из самых привлекательных для жизни и бизнеса городов в Казахстане, да и во всем Центрально-Азиатском регионе. Поэтому за счет миграции населения и роста рождаемости мы ожидаем увеличения численности населения ежегодно минимум на 50-100 тысяч человек. Поэтому подготовка города к их комфортному проживанию является важной задачей.
- С ростом населения возникают и проблемы - с инфраструктурой, учреждениями образования, поликлиниками. Как планируется решать эти вопросы?
- Я уже говорил, что процесс урбанизации идет интенсивными темпами. Представьте, за три года мы построили 7 миллионов квадратных метров жилья. Это 100 тысяч квартир. Даже если считать, что в каждой семье по три человека, а фактически обычно больше, то получается 300 тысяч человек. То есть за три года мы построили средний областной центр. При этом необходимо обеспечить безопасность и нормальное функционирование всей городской инфраструктуры. Естественно, здесь большую нагрузку испытывают городские службы, которые работают в круглосуточном режиме.
Вот для чего и был принят план пятилетнего развития Астаны. Это сделано для того, чтобы более четко планировать. В развитых странах, к примеру, в Сингапуре, бизнесмен при покупке земли точно знает, когда к его участку подведут всю инфраструктуру. При несоблюдении данных обязательств он может подать в суд на государство. Таким образом, пятилетний план нужен, в том числе и для того, чтобы люди знали, когда в том или ином районе будет соответствующая инфраструктура – тепло, свет, вода. Мы должны планировать и готовить инфраструктуру на опережение. В ближайшие пять лет в развитие столицы будет вложено около 5 трлн тенге частных инвестиций, в бюджет поступит 7 трлн тенге.
Благодаря идеям и личной поддержке Главы государства облик Астаны соответствует статусу современного развивающегося мегаполиса.
- Асет Орентаевич, какие предполагаются новшества в процессе дальнейшей застройки Астаны?
- Во-первых, полицентричность. Город должен быть полицентричным, с развитыми урбанистическими решениями. Это правильный подход в столичном градостроительстве. То есть не один центр, а множество самодостаточных центров. Со всей необходимой инфраструктурой. Сейчас человеку важно не только жилье, но и пространство вокруг. Речь идет о дворах, парках, скверах. Во-вторых, урбанистический подход. То есть современный человек хочет, чтобы все жизненно важные социально-культурные объекты находились в шаговой доступности от места его проживания. По идее, в каждой застройке должна быть предусмотрена пешая доступность к 35 социальным благам. Это непростая задача. Но мы уже третий год работаем по этому плану.
Вообще, считаем, что Астана в настоящее время перешла в третью фазу роста.
- Что вы имеете в виду, говоря о третьей фазе роста? И какие были первые две?
- Первая фаза – это перенос столицы и начало застройки Левобережья по генеральному плану японского архитектора Курокавы, утвержденного Главой государства. Вторая фаза берет начало в 2011 году, когда в рамках подготовки к Международной выставке ЭКСПО-2017 началась интенсивная застройка. В это время были построены терминал аэропорта, новый вокзал, объекты ЭКСПО. И, наконец, третья фаза – работа, направленная на то, чтобы Астана стала региональным хабом, одним из ключевых центров евразийского пространства. Как Дубай для ближнего Востока и Сингапур для Юго-Восточной Азии. Поэтому мы сейчас разрабатываем мастер-план совместно с английскими и канадскими экспертами, чтобы правильно выстраивать инфраструктуру, учесть современные тренды урбанистики и комфортной среды. Берем на заметку вопросы по общественному транспорту, строительству жилья, школ, дорог, объектов здравоохранения, развитию торговых мест и рынков, парков и скверов. Эти меры в комплексе позволят нам избежать тех перекосов в архитектуре, которые характерны для быстрорастущего города.

Вопросы на контроле
- Какую из городских проблем считаете самой сложной?
- В большом хозяйстве всегда много проблем. Подготовка школ, отопительный сезон, уголь, работа рынков, строительные площадки - список очень длинный. С повестки дня не сходят вопросы безопасности, общественный транспорт, уборка и благоустройство городских территорий, обеспечение электроэнергией, стабильное функционирование больниц и других объектов жизнедеятельности.
- Один из самых больных вопросов для любого мегаполиса – дороги, их загруженность и качество. Как будет развиваться транспортная инфраструктура?
- Сейчас реализуются два крупных дорожных проекта. Это большая и малая кольцевые дороги, которые призваны существенно разгрузить улицы города.
Если подробно об этих проектах, то скажу, что в данное время строится юго-западный участок большой кольцевой дороги вокруг города Астаны от проспекта Тлендиева до проспекта Кабанбай батыра протяженностью 34,4 км. Планируется завершить его в 2020 году. Она обеспечит транспортную связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, выходы на внешние автомобильные дороги, а также снижение нагрузки на транспортную систему столицы, уменьшение количества транзитного автотранспорта в составе транспортного потока города, улучшение экологической обстановки, увеличение эксплуатационной скорости движения автотранспортных средств, расширение транспортных связей, развитие сопутствующей дорожной инфраструктуры.
- А какие границы у малой кольцевой дороги?
- Она проходит по проспектам Кошкарбаева, Улы Дала и улицам Акжол, Бейсековой общей протяженностью 46 км. В период с 2007 по 2017 год построено 22,8 км дорог, 9 транспортных развязок, мостов и путепроводов.
На сегодня обеспечен проезд по улице Сарайшык от проспекта Туран до улицы Бейсековой. Продолжается строительство улицы Бейсековой от улицы Сыганақ до проспекта Улы Дала, проспекта Улы Дала от улицы Бейсековой до проспекта Туран, проспекта Улы Дала от улицы №39 (проектное наименование) до улицы Калдаякова с двумя мостами через реку Есиль и канал Нура-Есиль общей протяженностью 15,2 км. Срок завершения строительства данных участков запланирован на 2019 год.
Строительство улицы Бейсековой от проспекта Тлендиева до улицы Акжол, улицы Акжол от улицы Бейсековой до проспекта Богенбай батыра, проспекта Улы Дала от улицы Калдаякова до проспекта Абылай хана, в том числе четырех транспортных развязок и одного путепровода общей протяженностью 8 км.
В целом строительство МКД позволит транзитному транспорту более 90 тыс. автомобилей в сутки миновать административный центр города Астаны, что значительно сократит интенсивность движения по проспектам Туран, Кабанбай батыра и Мәнгілік Ел.
Вместе с тем ведется работа по реконструкции проспекта Кабанбай батыра, с увеличением проезжей части до шести полос движения. Также планируется строительство транспортной развязки на пересечении Коргалжынского шоссе и проспекта Кабанбай батыра.
- А как решается дорожная проблема на правом берегу?
- В старой сложившейся части города также ведется активная работа по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Согласно Комплексному плану застройки города предусмотрено строительство таких улиц, как Асан Кайгы от проспекта Богенбай батыра до улицы Ташенова, Кенесары от Кумисбекова до Бейсековой, Кумисбекова от Кенесары до Богенбай батыра, Сарыарка от Богенбай батыра до Бейсековой, Сейфуллина от Валиханова до Пушкина.
Эти проекты позволят повысить пропускную способность дорог на 40%, увеличить среднюю скорость транспортного потока и сократить среднее время ожидания в пути как минимум на 20%.
Ну и еще один значимый для города проект - ЛРТ. Закончить его строительство мы планируем к концу следующего года.
В целом, такой новый транспортный каркас должен сформироваться за ближайшие два года.
- Уже который год нарекания вызывает ливневая канализация. Недавно после дождя опять затопило несколько участков.
- Работа по развитию сетей ливневой канализации продолжится - появятся 12 очистных сооружений, 23,5 км коллекторов, 13 насосных станций. Да, есть несколько мест в городе, где заливает. На этих участках скапливается вода, стекая с соседних больших улиц. Поэтому необходимы были сложные технические решения, и мы их нашли. Проект начали, в следующем году завершим.

Город без окраин
- Как продвигается реализация программы "Астана - город без окраин" и почему в зоне столичной периферии до сих пор есть ветхие и полуразрушенные многоквартирные дома, отсутствуют детские сады и больницы?
- Окраинам, их благоустройству уделяем особое внимание. На местах снесенных аварийно-ветхих домов в текущем году завершено строительство четырех скверов и до конца года будет создано еще пять. В ближайшие годы на окраинах города предусмотрено строительство 10 км дорог, школы на 600 мест в жилом массиве Мичурино, 5 пристроек к школам ориентировочно на 2000 мест, 3 детских сада в жилых массивах Коктал, Куйгенжар, Тельмана, 5 ПМСП по 150 посещений в жилых массивах Коктал-1 и Коктал-2, Интернациональный, Ондирис и Промышленный. Завершится строительство 3-й очереди инженерно-коммуникационной инфраструктуры к индивидуальному жилью восточнее поселка Ильинка. В поселках Ондирис, Коктал, Юго-Восток и Агрогородок завершено строительство 42 улиц, еще 11 в работе.
- Нельзя не отметить, что Астана становится зеленым городом. Даже по программе реновации вместо снесенных ветхих домов появились новые скверы. Какие зеленые оазисы еще появятся в столице?
- Да, вопросам озеленения уделяется большое внимание. Территории снесенных ветхих домов мы не отдали под коммерческие объекты, а по просьбам жителей сделали здесь скверы и бульвары с детскими и спортивными площадками. В этом году на правом берегу появятся 13 скверов, еще пять - в следующем. Близится к завершению строительство Ботанического сада, Линейного парка. В общей сложности на этих 18 объектах будут установлены 85 детских игровых аттракционов, 115 спортивных тренажеров, 18 футбольных и баскетбольных полей и теннисных площадок, 17 км велодорожек, 30 фонтанных комплексов, 12 км беговых дорожек, две скейтплощадки.
В столице будет реализован один из больших проектов – зеленое Бульварное кольцо с пешеходными и велосипедными дорожками протяженностью 22,7 км. В него войдут Ботанический сад, Линейный парк, Водно-зеленый бульвар, парк вдоль улицы Улытау, пешеходная зона по улице А. Мамбетова, Арбат, расположенный в старом центре города.
- Немало вопросов у жителей вызывает благоустройство дворов. Что акимат делает в этом направлении?
- Мы считаем, в Астане двор должен быть общественным пространством, удобным для горожан. Мы за это взялись, в 2016-2017 году сделали 500, в этом сделали 300 и должны закончить еще 300 в следующем году.

Качество жизни – комфорт и безопасность
- Качество жизни в любом городе включает в себя много показателей – материальный достаток, развитая инфраструктура, безопасность. Что делается в этом направлении в Астане? Какие проекты уже показали свою успешность и могли бы получить распространение в других городах страны?
- Наша программа ставит во главу угла безопасность и комфорт. Мы определили стандарты лучших городов мира. Что беспокоит людей? В первую очередь, доходы и качество жизни. Качество жизни обеспечиваются такими простыми вещами, как безопасность, наличие школ, поликлиник, больниц, общественного транспорта, продукты питания и так далее. По каждому из направлений мы проводим постоянную работу, поэтому ситуация в
Астане в целом отличается стабильностью и хорошими показателями. Как вы знаете, в настоящее время акиматом совместно с частным партнером и силовыми структурами города ведется работа по реализации проекта ГЧП городской системы видеонаблюдения "Сергек". Это первый в стране ГЧП-договор в сфере безопасности и информационных технологий.
В рамках проекта "Безопасный город" на территории столицы установлены 13 тыс. камер. Из них 4 тыс. камер в местах массового скопления людей, 6 тыс. на дорогах, 3 тыс. сторонних камер, интегрированных в единую сеть. Также установлены системы распознавания лиц на вокзалах и в аэропортах. Данный проект позволил снизить преступность в общественных местах на 34%, дорожно-транспортные происшествия на 20%, смертность в результате ДТП в 2 раза. Необходимо отметить, что реализуемые проекты уже показали свой экономический эффект.
К примеру, для распознавания номеров машин используются технологии искусственного интеллекта. Система позволяет накапливать огромный массив информации (Big data).
Кроме того, с помощью системы "Сергек" можно точно выяснить, сколько в городе ездит машин (с начала реализации проекта зафиксировано около 492 тыс. автомобилей), что позволяет проводить анализ и предоставлять рекомендации по улучшению дорожного движения, установке правых съездов, полос общественного транспорта Bus Lane.
Особо хочу отметить достигнутый эффект в части обеспечения безопасности: раскрыто 523 преступления (убийства – 3, разбои – 2, грабежи – 29, кражи – 236, угоны – 19 и иные преступления – 234). Наблюдается снижение преступлений, совершенных в общественных местах. Количество ДТП снизилось на 21%, а количество летальных исходов на дорогах города упало вдвое.
Планируем внедрить еще несколько проектов в рамках цифровизации городской безопасности, такие как предиктивная аналитика преступности и распознавание лиц.
- Современные технологии помогают в управлении городом?
- Очень. Вот лишь небольшой пример: нам удалось навести порядок в таком сложном вопросе, как распределение земельных участков по программе "1000 мест – уличная торговля". Теперь аукцион будет проводиться с использованием технологии блокчейн – впервые в стране. Сейчас система проходит тестирование, а проведение первого конкурса по распределению земельных участков по данной системе запланировано на ближайшее время.
Успешно продвигается внедрение "Смарт Астана". По образованию автоматизирован процесс постановки детей в очередь в детские сады, в школах внедрена и успешно апробирована единая облачная бухгалтерия, что повысило качество и прозрачность бухгалтерского учета в школах.
По здравоохранению - во всех медицинских организациях внедрен МИС. Также мы автоматизировали услугу "Запись на прием к врачу".
По цифровизации ЖКХ реализован проект "е-КСК", который направлен на автоматизацию услуг КСК и повышение их качества.
Также ведется работа по ГЧП проекту "умное уличное освещение". Проект предполагает замену 45 тыс. светильников с применением технологии "Интернет-вещей".
На 2019 год запланирована реализация ЕГИС (единой цифровой карты Астаны), внедрение BIM-моделирования и "умное строительство", 2 этап интеллектуальной транспортной системы.
Таким образом, в 2019 году будет сформирован каркас "умного города" в Астане.
На сегодняшний момент совместно с международным бизнес-инкубатором Seedstars ведется работа по открытию Городской инновационной площадки, которая объединит стартап-сообщество Астаны и будет вырабатывать инновационные идеи для решения городских задач. Преимуществом данной площадки заключается в том, что она будет первым в СНГ коворкинг-центром, управляемым Seedstars, в сеть которых входят более 70 тысяч стартаперов, предпринимателей и инвесторов.

Чистый воздух, чистая вода, чистая почва
- Все мегаполисы сталкиваются с экологическими проблемами. Насколько актуально это для нашей столицы?
- Разумеется, Астане, как и любому другому городу, важны вопросы экологической безопасности. У нас есть трехлетний комплексный план. В нем предусмотрены системные меры по защите и улучшению экологии города, в том числе за счет газификации, снижения выбросов, борьбы с несанкционированным мусором, словом, для того, чтобы в столице были чистый воздух, вода, почва.
По газификации города. До конца года мы должны перевести на газ жилые массивы - это Коктал и Юго-Восток. В последующие годы такая же работа по газификации будет проводиться и в других районах города. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация, определены источники финансирования. К 2021 году планируется перевести на газ наши ТЭЦ, а также малые частные котельные и жилые массивы, дающие большое количество смога. Эти меры позволят снизить выбросы вредных веществ на 30%.
Кроме того, до конца 2019 года планируем провести газификацию такой важной отрасли, как электро- и теплоснабжение. Планируем перевести автотранспортные средства, в первую очередь общественный транспорт, на газобаллонное топливо.
Астана первой перешла к раздельному сбору и переработке мусора, уже перерабатываем 15 процентов пластика. Начинаем строить завод по современным импортным технологиям, от сортировки до переработки, в следующем году завершим строительство.
На территории города устанавливаются 6276 желтых контейнеров для сбора "сухой" фракции (пластик, бумага, стекло, металл). Ожидаем, что раздельный сбор бытовых отходов увеличит глубину переработки до 25-30%.
- Немало делается для того, чтобы городская среда была комфортной для людей с ограниченными возможностями. И в то же время многие здания, особенно в старой части города, остаются для них недоступны. Что будет сделано в этом направлении?
- Это важный вопрос. Не скрою, здесь еще предстоит много работы. Акимат провел мониторинг состояния пандусов, благодаря чему были выявлены проблемные объекты. 552 объекта госучреждений, малого и среднего бизнеса уже стали доступны для граждан с ограниченными физическими возможностями. Еще на 222 объектах ведутся работы для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Но, надо признать, к сожалению, работа по обеспечению доступа к объектам малого и среднего бизнеса ведется не на должном уровне.
- Но если говорить о нуждах людей с повышенными потребностями, то речь не только о пандусах, но и об услугах, необходимых нашим согражданам. Есть изменения к лучшему в этом направлении?
- Если говорить о достижениях, то это создание в столице организаций по оказанию специальных социальных услуг в условиях круглосуточного и дневного пребывания. Сегодня действуют четыре центра социального обслуживания: "Шарапат", "Нұрлы жүрек", "Қамқор" и Центр социального обслуживания. Все они оснащены в соответствии с требованиями современной медицины и оказывают нуждающимся социально-бытовые, медицинские, педагогические, культурные и правовые услуги.
К примеру, при открытии Центра социального обслуживания в 2016 году услуги здесь получили 540 человек, сегодня – 1138. Особую гордость вызывает тот факт, что за 1,5 года деятельности центра 17 детей с диагнозом ДЦП сделали первые шаги.

Астана к вашим услугам
- Асет Орентаевич, завершилась ли трансформация самого акимата? Расскажите, что было сделано.
- Наша стратегическая цель - это сделать Астану безопасным и комфортным городом для жителей и в то же время одним из ключевых деловых, туристических, финансовых центров евразийского пространства.
Мы понимаем, что новые задачи требуют изменения стиля управления.
Поэтому мы начали трансформацию системы управления городом. Главные принципы - эффективность, справедливость, прозрачность и клиентоориентированность.
Мы перешли от функционального стиля управления к процессному, разделив процессы на четыре уровня управления: стратегическое планирование, реализационный уровень (или проектное управление), операционное управление, контрольно-надзорный уровень.
Для каждого уровня внедряем элементы цифровизации, что помогает нам оставаться в рамках действующего штата, повышая компетенцию сотрудников акимата и управлять городом мобильно и эффективно.
В стратегическом планировании мы интегрировали процессы городского и бюджетного планирования. Есть четкие планы развития общественного транспорта и строительства дорог, социальной сферы: образования, здравоохранения и социальной поддержки. В стратегическом планировании мы используем технологию BIG DATA (большие данные) для качественного прогнозирования разных сценариев развития коммунального хозяйства, транспорта и т.д. Все сферы стратегического планирования имеют показатель эффективности - KPIs. Городская модель KPIs у нас также оцифрована и мониторится Управлением стратегического и бюджетного планирования.
По результатам стратегического планирования мы сформировали портфель проектов развития столицы и передали в проектное управление или реализационный уровень.
Контрольно-надзорный уровень - это наш внутренний аудит качества. Объединение всех контрольных функций в одном управлении позволило снизить размытие ответственности, усилить команду без увеличения штата и выстроить прозрачные процессы контроля в городе.
- Есть ли экономический эффект от таких преобразований?
- Конечно, есть. Нам надо искать резервы внутри акимата, надо экономить. В итоге мы уже только по прямым закупкам 19 млрд сэкономили. Даже переход на транспортные услуги на аутсорсинг нам позволит сэкономить более 1 млрд за пять лет. Это нам даст возможность направить деньги на социальную поддержку – питание в школах, поддержка ветеранов и многое другое. Всего на сегодня мы уже сэкономили 35 миллиардов тенге.
- Вопрос только в экономии?
- Не только. Мы трансформировали систему управления. В декабре 2016 года мы создали проектный офис, обучили более 500 сотрудников акимата основам проектного менеджмента. Сегодня в портфеле проектов у нас насчитывается более 400 активных проектов. Нужно отметить, что более 200 уже завершены с декабря 2016 года и перенесены в архив. Благодаря проектному управлению мы собрали всю базу проектов и мониторим планы и сроки, бюджет и достижение KPIs каждого проекта.
Проектный офис у нас оцифрован. Все проекты и бюджеты к ним ведутся в единой системе управления проектами всеми управлениями и районами акимата. 6 июня мы опубликовали все проекты инфраструктурного развития онлайн на сайте акимата Астаны.
До проектного подхода мы постоянно сталкивались со срывом сроков по стройкам, ремонту, даже в социальной сфере у нас были переносы бюджетов, неосвоение. Все из-за отсутствия нормального планирования и системного контроля. Сейчас проектный офис формирует портфели проектов на основании стратегического плана развития города и ставит на контроль все проекты развития города от стройки школ, детских садов, дорог, ремонта до внедрения новых социальных и экономических инициатив.
Проектный офис сигнализирует, что есть риски, проблемные вопросы по проекту и выносит вопросы на заседания акимата. Нужно признать, что есть еще резервы, есть над чем работать, но уже сейчас мы видим, что на 20% сократились просрочки по проектам. С помощью проектного подхода мы подготовились и провели ЭКСПО, завершили проекты ко Дню города. Мы продолжаем работать над развитием города системно.
- Вы говорили, что в рамках трансформации в два раза увеличилась зарплата госслужащих. Но самый больной вопрос для них, наверное, квартирный. Как его можно решить?
- Мы разработали программу для того, чтобы помочь создать в Астане корпус высококвалифицированных специалистов городских служб (учителя, врачи, полицейские, пожарные и другие). Задача: за счет жилищных сертификатов в один миллион тенге помочь людям купить жилье через Жилстройсбербанк, он выделяет кредитные ресурсы на 15 лет под небольшой процент, на первом этапе хотим выдать 10 тысяч квартир. С перспективой роста до 20 тысяч. Но при условии - 5-7 лет отработать в городских структурах. У нас есть 9 тыс. учителей, из них 5 тыс. без жилья. Мы строим школы, и в ближайшие пять лет потребуется 5 тыс. квалифицированных педагогов. Такая же ситуация по полицейским, врачам. Мы должны укрепить городские службы качественными специалистами. От этого зависит комфорт жителей.
- Насколько легко горожанам "достучаться" до акимата?
- Очень легко! В конце прошлого года мы создали Городской центр мониторинга и оперативного реагирования iKomek путем объединения нескольких подведомственных структур. В бизнес-терминологии iKomek в городе - это фронт-офис. Этот инструмент создан для удобства жителей и позволяет горожанам интерактивно общаться с коммунальными службами и городскими управлениями. Для себя мы называем проект "iKomek – Астана к вашим услугам". Проект разделен на четыре направления.
Первое направление – Единый контакт-центр акимата города.
Мы объединили все колл-центры коммунальных служб, городских управлений под коротким номером 109. Таким образом, мы решили проблему "Коммунальная служба, до которой невозможно дозвониться". Звонить на 109 можно бесплатно с городского и мобильного телефонов 24/7. Для максимального удобства существует возможность направить обращение в социальных сетях Facebook, Instagram, Telegram-бот или через сайт акимата Астаны. Концептуально взяли за основу опыт городов США и Канады, где существует номер дозвона 311 по всем городским вопросам.
За восемь месяцев работы Единый контакт-центр горакимата принял более 500 тысяч обращений и 77% из них решены "с первого звонка". Профессиональные операторы iKomek - универсалы по всем вопросам жизнеобеспечения города и работе со всеми коммунальными службам, чтобы предоставлять ответы без переключения.
Второе направление – Городской центр услуг iKomek. Важный приоритет в предоставлении сервиса для горожан – его доступность. Сегодня в городе 17 управлений, более 10 центров по обслуживанию потребителей разных коммунальных предприятий, которые расположены в разных частях города. Это создает массу неудобств при получении услуг. Поэтому мы намерены создать
Городской центр услуг - это площадка, на которой будут располагаться представители коммунальных служб, государственных – квазигосударственных организаций и институтов развития. Для максимальной доступности жителям таких площадок в Астане будет несколько.
Здесь можно будет на месте решить вопрос детализации коммунальных услуг, выдачи и обмена транспортных карт, получить услуги и консультацию по вопросам архитектуры, земельных отношений, предпринимательства и другие.
Третье направление – мониторинг и контроль каждого обращения. Наш приоритет – это четкий механизм решения каждого вопроса и дисциплинированность коммунальных служб. Мы разработали регламент управления услугами жизнеобеспечения города и определили требования к уровню обслуживания или Service Level Agreement (SLA). Сейчас у нас более 1000 услуг для классификации всех обращений. Команда Городского центра услуг iKomek держит на контроле все инциденты в городе до их полного устранения. Для мониторинга и контроля iKomek использует городскую систему видеонаблюдения, GPS-треккинг техники, задействованной в обслуживании города.
Это дисциплинирует работу коммунальных служб и управлений акимата. Все коммунальные службы города круглосуточно находятся на страже интересов горожан и обеспечении комфорта и безопасности.
Оцифрованные процессы позволяют мне, как акиму, контролировать ситуацию в городе через панель управления городом.
И четвертое направление – анализ и учет общественного мнения. Говоря о новом уровне сервиса для горожан, важно понимать, что мы не только создали возможность получения обратной связи от наших граждан, но также ведем работу по анализу полученных предложений и обращений, используя технологию big data.
Сортировка проблемных вопросов по темам и районам дает точную картину по городу, с учетом которой мы вносим изменения в планируемые мероприятия. Это позволяет нам гибко подходить к работе акимата и, соответственно, планировать бюджет намного эффективнее и правильно расставлять приоритеты.
Мы стремимся быть максимально открытыми и слышать, что беспокоит жителей, какие ожидания у наших граждан от руководства города. Для нас каждое обращение – это возможность из первых уст услышать о проблеме и получить предложение. Это помогает совместными усилиями улучшать качество жизни в столице.
- На что больше всего жалуются жители через службу iKomek?
- По-разному. Зависит от сезона. Но есть и такие вопросы, которые актуальны круглый год. iKomek работает со всеми городскими службами, фокусируется на 28 сферах жизнедеятельности. Это - водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, благоустройство, лифтовое хозяйство, ТБО, общественный транспорт.
- Вы активный пользователь соцсетей, реагируете на проблемы, которые поднимают в своих постах астанчане. Как вы относитесь к привычке столичных жителей "тэгать Исекешева" по каждому, порой малозначащему поводу?
- Потенциал социальных сетей я осознал еще будучи руководителем Министерства по инвестициям и развитию. После назначения Президентом на должность акима Астаны настоятельно рекомендовал своим заместителям, помощникам и руководителям госорганов завести аккаунты в популярных мессенджерах. Именно мониторинг соцсетей позволяет в кратчайшие сроки без организационных и финансовых затрат узнавать общественное мнение по самым разным вопросам или проводить своеобразный социологический опрос. Поэтому жалобы жителей меня не утомляют, наоборот, они раскрывают нам существующие городские проблемы. Дают возможность устранить те или иные ошибки и огрехи в деятельности коммунальных и других городских служб.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Наши граждане выступают в роли дойных коров" 17.09.2018
Кто претендует на пост секретаря Совбеза РК - Д.Ашимбаев 13.09.2018
Гадание на осенней гуще: в поисках компромисса 11.09.2018
Асет Исекешев: Астана перешла в третью фазу роста 11.09.2018
Д.Ашимбаев: Назрела необходимость в серьезной системной работе в сфере национальной и языковой политики 07.09.2018
Ашимбаев: На казахстанском внутриполитическом поле развернулись "игры патриотов" 04.09.2018
Не исключено, что президент продумал конфигурацию более сложных рокировок 29.08.2018
Ашимбаев: Сомневаюсь, что следующий электоральный цикл будет использован для реализации проекта "Преемник" 29.08.2018
Д.Ашимбаев: Сценарии транзита власти сегодня заморожены 29.08.2018
Ашимбаев: Сагинтаев и Акишев аккумулирует на себе весь негатив в адрес власти 28.08.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.10.18 Среда
86. ЕРГАЛИЕВ Гаппар
80. САБИТ Мурат
70. МАЛЫШЕВА Валентина
69. ЖУСУПОВА Роза
67. МУХТАРОВ Нуртас
64. ТИЛЬ Виктор
62. ДЮСЕМБАЕВ Гумар
62. КОЖАН Толебай
61. УСЕНОВА Нурила
59. РАЙМБЕКОВ Каналбек
57. БАТТАЛОВА Зауреш
51. БОРАНБАЕВ Анвар
50. БЕРДЕНБЕКОВ Марат
50. ЕЛЕМЕСОВ Аскар
49. КАЙНАРБЕКОВ Талгат
...>>>
18.10.18 Четверг
83. ШАКИРИМОВ Кабидолла
81. ДЮСЕНБЕКОВ Зайролла
72. РАКИШЕВ Рафаил
72. СМАИЛОВ Есмуханбет
67. ДЖАНТЕМИРОВ Бауржан
62. ЛЬЯНОВ Хаджи-Мурат
61. РАХМАНОВ Айвар
60. ЖАРИЛКАГАНОВ Алимжан
60. ЖУМЖАЕВ Галым
58. КИКИМОВ Сакен
54. ТУБЕКБАЕВ Жомарт
52. САГИНОВ Замир
49. ОГАЙ Эдуард
48. МЕШИМБАЕВА Анар
47. БИРТАНОВ Елжан
...>>>
19.10.18 Пятница
88. ШАРМАНОВ Турегельды
85. МАШКЕЕВ Аукен
71. ГАРКАВЕЦ Александр
71. ШАРИПОВА Найля
68. АКАЖАНОВА Гульмая
65. ШАТАЕВ Мурат
63. КОСУБАЕВ Есетжан
63. ХАЙРАЛИЕВ Серик
62. КЕНШИМОВ Жумабек
62. ОТАРБАЕВ Рахимжан
56. КОШЕКОВ Мурат
56. ТУЯКБАЕВ Ерлан
53. БОТАКАНОВА Толганай
50. ЛЕПСКАЯ Елена
48. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050