NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Суббота 20.07.2019 06:06 ast
03:06 msk

Казахстан-2018: Год несостоявшихся отставок
Продолжение обзора кадровой политики за 2018 год с казахстанским политологом, главным редактором биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияром Ашимбаевым
26.12.2018 / интервью

Жанар Тулиндинова, ia-centr.ru, 25 декабря

Продолжение обзора кадровой политики за 2018 год с казахстанским политологом, главным редактором биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияром Ашимбаевым:

Экономический курс защищает интересы истеблишмента, но не населения
- Данияр Рахманович, любопытно, что в 2018 году ключевые прогнозы и ожидания в общественно-политической сфере были связаны с предполагаемыми отставками – премьера Бакытжана САГИНТАЕВА, главы Нацбанка Данияра АКИШЕВА, министра внутренних дел Калмуханбета КАСЫМОВА, а также с назначением в Совбез политического тяжеловеса. Однако эти прогнозы не оправдались – кадровые рокировки, в конце концов, состоялись, однако не в правительстве, Нацбанке и МВД, а на топовые позиции выдвинулись "неожиданные" люди, так называемые "темные лошадки".
Как вы считаете, является ли это несовпадение общественной повестки и общественных ожиданий и повестки власти – проблемой для Казахстана? Получается, что либо общество плохо осведомлено об истинном состоянии дел в госаппарате и эффективности деятельности его структур, либо власть "глуха" к "гласу народа". Должны ли эти повестки сближаться? Должны ли решения власти быть более прозрачными и предсказуемыми для общества?
- Отмечу, что в Казахстане критика социально-экономического курса правительства проявлена не столь сильно, как, например, в России, где в последнее время все большое экономистов и политиков выступают с жесткой критикой экономической политики Кремля, чего раньше они себе не позволяли. Связано это с тем, что в российском правительстве возобладал тезис о том, что "люди – это новая нефть", и бюджетную базу надо пополнять за счет населения. И в условиях отсутствия роста доходов это становится проблемой не просто социальной, но и политической.
И в Казахстане мы наблюдаем, что экономическая конъюнктура отнюдь не улучшается. Состояние дел в социальной сфере – в здравоохранении, образовании, пенсионном обеспечении – все более усугубляется. При всячески отрицаемом, но очевидном росте цен на потребительские товары, тарифы и услуги мы не видим параллельного роста зарплат, что, соответственно, приводит к падению реальных доходов населения.
При этом задачи социальной модернизации и социального благополучия, которые казахстанская власть периодически формулирует, оказались на вторичном и третичном месте по сравнению с той же духовной модернизацией, на которую в последнее время брошены основные силы государственного аппарата.
Обратите внимание на ситуацию вокруг профсоюзов: уже несколько лет идет скандал по поводу массового смещения прежнего профсоюзного актива и его замену бывшими вице-министрами и замакима, закрытия независимых профсоюзов и арестов из лидеров, вообще вопросами социальной и трудовой защиты. И в этих условиях официальная делегация на международный профсоюзный съезд, куда официально была не допущена, имитирует поддельными фото и релизами бурное участие в его работе. Какой-либо реакции госорганов по поводу скандала не последовало, хотя с точки зрения социальной стабильности вопрос очень и очень важный.
И даже некоторые наиболее заметные социальные инициативы, например, ипотечная программа "7 – 20 – 25" в большей степени ориентирована на поддержку банков второго уровня, нежели на решение жилищных проблем казахстанцев.
То есть определенные шаги предпринимаются, однако существующие противоречия продолжают нарастать. И возникает вопрос, насколько государство готово адекватно на эти риски и вызовы реагировать. Пока мы видим, что государственная политика во многих сферах ориентирована на крупный корпоративный сектор – на интересы квазигоссектора, на интересы зарубежных инвесторов, на интересы пула владельцев банков второго уровня. И вместе с тем она не чувствительна к вопросам социальной защиты граждан.
Безусловно, это увеличивает напряженность в обществе, однако протестность пока не достигла критической массы.
В то же время мы видим, сколько негатива в обществе вызывают последние скандалы вокруг Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Какая масса вопросов в связи с этим поднимается, в первую очередь, касающихся порядка управления государственными активами.
К примеру, недавно в парламенте был озвучен депутатский запрос, касающийся того, почему к размещению средств ЕНПФ привлечена очередная неблагонадежная зарубежная компания – некая Aviva Investors, деятельность которой на родине в Великобритании связана с рядом скандалов. На что Нацбанк ответил, что компания осведомлена о проблемах и старается принять меры по их исправлению. То есть ответ был выдержан в тоне, говорящим о том, что никаких ревизий по вашим, товарищи, требованиям, сделано не будет.
Мы также видим неразбериху с новой моделью сбора средств ЕНПФ: когда министр труда и соцзащиты Мадина АБЫЛКАСЫМОВА сообщила, что фрилансерам пока не надо делать отчисления в ЕНПФ, в то время как Комитет госдоходов Минфина в противовес этому заявил, что никаких отсрочек не будет и платить нужно уже начиная с июля нынешнего года. Хотя постановление правительства, в котором идет речь об обязательстве физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, делать отчисления в ЕНПФ, вступило в силу только в ноябре.
То есть налицо бардак и несогласованность в действиях различных госорганов. И хотя очевидно, что новая норма болезненно ударила по прослойке самозанятых и граждан, работающих по контракту, - никаких мер, смягчающих социальные риски этого решения, продумано не было.
Такая же ситуация сложилось вокруг внедрения единого совокупного платежа для самозанятых – любая критика в адрес этого нововведения полностью отвергается и игнорируется.
Таким образом, какого-либо диалога между властью и обществом по этим вопросам мы не видим. Кое-что старается сделать Мажилис, но для правительства и других – другие приоритеты.
Тем более что государство сформировало пул проплаченных экспертов, у которых всегда найдутся доводы в пользу принимаемых властью решений и любых действий с ее стороны.
В итоге проводимый правительством, Нацбанком и квазигоссектором курс отвечает главным образом интересам истеблишмента, но не ориентирован ни на бизнес в широком понимании этого слова, ни тем более на население.
Очевидно, что поскольку общественная критика, которая звучала в адрес Нацбанка, в адрес премьера и в адрес отдельных членов правительства и акимов, не получила в течение года ответов в виде кадровых решений, говорит о том, что этот курс государством считается приемлемым. И недоработки, которые стали предметом критики и, по мнению наблюдателей, требуют принятия срочных мер по их устранению, для государства являются вполне системными явлениями.
Это и вопрос стабильности курса национальной валюты, и бюджетной дисциплины, и контроля финансовых потоков и т.д.

Чем больше арестов, тем выше аппетиты чиновников
С другой стороны, несмотря на то, что скамейка запасных у нас достаточно длинная, по-видимому, присутствуют серьезные сомнения относительно того, что у нас в принципе есть люди, способные проводить какой-либо альтернативный курс.
К примеру, реальный курс на модернизацию – политическую ли индустриальную ли, социальную ли. Курс на ужесточение финансовой дисциплины во всем, что касается злоупотреблений в высших органах власти.
В последнее время, действительно, увеличивается количество антикоррупционных дел и арестов высокопоставленных чинов. Однако проблема заключается в том, что как бы ни росло число задержаний и посадок, впечатления, что государство достигло больших успехов в борьбе с коррупцией, отнюдь не складывается.
Любопытно, что по мере того, как чиновники ранга вице-министров и ответсеков ведомств, замакимов и руководителей нацкомпаний, в массовом порядке перемещаются за решетку, масштабы коррупции только растут.
Напрашивается вывод, что текущих возможностей репрессивного аппарата не хватает для наведения порядка и дисциплины.
При этом очевидно, что сформировались целые сферы экономики, которые защищены от какого-либо контроля со стороны силовых структур. Очевидно также, что есть персоналии, которые – чтобы они ни сделали – не подлежат проверке и не подпадают под критику.
По сути, то, что государственный экономический курс не отвечает интересам все большего числа казахстанцев, свидетельствует о системных сбоях в работе госаппарата. Число тех, чьи экономические интересы отнесены к категории неприкасаемых – вырос, число принимаемых госаппаратом скандальных решений – не снижается. Борьба с коррупцией, несмотря на рост числа арестов, не дает положительного эффекта – ни воспитательного, ни устрашающего. Мы наблюдаем, как в некоторых ведомствах в коррупции уличается сначала начальник, потом его преемник, потом преемник преемника – то есть, даже понимая, что соответствующие ведомства находятся "под колпаком", правящая элита не готова умерить свои аппетиты.
И, возможно, у представителей госаппарата уже сложилась соответствующая психологическая и мотивационная модель, объясняющая, зачем новые назначенцы идут во власть. Очевидно, что для них понятие административной ренты становится ключевым фактором пребывания в должности. Это объясняет, почему смена одного руководителя на другого, даже достаточно крупномасштабная, не оправдывает возлагаемых на нее надежд.
В связи с этим ответить на вопрос, есть ли в принципе в Казахстане люди, способные проводить альтернативный, более вменяемый курс в правительстве и Нацбанке, очень сложно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстан-2018: 100 дней Исекешева и отложенные "войны силовиков" 28.12.2018
Казахстан-2018: Год несостоявшихся отставок 26.12.2018
Ашимбаев о перестановках в АП: Исекешеву обозначили красную черту, за которую нельзя переступать 25.12.2018
Тайна третьей пятилетки: что надо сделать, чтобы индустриализация "выстрелила" 24.12.2018
Акорда реализует патриотический проект – поставить национализм на службу обществу 07.12.2018
Какую цену заплатил Айдарбаев за пост главы "КМГ"? Что получит Мамин за потерю "КТЖ"? Ашимбаев о назначениях ноября 04.12.2018
"Семь граней Великой степи". Назарбаев предложил пересмотреть роль казахов в истории 04.12.2018
"Цеснабанк" готовят к слиянию с "Народным", а Бозумбаеву перекрывают перспективы роста - Ашимбаев о событиях осени 29.11.2018
Гульмира Илеуова: Образ идеального Казахстана, созданный в пропагандистских целях, работает против себя 28.11.2018
Бырганым Айтимова: Про свои недостатки я знаю больше, чем кто-либо 21.11.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.07.19 Суббота
89. РУДНЕВ Виктор
83. НУРПЕИСОВ Советхан
80. БУЛИКПАЕВ Амангельды
73. КУЗАТБЕКОВ Науатбек
73. МЫРЗАХМЕТОВ Шалатай
72. МОЛДАБЕКОВ Мейрбек
71. ИМАШЕВ Тлеккабыл
69. БЕКБАС Оразбек
69. МАКАШЕВ Зейнула
68. МУРАДОВ Ахмет
64. АМАНОВ Булат
63. КОНИРБАЕВ Кайрат
62. АБУЛХАИРОВ Дармен
62. КЕМЕЛЬБАЕВ Сабыралы
60. АТМАЧИДИ Фима
...>>>
21.07.19 Воскресенье
87. МАЛЯР Иосиф
65. ИБРАЕВ Мурат
62. БИСЕНОВ Кылышбай
61. МАДИКЕНОВ Болат
59. ЖАРМУХАМБЕТОВ Мажит
59. СМИРНОВА Ирина
58. ДЖАНАБЕРГЕНОВ Кайрат
58. ИБАТОВ Марат
58. НУГМАНОВ Серик
57. ЖУМАЕВ Ерахмет
56. ЕСИМОВ Даулетхан
56. САГИНГАЛИЕВ Мухтар
55. МУХАНЖАРОВ Аблай
55. МУХИТОВ Кайрат
54. АБДРАХМАНОВ Мухтар
...>>>
22.07.19 Понедельник
98. ДЖИЕНБАЕВ Султан
90. КОЙБАГАРОВ Болатбек
84. ЛОБОВ Владимир
80. КЕСОГЛУ Лаки
71. МАНКЕЙ Бахитжамал
71. СЕГАЛ Илья
70. ЛАДЫГИН Валерий
70. ПЕРЗАДАЕВ Мурат
69. САУРАН Алихан
67. КУЦ Василий
66. ЕРОФЕЕВА Ирина
65. АУБАКИРОВ Шакен
63. РУСТЕМОВА Гаухар
59. ПЛОТНИКОВ Сергей
57. КОЖАМЖАРОВА Дария
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz