NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Воскресенье 16.06.2019 17:50 ast
14:50 msk

Казахстан после выборов: с чего должен начать новый президент?
Д.Ашимбаев: Существующая трехпартийная система (с пропрезидентским центром, левой и правой партиями в качестве партнеров-сателлитов) демонстрирует устойчивость и никого особо не сковывают – ни правых, ни левых. Поэтому каких-то новых серьезных партийных проектов в стране пока не предвидится. Так называемый "электорат" Косанова – это во многом ситуационное явление, к которому сам серебряный призер выборной гонки особого отношения не имеет
11.06.2019 / интервью

camonitor.kz, 10 июня

Итак, избирательная гонка позади. Завершилась она именно так, как все и прогнозировали, – с большим отрывом выиграл Касым-Жомарт Токаев. Впрочем, казахстанцев последние три месяца волновали не столько результаты выборов, сколько то, что будет после них. Сегодня у нас в гостях политолог Данияр Ашимбаев, которого мы попросили раскрыть возможные сценарии развития политической ситуации в Казахстане.
- Данияр Рахманович, как вы в целом оцениваете обстановку в стране?
- Прошедшие выборы преследовали две цели. Во-первых, требовалось как можно быстрее обеспечить политическую легитимность нового главы государства, поскольку всенародно избранный президент – конструкция более устойчивая, чем президент, который просто принял на себя полномочия. Во-вторых, нужно было завершить передачу власти Касым-Жомарту Токаеву, ведь до последнего времени продолжали идти разговоры, что он, мол, временный президент, что через месяц-другой появится новый, третий по счету, и т.д. Хотя, надо отметить, подходы к некоторым правовым и политическим нюансам при реализации смены власти были не до конца продуманными. Как бы то ни было, первый этап передачи власти формально завершился вместе с электоральным циклом.
Сама по себе ситуация сложилась уникальная. По сути, мы получили двух президентов. То, что Нурсултан Абишевич постоянно демонстрирует свой статус "первого", вполне понятно - для этого у него есть определенные полномочия: и по Совету безопасности, и по Ассамблее народа Казахстана, и по партии "Нур Отан", и по фонду "Самрук-Казына". Он и сам недавно пошутил, что стал более медийной фигурой, чем до отставки... Другое дело, что полномочия эти не совсем просчитываемые. Допустим, по Совбезу исторически вес определялся не постоянным статусом, а личностью его секретаря. Сказать, что это устойчивый и влиятельный институт, сложно.
Вопрос в том, захочет ли Назарбаев более активно участвовать в дальнейшем управлении государством? Теоретически у него такие возможности есть, но практическая составляющая не проработана. Мало кто предполагал такую его политическую активность до и сразу после отставки. Люди, незнакомые со спецификой процесса, до сих пор недоумевают, в чем вообще был смысл транзита.
С другой стороны, тактика отвлечения внимания на себя, сознательно Назарбаев это делает или нет, дает возможность Токаеву более цепко войти в должность, хотя и повредила его электоральной позиции. Поскольку у него (собственно, как и у всех нас) отсутствует опыт управления страной, и он делает лишь первые шаги, то еще никому не известно, какой будет новая модель президентства. Хотя определенные наброски по кадровым вопросам, думаю, у Токаева уже есть. Наверняка за эти годы сформировался целый список людей, работа которых не вызывает у него энтузиазма...
Вместе с тем фактор первого президента, хоть и гарантирует некоторую стабильность, но в то же время сдерживает решение вопросов, которые второй президент хотел бы ускорить. Несомненно, у Касым-Жомарта Токаева есть определенные взгляды на грядущие реформы, но необходимость согласовывать все действия с первым президентом в силу его статуса будут определять компромиссный характер развития ситуации в стране.
Возьмем, к примеру, три принципа его предвыборной платформы – преемственность, справедливость и прогресс. С преемственностью все понятно, а вот что касается двух других направлений, то там налицо серьезные проблемы. Разумеется, они известны Токаеву (по опыту работы в правительстве, сенате, где они много раз обсуждались), и он хотел бы навести в этих сферах порядок, но для этого ему, в первую очередь, нужно выстроить новую властную вертикаль...
- Да, ведь любой новый президент первым делом проводит кадровые чистки. Как это будет выглядеть в нашем случае?
- На сегодняшний день большинство министров, акимов, руководителей силовых структур и т.д. занимают свои должности согласно указам и распоряжениям Нурсултана Назарбаева, соответственно подчиняются напрямую ему. Внутри АП, управления делами президента, КНБ, финпола Токаев заменил пока лишь нескольких человек, а также провел ротацию среди замов и ответсеков. Однако уже после выборов начнутся более значимые назначения. Большинство крупных фигур могут оказаться в отставке, среди них Карим Масимов (глава КНБ), Алик Шпекбаев (председатель антикоррупционного ведомства), Бакытжан Сагинтаев (руководитель АП) и все семнадцать акимов.
- Прямо-таки в отставке?
- Они слагают полномочия перед вновь избранным президентом. Согласно соответствующему закону, кандидатуры должны обсуждаться на Совбезе. Но есть один важный юридический нюанс: обсуждаться – не значит согласовываться. То есть теоретически Токаев может их заменить... Например, когда Назарбаев пришел к власти в 1989-м, он в первые же месяцы постарался заменить многих (кто-то был назначен при Колбине, кто-то при Кунаеве), чтобы переключить аппарат на себя. Столь массовые назначения сигнализировали о том, что именно он теперь принимает все решения. Токаеву тоже нужен такой переход – иначе говоря, ему важно "пометить территорию". Но в его случае речь, скорее всего, пойдет о переназначениях. То есть останутся те же лица, но назначенные уже им и, следовательно, ему подотчетные.
Кроме того, Токаеву предстоит сформировать собственную команду. Сложность в том, что все люди в его ближнем окружении имеют внешнеполитический профиль. Даже начальник президентской канцелярии Нурлан Онжанов до назначения на эту должность работал в МИДе, был помощником главы государства по внешней политике. Готовых премьеров, министров, акимов и т.д. у нового президента нет. Свою команду ему придется создавать фактически с нуля. А это значит, что сейчас он будет активно искать в аппарате тех, с кем мог бы советоваться и кому мог бы доверить решение ключевых вопросов. И это вполне естественно. Вспомните: у Назарбаева тоже поначалу было не так много своих людей, зато потом все его помощники выросли в полноценные политические фигуры.
Вообще, кадровая политика - тема достаточно острая и ответственная. Поэтому массовые ротации маловероятны, во всяком случае, в ближайшие месяцы. Это видно хотя бы по тому, что на пост главы АП Токаев выбрал бывшего премьера Сагинтаева, то есть фигуру из окружения предыдущего президента (больше нигде тяжеловесы у нас не водятся). То есть на первых порах он, грубо говоря, будет переназначать назарбаевские кадры и из них же формировать свою команду. А уже от персонального состава, распределения ролей и уровня доверия будет зависеть все остальное.
- А как может измениться правительство после выборов? Возможна ли какая-то структурная реформа?
- Массовые ротации сейчас ни к чему и самому Токаеву. Совместно работать с людьми – это одно, а руководить ими, доверять ключевые вопросы экономики, военной, внешней, внутренней политики – совсем другое. А потому ему проще по ряду фигур сохранять статус-кво, и особенно это касается правительства. Тем более что кабинет Аскара Мамина был сформирован недавно и, хочу заметить, достаточно активно принялся за работу. Можно даже сказать, что с этой стороны тылы Токаева нынешний руководитель правительства вполне закрывает.
Сами знаете, какая непростая ситуация сложилась в экономике и социальной сфере - есть множество проблем, которые требуют оперативного решения. И менять правительство сейчас - значит парализовать его работу, как минимум, на несколько месяцев. Поэтому в интересах нового президента максимально сохранить нынешний состав кабмина. К тому же правительство не обязано уходить в отставку – согласно изменениям, внесенным недавно в Конституцию, оно может слагать полномочия только перед мажилисом.
- Намечаются ли какие-либо изменения в идеологической сфере?
- В ближайшее время я бы их особо не ждал. Думаю, над этим вопросом и сам Токаев еще не задумывался, а потому готовых алгоритмов пока нет. Сейчас стоит более важная задача – сформировать, как я уже сказал, властные центры и определить то, как они будут функционировать при его президентстве. Все это, конечно, будет делаться без фанатизма и лишь на основе объективной необходимости.
- Эксперты поговаривают о досрочных парламентских выборах. Какова их вероятность?
- Вопрос о досрочных выборах вроде как обсуждается, но пока остро не стоит. Президентские выборы только закончились, фигуры на политическом поле еще не расставлены. А без персоналий никак нельзя, поскольку парламент, избранный при новом президенте, будет ориентироваться именно на него. То есть речь снова идет о том, чтобы "пометить территорию". В принципе для сброса "пара", который был выявлен в ходе президентской кампании, "освежение" мажилиса не помешает.
- Могут ли в стране к тому времени появиться новые политические силы? Например, ходят слухи о возможной легитимизации национал-патриотического движения. Насколько это реально?
- Национал-патриотическое движение в стране существует давно. Еще в конце 1980-х было такое понятие, как национал-демократы - вспомните движение "Азат", партию "Алаш" и другие… Правда, ни одной из этих организаций не удалось стать полноценной структурой - с региональными филиалами, с четким распределением ролей, с выбором одного или нескольких лидеров. Как только начинались внутренние противоречия, вся система рушилась, поскольку все хотели быть "главными патриотами" и не шли на уступки. Сплошные амбиции.
Взять того же Амиржана Косанова, который баллотировался как бы от национал-патриотов. По большому счету, движение "Жана Казахстан", с помпой заявившее о себе год назад, представляло собой лишь оформление его выдвижения в качестве псевдоальтернативного кандидата. Но что интересно: на протяжении всей предвыборной кампании его всеми силами топили как раз "соратники". Получается, даже такая компромиссная фигура, как Косанов, вызывает жесточайшую аллергию у очень многих его коллег.
Поэтому наивно ожидать того, что национал-патриотическое движение будет систематизировано и дозреет до полноценной партии. Самостоятельного потенциала для такого проекта в стране просто нет, а создавать новую структуру без административного ресурса вряд ли кто рискнет. Безусловно, попытки будут, но в лучшем случае они выльются в искусственную конструкцию. Короче говоря, до легитимизации национал-патриотического движения как серьезной политической силы еще далеко.
- Значит, все останется как есть?
- Существующая трехпартийная система (с пропрезидентским центром, левой и правой партиями в качестве партнеров-сателлитов) демонстрирует устойчивость и никого особо не сковывают – ни правых, ни левых. Поэтому каких-то новых серьезных партийных проектов в стране пока не предвидится. Так называемый "электорат" Косанова – это во многом ситуационное явление, к которому сам серебряный призер выборной гонки особого отношения не имеет.
- Давайте вкратце подведем итоги нашего разговора. Какой все-таки будет новая структура власти? И какими вопросами вы бы посоветовали заняться новому президенту в первую очередь?
- Менять с ходу конфигурацию власти не совсем удобно. Как я уже сказал, можно ждать лишь определенных ротаций в кадровом составе и перераспределения полномочий, но без резких движений. Для каких-то кардинальных изменений все-таки потребуются время и тщательный расчет. Тем более что есть такой "плавающий" вопрос, как распределение ролей между Советом безопасности и Администрацией президента. В принципе, решение по нему ожидаемо, но какой-то единой концепции пока не выработано. Токаев продолжает поднимать проблемы коррупции, госзакупок, экономические вопросы, то есть все то, что много лет кочевало из одного президентского послания в другое, однако либо не решалось, либо решалось не так, как хотелось бы.
В стране есть деньги, мозги, потенциал, понимание многих вопросов и здравые госпрограммы, но проблема в том, что все это не работает как система. Почему? Потому что помимо общей инерции госаппарата есть еще слой неприкасаемых, в руках которых сконцентрированы и финансовые потоки, и административные рычаги. Этот слой с годами разросся до таких размеров, что стал в некотором смысле тормозить развитие страны. Чтобы убрать тормоза, нужно начинать либо "пощипывать" у этого слоя полномочия и переводить их в конкурентную среду, либо существенным образом перераспределить полномочия внутри элиты. Это необязательно будет касаться системы госуправления, структуры министерств, состава квазисектора – речь идет о распределении ролей, то есть опять-таки о кадровом вопросе.
Если говорить простым языком, то чтобы кому-то дать дополнительные возможности (допустим, малому и среднему бизнесу, о развитии которого сейчас много говорят), нужно эти возможности отобрать у тех, кто ими пользуется неправильно или некорректно. А это уже попахивает переделом власти. То есть фактически стоит вопрос о сокращении касты неприкасаемых и контролируемых ею ресурсов.
Вот эту принципиальную задачу сейчас должен решить новый президент. Но готов ли он пойти на такие шаги? Вопрос сложный. Думаю, определенное понимание необходимости движения в эту сторону и даже желание у него и у его соратников есть. Однако все они прекрасно понимают, что подобного рода кампанию легко начать, но сложно в ней победить и тем более закончить. Поэтому я не стал бы делать однозначных прогнозов относительно успеха или неуспеха данного проекта. Пока есть лишь определенный фронт работ, и в процессе их выполнения придется столкнуться со спорными и очень тяжелыми моментами, которых всем захочется избежать.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
У Касым-Жомарта Токаева нет своей команды – эксперт 14.06.2019
Политолог Данияр Ашимбаев: Казахстанцы проголосовали за силу, опыт и умение решать вопросы 13.06.2019
Данияр Ашимбаев: Задача Касым-Жомарта Токаева – перезапустить политическую систему Казахстана 12.06.2019
Казахстан после выборов: с чего должен начать новый президент? 11.06.2019
Ашимбаев: Теневые силы заинтересованные в ослаблении Токаева, работают на его конкурентов 07.06.2019
Ашимбаев: Либералы из кофеен – это великовозрастные подростки, не стоит рассматривать их как серьезную политическую силу 06.06.2019
Серые кардиналы президентской электоральной кампании в Казахстане 14.05.2019
Анатомия казахского транзита: Dream Team Елбасы 04.05.2019
Небесная канцелярия: какие рычаги власти находятся в руках Елбасы? 03.05.2019
Данияр Ашимбаев: "Госаппарату нужно втолковать – бюджет не кормушка" 30.04.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.06.19 Воскресенье
71. ИБРАЕВ Рашид
73. МУСАБЕК Ерболат
69. ИНКЕРБАЕВ Дабыр
67. ШАРИПБАЕВ Алтынбек
64. КУАНЫШБАЕВА Рахима
64. ЮН Александр
61. БУКЕМБАЕВ Ержигит
60. АРТЫКБАЕВ Курманбек
58. САБИРОВ Шавкат
57. КАЛИЕВ Талгат
57. СЫЗДЫКОВ Бакытбек
54. НУРГАЛИЕВ Аскар
53. МАРТЕМЬЯНОВ Сергей
52. УСЕНОВ Рауан
48. АЛДАБЕРГЕНОВА Баян
...>>>
17.06.19 Понедельник
82. БЕКБОСЫН Аpгынбай
76. СЕЙТКУЛ Кайырбек
76. УТЕМУРАТОВ Абджами
74. МАДИЕВ Ускенбай
73. ЭЛЬПЕРИН Марк
71. СМАИЛОВ Асхан
65. ДАУЛЕТКАЗИЕВ Ерболат
64. ГАМБУРГЕР Михаил
63. ЕСТЕБАЕВ Темир
61. БАКТИЯРУЛЫ Мурат
61. ШУКПУТОВ Андарь
60. МЕДЕУОВ Кикбай
58. САБАНКУЛОВ Аскар
57. НУРПЕИСОВ Талгат
56. МУХАМЕДЖАНОВА Алия
...>>>
18.06.19 Вторник
80. БОЛСАМБЕКОВ Умурзак
79. ГАРКУША Виталий
74. САРГУЖИН Мурат
64. НУРТАЙ Раушан
62. КАЛИМОЛДАЕВ Максат
61. РАХИМЖАНОВА Майра
58. ИСПУЛЛАЕВ Акын
55. СМАГУЛОВ Болат
50. ПЕТРОВ Константин
48. ОРЫНБАСАРОВ Бекбол
46. САРКЕЕВ Бахытжан
43. ДОСТИЯРОВ Аскар
41. СТРАТУЛАТ Инна
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz