NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 16:04 ast
14:04 msk

Токаев - не небожитель
Данияр Ашимбаев - о первом послании второго президента
05.09.2019 / интервью

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 5 сентября

В Нур-Султане 6 сентября должно пройти первое официальное заседание Национального совета общественного доверия (НСОД) с участием его основателя - президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА. Члены совета по отдельности и в своих рабочих группах активно работают над списком предложений главе государства. По мнению одного из членов НСОД политолога Данияра АШИМБАЕВА, послание президента народу наверняка внесет определенные коррективы в повестку дня, но вряд ли станет основным вектором заседания. Об этом он заявил в интервью нашему корреспонденту.
- Я не думаю, что первое заседание станет некой площадкой, на которой члены НСОД будут выражать свои восхищенные отзывы в адрес послания. Президент не такой человек. Хотя, думаю, некоторые могут и не удержаться от славословий, - начал нашу беседу Ашимбаев.
- Данияр, как вы думаете, почему первое послание нового главы государства не транслировалось в прямом эфире? Это же важное событие!
- Официальных причин я не знаю. Могу лишь высказать свои предположения на этот счет. Помните ситуацию в Актау, когда акимат области, не согласовывая ни с кем, повесил билборды с изображением Касым-Жомарта Кемелевича, чем вызвал его недовольство? И здесь, по-моему, аналогичная ситуация. Мне кажется, Токаеву претит культ личности. Я думаю, что он сначала хочет подтвердить свой авторитет. У нас пиетет перед должностью президента - своего рода традиция. Выступил глава государства с посланием - значит, сразу должны появиться плакаты, цитаты, флешмобы… Мне кажется, что все это не стиль нового президента. Может быть, он и не против небольшого культа, но хотел бы, чтобы этот культ был основан на конкретных заслугах и делах.
Вот Нурсултан Абишевич с того дня, как пришел к власти и до того момента, как стал первым президентом, лидером нации, прошел достаточно долгий путь. И тот авторитет, который сейчас есть у него, НАЗАРБАЕВ нарабатывал годами. Я думаю, что и Токаев хочет, чтобы его авторитет был заслуженным, а не прилагающимся к долж­ности. То же самое касается и послания. Да, мы привыкли к прямым эфирам. Но то, что сначала проходит послание, затем появляется его текстовая версия и только потом видео - это вписывается в новую президентскую модель поведения. Послание, может, и эпохальное, но, является ли оно таковым, должно решать население.
- Еще один обсуждаемый момент: за спиной Токаева во время оглашения послания сидел только председатель мажилиса парламента Нурлан НИГМАТУЛИН. А кресла первого президента и председателя сената были пустыми. С чем это связано, на ваш взгляд?
- Не стоит забывать, что у первого президента есть своя повестка дня. И присутствовать на всех мероприятиях Токаева ему, может быть, политически некорректно. Это первое послание Токаева, послание действующего президента. И если бы присутствовал первый президент, пошли бы разговоры, что все согласовано с Елбасы и что Токаев - фигура несамостоятельная. Поэтому, думаю, Нурсултан Абишевич корректно отошел в сторону.
Что касается председателя сената, здесь ситуация такая: на момент оглашения послания, которое было совмещено с открытием сессии, Дарига НАЗАРБАЕВА юридически и технически уже не являлась председателем сената. Срок полномочий депутата парламента - 6 лет. Поскольку Дарига Нурсултановна была назначена депутатом вместо Нурлана ОРАЗАЛИНА, который пришел в парламент в августе 2013-го, то срок ее полномочий истек в августе этого года...
- ...а переназначения не было, потому что депутаты были на каникулах...
- Да. Ее полномочия как депутата были продлены указом президента. Но для пребывания в кресле председателя сената ей нужно было пройти через процедуру переизбрания, которая состоялась после оглашения послания. Понятно, что если бы открытие парламентской сессии состоялось утром, а послание было бы оглашено вечером, то Дарига Назарбаева уже сидела бы в кресле председателя сената. Так что по протоколу все верно.
- А как вам решение совместить послание с открытием сессии парламента?
- В Конституции и в законе о президенте нет четкой даты, когда глава государства должен оглашать свои послания. Назарбаев выступал с ними и в начале, и в конце года - когда как. Но традиционно, если помните, первый президент всегда выступал на открытии сессии парламента и ставил задачи на новый политический сезон. Сейчас же сложилась ситуация, что Токаев, как новый президент, еще не выступал с посланием, но уже должен открыть сессию парламента и выступить с докладом. Поэтому, видимо, и было принято решение, что называется, совместить приятное с полезным.
- Какие ключевые моменты вы бы выделили в послании?
- Во-первых, отмечу расстановку приоритетов. Токаев сразу же обозначил свой стиль работы - реформы без фанатизма. У нас есть масса законов и базовых программ, в которых прописаны здравые вещи, но которые по тем или иным причинам не работают. Возьмите, к примеру, систему образования. Она у нас, мягко говоря, зареформирована. Каждый новый министр начинает свою реформу, не считая периодических указаний свыше. В итоге происходит масса движений, а в результате мы не понимаем, где закончилась прежняя реформа и где началась новая.
Многие реформы идут внахлест, а ведь это помимо прочего законы, указы, постановления, приказы, в которые надо постоянно вносить правки. Получается каша. Даже специалисты затрудняются сказать, куда мы двигаем наше образование. То же самое происходит с экономикой, социальной сферой, госслужбой, борьбой с коррупцией, госзакупками и т. д. Никто никогда особо не проводил аудит: а что было достигнуто в результате предыдущих реформ? И вот сейчас, если говорить не о букве, а о духе послания Токаева, оно заключается в следующем: давайте посмотрим, что мы сделали.
Допустим, мы запустили жилищную программу. В итоге у нас, как заметил Токаев, существует семь государственных операторов - и это только на центральном уровне. А не является ли их деятельность взаимопротиворечивой? Помните, недавно были разборки насчет холдинга "КазАгро"? Что там коррупция, неэффективное использование средств и т. д. Но "КазАгро" сказал, что без него никак, что он улучшит свою работу. Но вопрос-то в другом: нужен ли вообще стране этот холдинг? Нужны ли нам эти операторы в сфере жилищной политики?
Или взять, к примеру, борьбу с коррупцией. Сколько всего предпринято, но коррупция никуда не делась. Может быть, проблема тогда в этих решениях? Может, они неправильные?
То есть, если пробежаться по каждому блоку послания, становится очевидно, что у нас есть определенные наработки, но нужно понять их степень адекватности. В принципе, все эти вопросы поднимались и в посланиях первого президента. Но, как правило, за ними следовали разъяснения, обсуждения, флешмобы. И в этом пропагандистском угаре чиновники забывали об одной "маленькой вещи": поручения президента нужно не только обсуждать, но и реализовывать. По­этому Токаев справедливо заметил, что надо меньше заниматься пропагандой, а больше делом.
Но у нас большая проблема: без пинка сверху ничего не работает. И отсюда вытекает вторая немаловажная вещь, о которой говорил Токаев: должна быть система, при которой все вопросы решаются, что называется, сами. Президент задает вектор развития, а госслужба и аппарат должны быть самостоятельными в его реализации. Должна быть некая саморегуляция госслужбы - без постоянных окриков сверху. Поставили задачу - будьте добры работать на ее реализацию.
- А есть ли риск того, что со стороны чиновников опять начнутся пропагандистские мероприятия, но никак не конкретные дела?
- Токаев не настроен на пропаганду. И я думаю, что он - и как бывший премьер, и как председатель сената - прекрасно понимает, что у нас есть проблемы с реализацией поручений. Поэтому он и не ставил задачи эпохальных преобразований, но поставил задачу "малых шагов". Возьмите ту же адресную социальную помощь. Понятно, что слова президента понравились далеко не всем. Но подход, заложенный в них, прагматичен и нацелен на то, чтобы система госпомощи не превратилась в иждивенчество. Или чтобы пополнение ЕНПФ и Фонда соцмедстрахования не проходило в ущерб действующему бизнесу.
А мы прекрасно знаем, что когда экономика находится не в лучшей форме, фискальное давление усиливается как раз на действующие предприятия. И в итоге предприниматели задаются справедливым вопросом: зачем нам это надо, если с нас дерут три шкуры? Если есть квазигоссектор, который гигантскую прибыль оставляет себе, почему надо давить на МСБ, на граждан? То есть в послании заложен праг­матизм, который направлен на решение конкретных вопросов, без чего мы просто не сможем двигаться дальше. Надо решать более насущные проблемы, прежде чем двигаться к вершинам мировых глобальных рейтингов. Мне кажется, президент исходил из этого.
- А какая из мер, о которых президент говорил в послании, наиболее важная?
- Меня заинтересовали вопросы борьбы с социальным иждивенчеством, об ограничении фискального давления на физические и юридические лица, об аудите квазигосударственного сектора и т. д. Многие вещи в послании были весьма конкретными. Не зря же говорят, что президент работал над ним лично. Поэтому есть некая неравномерность блоков - что-то прописано детально, а что-то концептуально. Но здесь важно то, что многие вещи рассматриваются с точки зрения здравого смысла. И все вопросы, который поднимал Токаев, важны.
- Понятно, что на реализацию этих задач понадобятся немалые финансовые ресурсы, но при этом глава государства жестко ограничил использование денег из Нацфонда. За счет чего тогда реализовывать эти задачи?
- А за счет чего мы проводили EXPO, финансировали покупку НПЗ в Румынии, затеяли в столице строительство LRT? Если покопаться - денег в бюджете много. Но одно дело их тратить на красивое "непонятно что", не имеющее особого смысла, и другое дело - на реализацию этих важных решений. Внутри того же квазигоссектора висят миллиарды. Вспомните, ежегодные отчеты Счетного комитета о том, что деньги, выделяемые на инвестиционную политику квазигоссектора, в конечном итоге оседают на депозитах комбанков. И висят они там, способствуя улучшению показателей нашей финансовой системы, которая почему-то при наступлении любого кризиса начинает весело рушиться. Поэтому, может, стоит из квазигоссектора изъять все эти деньги и направить их на реализацию президентских задач?
- Как бы вы в целом охарактеризовали послание?
- Президент понимает существующие проблемы и готов по ним работать. Причем применяет последовательный подход: сначала давайте решим проблему А, потом проблему В, а затем построим памятник своим заслугам. И из послания понятно, что президент - не небожитель. Может быть, о его канонизации вопрос когда-нибудь и встанет, но на текущий момент он сам несет ответственность за каждое решение. И по этим решениям видно, что он не хочет войти в историю просто как преемник. У него есть свое четкое видение и понимание ситуации и свой подход, который он хочет воплотить в жизнь. И что он если и хочет попасть в историю, то исключительно благодаря своим делам, а не просто потому, что был в этой должности. И для него это вопрос и чести, и репутации, и отношения потомков.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Зачем узбеков с юга Казахстана надо переселять на север - Данияр Ашимбаев 27.09.2019
Д. Ашимбаев: Осуществление токаевских реформ возможно только при тесном взаимодействии с Елбасы 26.09.2019
Ключевые моменты в последних назначениях президента - Ашимбаев о перестановках 23.09.2019
Экспертное мнение: Кадровыми перемещениями КПД госаппарата в Казахстане не повысить 23.09.2019
Данияр Ашимбаев: Хотелось бы, чтобы Назарбаев и Токаев сели за один стол и договорились 19.09.2019
Политолог Данияр Ашимбаев - о первом заседании НСОД: Президенту нужен тайм-аут 11.09.2019
Перезагрузка правящей партии и борьба с иждивенцами: Казахстан на пороге новых реформ 06.09.2019
Токаев - не небожитель 05.09.2019
Дело чести 29.08.2019
"У партии есть большой потенциал" - Данияр Ашимбаев о заседании политсовета "Nur Otan" 22.08.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz