NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:26 ast
08:26 msk

Есть только Ми между прошлым и будущим
Что происходит с вертолетным парком страны, насколько безопасны полеты на старых вертолетах? Есть, например, некоторые сомнения в прозрачности и выгодности для нашей страны последнего тендера по продаже военных вертолетов. Впрочем, существует и иная точка зрения
03.10.2002 / скандалы

Валерий Кравцов, Время, 3 октября 2002

Кто следит за публикациями в газете "Время" - в курсе событий, происходящих вокруг Алматинского авиаремонтного завода № 405, управляющей компании "E.R. Troika LTD" и продажи государственного авиапредприятия "Бурундайавиа". Эта тема давно интересует читателей. Им далеко не безразлично, на каких вертолетах и самолетах будут летать наши авиаторы.

Что происходит с вертолетным парком страны, насколько безопасны полеты на старых вертолетах? Есть, например, некоторые сомнения в прозрачности и выгодности для нашей страны последнего тендера по продаже военных вертолетов. Впрочем, существует и иная точка зрения.

Начнем с Бурундая. Вот, скажем, часто говорят, что Бурундайский авиакомплекс - лакомый кусочек. Но такое ли уж это лакомство? Вот что рассказывают некоторые документы.

Из материалов работы конкурсного управляющего по РСА ОАО "Бурундайавиа":

Решением Илийского районного суда № 2-1160/2001 от 26.12.2001 года предприятие признано банкротом. Согласно действующему закону 14 мая 2002 года в газете "Огни Алатау", № 52, было дано объявление о проведении открытого аукциона по продаже имущественного комплекса ликвидируемого предприятия. Причина - Бурундайский аэропорт пришел в упадок.

Из акта по имущественному комплексу ОАО "Бурундайавиа":

"Рулежные дорожки и взлетно-посадочная полоса поросли травой и требуют срочного ремонта, сертификат на ВПП истекает в следующем году;

наземные службы обеспечения полетов не функционируют, навигационное оборудование или испорчено, или разграблено, система теплоснабжения полностью разморожена;

здание аэровокзала ушло на полтора метра под землю и подлежит сносу, телефоны отключены, некоторые емкости на складе ГСМ прогнили, железнодорожный тупик сползает в овраг"...

Слабая инвестиционная привлекательность "Бурундайавиа" проявилась и на торгах.

Торги проводились три раза: 24 и 27 мая не состоялись из-за отсутствия достаточного числа участников. Стартовая цена 184,3 млн. тенге. Только третьи торги, когда начальная цена была снижена до 138,2 млн. тенге, выявили победителя - ТОО "Альтаир Эйр", которое приобрело имущество банкрота за 152,4 млн. тенге.

Из экспертного заключения:

"Деятельность в Бурундайском аэропорту носит рисковый характер. Факторы - близость Алматинского аэропорта и его недостаточная загруженность. Чтобы бурундайский комплекс начал функционировать как комплекс, отвечающий современным взлетно-техническим требованиям, в него надо вложить около 30 млн. долларов. Требуется капитальный ремонт взлетной полосы, ее продление, засыпка оврагов и т. д.".

Или взять, к примеру, историю с продажей 50 военных вертолетов минобороновским РГП "Казспецэкспорт".

Из тендерных документов:

Реализация вертолетной техники проводилась в соответствии с постановлением правительства РК от 11 июня 2001 года № 799 на открытом тендере. Информация о тендере опубликована 2 июля 2002 г. в "Казахстанской правде". На тендере был выставлен 71 списанный вертолет в 8 лотах. Цены варьировались весьма значительно - от 2300 долларов США до почти 700000 долларов США. Существенная разница была и в качестве. 7 машин не нашли своего покупателя ни на первом, ни на втором тендере. По ним будут осуществлены последующие торги.

После тендера от 23 вертолетов - одного лота - покупатель отказался. (23 вертолета фактически по цене лома - на общую сумму $50 тыс. - оказались невостребованными. - В. К.). Такое право у него было в соответствии с условиями тендера. Самые дешевые вертолеты (Ми-8) и самые дорогие (Ми-26) не проданы. Одни машины не подлежат восстановлению, ремонт других требует чрезмерно больших затрат.

По условиям тендера вся приобретенная вертолетная техника будет исключена из государственного регистра только после проведения демилитаризации этих вертолетов, демонтажа военного оборудования в соответствии с программой, утвержденной российским КБ им. М. Л. Миля. И только после этого вертолеты вносятся в гражданский регистр.

А вот как выглядит - исходя из ряда документов - ремонт вертолета № 068 для Министерства обороны на авиаремонтном заводе № 405.

На борту № 068, согласно свидетельству о приемке и письму (от 1.06.2001 г. за № 744/06) директора Российского авиационного ремонтного завода № 218, двигатели за № 7087881100165 и № 7087881100094 прошли ремонт на данном предприятии. Ремонт вертолета обошелся министерству намного меньше, чем если бы он был произведен в России. Часто путают капитальный ремонт и ремонтно-восстановительные работы. В той же России ремонтно-восстановительные работы вертолетов проводят (это где-то на 40% меньше работ) по цене $600000. А здесь, на 405-м, на капитальный ремонт было затрачено всего $538000.

А теперь коснемся прибора для ночных полетов, о котором как-то было написано, что его "поставили то ли с танка, то ли с катера"... На самом деле этот прибор - новейшая технологическая разработка. На борту № 068 установлено уникальное оборудование (оно предназначено только для вертолетов) - приборы ночного видения известной корпорации "FLIR Systems". Год его выпуска - 2001-й, что подтверждено сертификатом производителя. От такой "вертушки" точно не скроешься. Аппаратура фиксирует тепло, излучаемое или отражаемое объектами, даже если они находятся под землей.

Вот мнение генерал-майора авиации Туррара Нургалиева, воевавшего в 80-х годах в Афганистане:

- Опыт войны там показал, что много людей погибло из-за отсутствия обзорных систем ночного видения. Такие системы при их нахождении на вертолетах смогли бы скоординировать работу большой группы войск ночью по точечному местонахождению боевиков на пересеченной местности. Если обзорная система, о которой идет речь, будет находиться на казахстанских вертолетах, то это значительно повысит обороноспособность страны.

Я внимательно слежу за всеми новинками в этой сфере. Ни для кого не секрет, что на южных границах Казахстана сегодня эксплуатируется устаревшая техника. А в горной пересеченной местности мы можем в любой момент столкнуться с боевиками из того же Афганистана. Для контроля границ нужна передовая техника. И система "FLIR" позволит решать крупномасштабные задачи. Например, обнаружение объектов и даже отдельных людей, нарушающих границу. Незаменима эта система в боевых действиях, с поставщиками наркотиков и в борьбе с противоправными элементами.

Вместо справки

Обзорная авиационная система, установленная на казахстанском вертолете № 068, принадлежит к третьему, последнему на сегодняшний день поколению. Основным элементом системы является тепловизионная камера с квантовым детектором инфракрасного излучения. Из-за повышенной четкости изображения камера может обнаружить объект на расстоянии 17 км. Появилась эта система на мировом рынке только в прошлом году. Ни одна из стран СНГ не имеет подобного оборудования. Да и в Европе можно по пальцам пересчитать вертолеты с таким оборудованием. По данным экспертов, такой модернизированный вертолет может заменить до 8 обычных вертолетов.

Обзорные системы корпорации "FLIR Systems", которая является ведущей в мире по производству подобного оборудования, используют сегодня вооруженные силы США и стран Европы, Азии и Африки. А также ведущие производители авиационной техники - "Боинг", "Локхид Мартин" и др.

А вот что поведали некоторые документы о новейшей истории 405-го завода.

В последние годы он уступил свои позиции российским предприятиям. Заказы из Казахстана уходили к ним. Когда в 2001 году "Тройка" взяла в управление 405-й завод, на нем было в штате всего 17 человек, включая директора и охрану. Невыплаченная зарплата и задолженности перед бюджетом. Завод стоял. Многие думали, что никогда 405-й не вернуть к жизни, как многие предприятия, которые страна потеряла. Их растащили по частям.

Но теперь у россиян наконец-то появился достойный конкурент. Если 405-й будет работать в полную силу, то этим он как раз и нарушит монополию российских ремонтных заводов на ремонт казахстанских "вертушек".

Из экскурса в историю деятельности 405-го завода

В советское время на нем проводился ремонт самолетов Ан-2, вертолетов К-26 и Ли-2. Его место в выполнении работ было определено народнохозяйственным планом. И он не был конкурентом российским предприятиям. В условиях суверенного Казахстана завод оказался в конкурентной среде. Без достаточного внимания со стороны государства он потерял заказы. С 1995 года завод прекратил ремонтные работы и фактически приостановил свою деятельность.

В 1999 году пограничная служба республики попыталась отремонтировать на заводе два вертолета, но средства, выделенные на ремонт, были использованы не по назначению. В 2001 году управляющая компания профинансировала ремонт этих вертолетов за свой счет.

"E.R.Troika LTD" входит в группу компаний "Тройка", которые работают более десяти лет во многих государствах мира. "Тройка" занимается авиационным обеспечением изыскательских и эксплуатационных работ на нефтяных и газовых месторождениях, в том числе и на морских шельфах, грузовыми и пассажирскими перевозками. А также авиационным обеспечением работ международных организаций. Среди них - миссии ОНН в различных странах мира. Компания обеспечивает необходимый ремонт авиационной техники и поддерживает ее в состоянии летной годности.

"E.R.Troika LTD" пришла в 2001 году на Алматинский авиаремонтный 405-й завод в качестве управляющей компании и инвестора. На заводе введен в эксплуатацию главный производственный ангар площадью 4840 кв. м. В нем можно проводить ремонт до 10 вертолетов в месяц одновременно. Модернизированы цехи радиоэлектронного оборудования, гонки трансмиссий и др.

С приходом управляющей компании 405-й завод - единственный в Казахстане, который получил сертификат соответствия для проведения капитального ремонта Ми-8 всех модификаций. А также лицензию по ремонту, обслуживанию и хранению военных модификаций этих вертолетов.

В настоящее время на заводе появились новые рабочие места, численность работников достигла 221 человека. Средняя заработная плата - 19 тысяч тенге. 29 специалистов обучены на российском заводе имени Миля, на предприятии в Англии, в Академии гражданской авиации.

"E.R.Troika LTD" погасила задолженности завода за прошлые годы - по платежам в бюджет на сумму 49362,2 тыс. тенге, по заработной плате - в размере 15845,9 тыс. тенге и прочим кредиторским задолженностям - 6286,0 тыс. тенге.

Правительство приняло недавно решение о продаже части пакета государственных акций 405-го и Актюбинского авиаремонтного завода № 406ГА. Нужно создавать казахстанский высокотехнологичный авиаремонтный комплекс. Только тогда авиаремонтники республики смогут конкурировать на международном уровне с российскими предприятиями. Прибыль, налоги останутся в нашей стране. Доктрина верная. На сегодня вертолетный парк Вооруженных сил Казахстана выработал межремонтные сроки службы на 90-95%.

Будет ли на чем завтра подняться в воздух?

От редакции. "Будет ли на чем завтра подняться в воздух?" Автор материала Валерий Кравцов поставил хороший вопрос. Можно даже сказать - основополагающий.

Как видно из процитированных документов, компания "E. R. Troika LTD" смогла добиться определенных результатов после своего прихода в 2001 году в Казахстан. Но впереди еще много работы, хотя бы по становлению того же авиаремонтного комплекса. Он потребует значительных инвестиций и поиска наиболее оптимальных путей решения проблем. А их, скорее всего, будет немало.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Конец сладкой жизни 31.10.2002
Судебных дел "ФудМастер" 30.10.2002
Изнасилование 29.10.2002
Нефтяной гигант 28.10.2002
Катастрофа на Каспии 25.10.2002
Атомные страсти 21.10.2002
Подкидыш из "нержавейки" 21.10.2002
Компания-банкрот у руля отечественной авиации 18.10.2002
У нас и Бут, а мы летаем... 17.10.2002
Стрелочники за "уран-гейт" найдены 16.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz