Андрей Воротынский, "Караван", 1 ноября
Комитет гражданской авиации предоставил казахстанским пассажирам выбирать из двух зол меньшее: либо летать технически неисправными самолетами "Эйр Казахстан", либо передвигаться на своих двоих. Кроме того, нас ожидает взлет цен на авиабилеты и бесконечные задержки многих рейсов.
Мы продолжаем следить за развитием событий в авиационной отрасли Казахстана. Напомним, комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций провел конкурс на выполнение регулярных внутренних и международных авиамаршрутов. С легкой руки чиновников львиная доля пассажирских перевозок досталась компании-банкроту - ЗАО "Эйр Казахстан" (см. "Караван" от 18 октября 2002 года). А рентабельные авиакомпании, имеющие технически исправный парк самолетов, остались не у дел. Минтранском отказал авиаторам в каких-либо комментариях, зато любезно ответил на наш запрос. Впрочем, полученные данные лишь подтвердили полное неведение чиновников о положении "Эйр Казахстан", а также их желание любыми путями лоббировать интересы правительства, вознамерившегося вытянуть авиакомпанию из "грязи в князи".
Представители частных авиакомпаний обратились в суд города Астаны, Генеральную прокуратуру РК с требованием признать недействительными итоги тендера. Однако вот уже месяц дело не сдвинулось с мертвой точки. Хранит молчание и финансовая полиция республики, выявившая по своей части многочисленные нарушения в деятельности "Эйр Казахстан".
Между тем 28 октября вступило в силу решение тендерной комиссии. Теперь по маршрутам региональных авиакомпаний летают морально и физически устаревшие лайнеры потенциального банкрота.
По мнению экспертов, уже сейчас "Эйр Казахстан" с горем пополам справляется со своими обязанностями. Поскольку самолеты компании базируются исключительно в южной столице, специалисты прогнозируют задержку всех регулярных рейсов из других городов. К примеру, жителям Атырау, желающим посетить Стамбул или Москву, придется ждать, когда за ними прилетит самолет из Алматы. Учитывая особенности осенне-зимней навигации, ожидание будет долгим…
Кроме того, от нововведения пострадает безопасность перевозок.
Более или менее исправные 11 лайнеров "Эйр Казахстан" после свалившейся на них нагрузки скоро окажутся на ремонте. А так как денег у их хозяина кот наплакал, не исключено поднятие цен на авиабилеты. Впрочем, тарифы новоиспеченного монополиста в настоящее время значительно выше, чем у других авиакомпаний. Пассажирам же теперь придется выбирать: либо летать самолетами "Эйр Казахстан", либо не летать вообще…
Лишенная здравого смысла политика Минтранскома, несомненно, скажется на авиационной отрасли в целом. Частные авиакомпании уже несут колоссальные убытки, и многим из них грозит банкротство. |