Юлия ЗОЛИНА, "Экспресс-К", 1 августа
Четыре тысячи девятьсот девяносто один абитуриент написал заявление для участия в государственном комплексном тестировании в Казахском национальном университете (КазНУ) имени Аль-Фараби. Девяносто девять процентов из них желают непременно получить грант или кредит.
Предварительные (пробные) тестирования, на которых многие без труда набирали от семидесяти до ста баллов из ста двадцати возможных, обнадеживали. До решающего дня, после которого уверенность в благоприятном исходе дела уменьшилась до размеров слабо тлеющей надежды. Виной тому не традиционное, приличествующее такому событию волнение, а, как уверяют все опрошенные мною абитуриенты, сами вопросы. Ни одного из тех, что предлагались им при прохождении пробного тестирования, не оказалось при сдаче государственного комплексного тестирования. И хотя при поступлении многие преподаватели советовали не уповать на книжки-вопросники, которые продаются на каждом углу, но трудно было поверить им, когда все вопросы соответствовали тем, что предлагались на пробных тестированиях. Правы, как всегда, оказались взрослые. Рекомендуемые ими учебники, конечно, куда полезнее, но не помнится мне, чтобы в них биографические данные про Абылай хана повествовали о… количестве его зубов или про то, как звали первую лошадь Чингисхана. Обидно за державу: популярность Буцефала, лошади Александра Македонского, всемирна, а вот о казахстанской исторической кобыле учебники умалчивают. Это все вопросы по истории Казахстана, по обязательному предмету для всех специальностей. А вот, к примеру, вопрос по экономике, правильно ответив на который абитуриенту сразу можно было бы выдать если не диплом, то уж грант - точно. Внимание, вопрос: "Сколько раз в неделю вы моете голову?" Отвечай я на этот вопрос, то при отсутствии варианта ответа с цифрой 7 потеряла бы один балл.
Дожидаться правильных ответов не только на эти вопросы первому потоку абитуриентов (всего их три) пришлось до четырех часов утра. Второму и третьему потокам, тем, кто тестировался 29 и 30 июля, повезло чуть больше: уже в половине второго ночи самые боевые смогли прорваться к вожделенным стендам с неутешительной для многих из них информацией. Удрученные результатами тестирования абитуриенты, те, кто посмелее, подали апелляцию. Многие же не сделали этого либо из-за неверия, либо из опасения, что таким образом навредят себе еще больше. Все рассуждения сводились к одному - мол, все заранее куплено и все бюджетные места уже распределены между блатными. Одна абитуриентка рассказывала, что слышала, как некая "богатенькая девочка", не набрав проходного балла на грант, позвонила своему "папику" и, по всей видимости, проблема была улажена. Жаловались и на разное обращение к потенциальным бюджетникам и тем, кто сразу поступал на коммерческой основе. Последним всячески помогали: подсказывали ответы, "не замечали" шпаргалок, калькуляторов, пейджеров и включенных сотовых телефонов, словом, всех тех предметов, которые запрещено было иметь при себе.
Чем закончится летняя страда на поле образования, окончательно станет известно десятого августа. В этот день сотни счастливчиков получат гранты и кредиты, а тысячам менее удачливых предстоит либо дожидаться следующего года, либо обучаться на платной основе. Разговоры о несправедливости вряд ли утратят свою популярность. Но, быть может, их станет чуть меньше, если судить по высказыванию одной родительницы, чья дочь в числе прочих надеется получить грант: "Если моя дочь пройдет на грант, тогда я буду говорить, что тестирование проводилось честно, если же нет, тогда все узнают, какой беспредел здесь творится".
----------
В Агентство "Хабар" обращаются абитуриенты и их родители с жалобами на некорректность вопросов тестовых заданий "Хабар", 1 августа
Люди отмечают, что многие вопросы в тестовых заданиях не соответствуют школьной программе, а некоторые вообще некорректны, непонятны и совсем не определяют уровень знаний выпускников.
- Я заявляю, что не согласна с результатами. Тригонометрические задачи очень сложные, их не проходили в школе, даже на дополнительных заданиях.
- Дана трапеция и диагональ, надо найти угол. А какой угол - не указано.
- Был вопрос: сколько сельхозмашин было в Казахстане во время Советской власти. Просто нереальный вопрос! – считают абитуриенты.
Но со своими претензиями абитуриентам обратиться не к кому. В этом году решением Министерства образования апелляционная комиссия подобными разборками не занимается. Министерство посчитало, что, пройдя неоднократные проверки, в этом году тестовые задания ни у кого не должны вызывать никакого недовольства.
Такир Балыкбаев, директор Национального центра государственных стандартов образования и тестирования Министерства образования и науки РК:
- Раньше все старались подавать на некорректные вопросы и получить необоснованные баллы. Мы решили поставить заслон этому явлению.
Но, например, председатель апелляционной комиссии Национального технического университета в Алматы утверждает, что, наоборот - претензий к конкретным вопросам не уменьшилось. А они поступающим ничем помочь уже не могут.
Ахмет Мурзагалиев, председатель апелляционной комиссии Национального технического университета:
- Даже предметники - преподаватели в комиссию в этом году не входят. Мы принимаем только апелляции по техническим вопросам. Возмущенные абитуриенты и их родители считают, что, например, такие вопросы как " В каком году открылась автоматическая телефонная станция в Алматы, сколько к концу 1950 года было научно-исследовательских институтов в системе Академии наук республики, в каком году окончил школу Ыбрай Алтынсарин?" – никак не определяют уровень знаний абитуриента. А поступающие на технические или математические специальности могут из-за них потерять определенное количество баллов.
Но Такир Балыкбаев, директор Национального центра государственных стандартов образования и тестирования, так не считает. Как он сказал в разговоре по телефону все данные, которые имеются в учебниках, даже незначительные, могут использоваться в тестовых заданиях, даже если их не было в сборниках тестов, по которым готовились абитуриенты.
Такир Балыкбаев, директор Национального центра государственных стандартов и тестирования Министерства образования РК:
- В отношении того, кто водрузил знамя на рейхстаге, все есть в учебнике истории Казахстана за 10 класс. Про третью жену Абая, возможно, такой вопрос есть в тестах по литературе. К сожалению, у некоторых вопросов, которые задаются, нет точной формулировки. Получается искажение фактов.
А теперь вернемся к началу конфликтной ситуации. Если сам директор центра тестирования признается в наличии неточной формулировки, что же в таком случае делать абитуриентам? Как доказать свою правоту, если даже ликвидировали апелляционную комиссию, которая разрешила бы спор? Не ущемление ли это прав поступающих в вузы? |