Владимир КУРЯТОВ, "Око", 12 сентября
В октябре 2002 года в Казахстане были открыты так называемые социально значимые рейсы, связывающие област-ные центры с Астаной. В Кызылорде в то время был отлажен график, удовлетворяющий всех: и пассажиров, и авиакомпании. Связь со столицей, с регулярностью четыре рейса в неделю, вполне соответствовала потребностям области на авиаперевозки в этом направлении.
Однако в 2003 году поток авиапассажиров вырос. Об этом можно судить по данным, предоставленным руководством ОАО "Аэропорт Коркыт Ата". Если в первом полугодии 2002 года было перевезено всего лишь 5584 пассажира, то за тот же период 2003 года - почти в два раза больше (13 043). Казалось бы, самое время подумать об увеличении кратности рейсов. Но произошло как раз наоборот. Компания "Эйр Казахстан", выигравшая тендер на обслуживание маршрута, на весенне-летний период 2003 года запланировала всего лишь два рейса на Астану.
Естественно, справиться с объемом пассажиров компания не смогла. Чтобы попасть в столицу, кызылординцы были вынуждены лететь в Астану с пересадкой через Алматы или терять двое суток на поезде. Один мой знакомый, журналист республиканской газеты, в августе выехал на ежегодное собрание собкоров в Астану. И что бы вы думали? Чтобы не опоздать, ему пришлось добираться в столицу через Шымкентский аэропорт.
Председатель правления ОАО "Аэропорт Коркыт Ата" Калкаман Донсебаев обозначил возникшую проблему в своем письме акиму области Серикбаю Нургисаеву. "В связи с увеличением спроса по маршруту "Астана-Кызылорда-Астана" просим Вас оказать содействие в увеличении числа рейсов до четырех в неделю. В случае неспособности ЗАО "Эйр Казахстан" по каким либо причинам увеличить частоту рейсов, авиакомпания "СКАТ" готова выполнять рейсы по указанному маршруту два раза в неделю, по тарифам 10 тысяч тенге без каких либо дотаций на покрытие эксплутационных услуг, а также 2 раза в неделю по рейсу "Алматы-Кызылорда-Актау" и обратно с подстыковочным рейсом из г. Астана".
Надо сказать, компания "Эйр Казахстан" не обеспечила рекомендуемый объем авиаперевозок, сумев довести количество рейсов до трех в неделю. "СКАТ" к маршруту не подпустили. А мы лишний раз убедились, к чему приводит монополизация маршрутов.
На примере Кызылорды видно, что назрела необходимость дать полную самостоятельность аэропортам в сфере заключения договоров с авиакомпаниями. Кто, как не местное авиапредприятие, знает потребности региона? В этом случае после проведения тендера, если победитель по каким-то техническим или финансовым причинам не сможет обеспечить авиаперевозки в полном объеме, аэропорт получит возможность заключать прямые договоры с другими авиакомпаниями.
Ведь, согласитесь, тендеры проводятся вовсе не для того, чтобы дать возможность заработать какой-то одной авиакомпании, а для того, чтобы улучшить пассажирские авиаперевозки. В основе поручения Главы государства по созданию социально значимых маршрутов лежит именно эта идея. |