Адыльхан НУСУПОВ, "Экспресс-К", 3 апреля
Более месяца назад страницы многих газет стали своеобразным "рингом", на котором в ожесточенной схватке схлестнулись руководство ОАО "АК Казахстан Жолдары" и акционеры, ветераны дорожной отрасли, члены правления и совета директоров. Не осталась в стороне и наша редакция, опубликовавшая статью "Жолдарбаши поневоле?". Главный посыл в этой публикации заключался в том, что развитие фондового рынка будет буксовать до тех пор, пока корпоративная культура не станет соответствовать современным требованиям. Однако в редакцию продолжают поступать отклики и комментарии. Именно в этот разряд редакция отнесла письмо бывшего руководителя крупнейшего в прошлом генподрядного треста (ОАО) "Промдорстрой", ветерана отрасли, акционера Б.П. Яглинского президенту компании "Казахстан Жолдары" Ш.Х. Бекбулатову. Публикуем его с некоторым сокращением и небольшими комментариями…
"Президенту ОАО "АК "Казахстан Жолдары" Ш.Х. БЕКБУЛАТОВУ Копия: членам правления компании, акционерам
Недавно нынешние и бывшие сотрудники ОАО "АК "Казахстан Жолдары" ознакомили меня как ветерана отрасли и акционера с состоянием дел в компании. Услышанное и прочитанное повергло меня в шок… Из доходившей до меня ранее случайной и обрывочной информации я знал о "застойном болоте" и "творимых безобразиях", но не думал, что они приобрели такой размах и такие уродливые формы. Я не стал участником открытого коллективного обращения к вам возмущенных акционеров и ветеранов, поскольку счел более правильным обратиться к вам индивидуально с учетом наших с вами конкретно сложившихся отношений.
Напомню вам, что вся моя трудовая деятельность прошла в дорожной отрасли. Случилось так, что я "пришелся ко двору" ее прежнему руководству (Л.Б. Гончаров) и курирующему отделу ЦК партии (Л.Г. Жуков). Они доверяли мне ключевые инженерные должности на строительстве многих ответственных объектов. Они создали трест Промдорстрой, в котором мне довелось поработать около трех десятков лет, из них около 25 лет - в должности главного инженера и управляющего (президента). Благодаря этим руководителям в Промдорстрое выросла целая плеяда высокопрофессиональных организаторов и специалистов строительного производства (их внушительный список уже публиковался в печати. - Ред.) Именно эти люди решали успех дела на строительстве всех важнейших объектов гражданского и промышленного назначения, построенных Минавтодором в Алматы, Казахстане и за его пределами.
Зачем и почему, Шамиль Хайруллович, я все это вам напоминаю?
Затем и потому, что вы все это в нужный момент "забыли". Забыли, когда издавали свои мемуары. Забыли, когда проводили приватизацию. На 500 страницах своей книги "Судьба и дороги" среди тысячи названных фамилий вы не нашли места ни для одного начальника дорожно-строительных управлений Промдорстоя. Предали полному забвению этих людей вы и во второй своей книге - "Дороги, ведущие в будущее".
Некоторые из числа забытых и униженных утверждают, что это не случайно. По их мнению, вы предали забвению истинных участников этих строек для того, чтобы создать иллюзию вашей личной причастности к ним. С этой целью вы подаете читателям свои рассказы о великих стройках в такой манере, что действительно создается впечатление вашего непосредственного участия в их строительстве.
Такое впечатление, к примеру, создает ваш монолог о строительстве спорткомплекса "Медео" (стр. 322 - 326), хотя ваше участие в его создании - нулевое, а ваш "рассказ" - не что иное, как написанный мною информационный материал, опубликованный еще в 1976 г. в проспекте "Коротко о Медео".
…С наступлением периода приватизации вы очень оперативно сколотили команду, в которую приглашены нужные вам люди даже извне, не имевшие никакого отношения к ведомству и объектам приватизации. В условиях временного дефицита подрядных работ большинство дорожно-строительных подразделений было брошено вами на произвол судьбы и оказалось для дорожной отрасли полностью потерянными.
Свое внимание вы сосредоточили на объектах, привлекательных для предстоящей приватизации. Несмотря на то, что в приватизационный список вошли главным образом объекты и сооружения, построенные Промдорстроем, вы не сочли нужным хоть что-то "отстегнуть" промдорстроевцам или включить в свою команду их представителей. На мой взгляд и взгляд моих единомышленников, ваша цель была другая: развалить трест и использовать разрозненные организации в личных целях. Понятно, что в этой обстановке вы не только ничего не "отстегнули от общего и сытного пирога" Промдорстрою для приватизации, а наоборот - отобрали последнее: используя власть вышестоящего органа, в преддверии приватизации вы отобрали у Промдорстроя профилакторий "Карагалинский". Подобная участь постигла и специализированный офис, предназначенный для работы по программе "Тургень".
В своей книге "Судьба и дороги" вы пишете: "Здесь (имеется в виду Франция. - Б.Я.) я занимался поиском инвесторов для дальнейшего развития горнолыжных баз Казахстана в Чимбулаке и Тургене" (стр. 418). Звучит красиво, в унисон со временем, но нескромно и необъективно. Не вы занимались этой работой, а "команда" под руководством зам. председателя Госплана А.Ш. Шамельханова и под патронажем Н.А. Назарбаева. По решению правительства роль официального руководителя проекта с казахстанской стороны была возложена на меня. Что касается вашего участия в "команде", то оно вначале было чисто условным, а затем - вредным для дела: за мою повышенную активность в создании горнолыжной базы Чимбулак вы "били мне морду" на коллегиях Минавтодора через каждые два дня на третий. А сейчас, когда горнолыжный отдых приобрел большую популярность, вы в своих мемуарах причисляете себя "к лику святых", якобы еще в те далекие времена вы пеклись о развитии горнолыжных баз Казахстана.
Годами в холлах резиденции "Казахстан Жолдары" выставлялись стенды, создающие у посетителей впечатления о богатой истории компании, - о строительстве Дворца Республики, Медео и др. уникальных объектов. О Промдорстрое и его управлениях - ни слова. Все внимание фокусировалось на компании, хотя ни один из ее сотрудников не имел к строительству этих объектов никакого отношения. Реклама срабатывала. Компании, не имеющей своих собственных строителей, удавалось получать подряды и выгодно торговать ими.
Выражаясь более конкретно, "Казахстан Жолдары" превратилась в посредническую фирму, которая нанимала строительные подразделения (в том числе Промдорстроя), "навариваясь" на разнице цен. При этом терялось чувство меры: расчеты с подрядчиками велись по таким ущербным ценам, что на качественное выполнение работ и хотя бы мизерную прибыль строителям практически ничего не оставалось.
… А теперь о кредитах, злоупотреблениях по использованию принадлежащих компании помещений и т.д. Я не знаю этих фактов. Хочу только довести до вашего сведения претензии по этому поводу со стороны обиженных акционеров и ветеранов в надежде, что вы примете соответствующие меры.
Цитирую: "…необходимо упомянуть полученный вами из средств общества многомиллионный беспроцентный заем на многолетний срок. Выпуск ваших мемуаров, на которые было потрачено более четырех миллионов тенге. Вашему сыну, по вашему распоряжению, передан в аренду ряд помещений, принадлежащих обществу, по очень низким ставкам - в десятки раз ниже рыночных, что позволяет получать вашим родственникам необоснованный доход, тем самым наносится прямой ущерб обществу, так как эти доходы могли бы быть направлены в том числе и на выплату дивидендов по акциям общества и помощь пенсионерам. Вместо этого на упущенные обществом доходы вы строите себе дома, коттеджи в курортных зонах, покупаете дорогие служебные иномарки себе и своим приближенным".
Завершить свое обращение к вам хочу личными вопросами.
Напомню, что из всех работающих до сегодняшнего дня ветеранов отрасли и акционеров вашей компании я имею самый большой стаж работы (с 1958 г). Как принято говорить: "Родина высоко оценила мой труд" - я удостоен многих почетных званий и наград.
Вы же набрались наглости обесценить его:
- вы долго "мурыжили" мое представление на получение персональной пенсии;
- два месяца я не мог получить от вас состоявшееся решение о назначении мне персональной пенсии республиканского значения;
- в последних своих мемуарах среди тысяч фамилий вы ни разу не упомянули не только начальников управлений треста, но и меня.
Вы единолично вычеркнули нас из истории отрасли и истории Казахстана. За что?
О дивидендах. Моя дочь и жена, проработавшая в дорожной системе около тридцати лет, имели суммарно 1106 простых акций вашей компании. За десять лет своего существования компания по этим акциям выплатила всего около 1000 тенге".
Наш корреспондент встретился с автором письма, чтобы расставить точки над "I".
- Жесткое письмо, Борис Павлович. Вы так не считаете?
- Жесткое, но объективное. За каждым словом стоит истина. Как отмечается в самом письме, главным поводом его написания послужило обращение ко мне ветеранов отрасли, моих бывших и нынешних сослуживцев. Но не только. Определенную роль в этом сыграли наши прежние отношения и игнорирование г-м Бекбулатовым моего первого обращения к нему в октябре 2003 года. В этом письме я в уважительном тоне информировал его о результатах своей работы по целому ряду перспективных программ и проектов. Сообщал о том, что их рассмотрел недавно с моим участием и одобрил глава государства г-н Назарбаев Н.А. В заключение я предлагал г-ну Бекбулатову рассмотреть вопрос интеграции разрозненных бывших подразделений Минавтодора в структуру, способную претендовать на солидные подрядные работы по реализации этих и других подобных проектов (в их число входило предложение, касающееся повышения качества и долговечности автомобильных дорог). К сожалению, за шесть прошедших месяцев г-н Бекбулатов не удосужился принять меня и рассмотреть внесенные предложения.
- Странные вещи рассказываете вы, Борис Павлович. Неужели к президенту страны оказалось легче попасть на прием, чем к президенту дорожной компании?
- Да, это так. И ничего удивительного в этом нет. Этот эпизод лишний раз подчеркивает, что нынешнее руководство "Казахстан Жолдары" создало для себя нечистоплотными методами мощные источники стабильных доходов, и никакие новые проекты, новые технологии их не интересуют. Так же, как интересы акционеров и ветеранов, интересы компании и государства. В подтверждение сказанного приведу такой факт. Несколько лет назад руководство компании создало ТОО "Казжолкурылыс" во главе с Жуковым В.Л. (одним из вице-президентов компании). При создании ТОО его учредителями стали: компания "Казахстан Жолдары" - 80%, Жуков - 15%. Долю в 5% отстегнули одной из самых "рабочих лошадок" компании - Акритидису Ю.Н. Спустя какое-то время господин Бекбулатов уговорил Акритидиса отдать свою долю какому-то высокопоставленному госчиновнику, который якобы будет лоббировать интересы компании. На деле все оказалось не так. Как выяснилось позже, никаким госчиновником и не "пахло". В результате проведенных манипуляций владельцами ТОО "Казжолкурылыс" в конечном счете стало руководство компании : Жуков - 40 %, Бекбулатов - 30 %, Алданиязов - 25% (5% для лояльного поведения выделили главному бухгалтеру ТОО). А куда же делся основной учредитель ТОО - компания "Казахстан Жолдары" (80%) со своими акционерами? Понятно, что их в очередной раз "кинули".
- А какова реакция г-на Бекбулатова и его окружения на ваше письмо? Как ведет себя руководство компании в ходе возникшего конфликта?
- И реакция, и поведение скверные. Руководство компании напоминает находящихся в агонии людей, предпринимающих судорожные и непродуманные действия: зачем нужно было выносить конфликт на страницы газет и экраны телевизоров (первый выход на СМИ принадлежит руководству "Казахстан Жолдары")? В нарушение действующих законов и общепринятых правил человеческой морали г-н Бекбулатов уволил всех неугодных членов правления (три человека из пяти) и ведущих специалистов компании. Г-н Бекбулатов не пожелал встретиться с акционерами компании или собрать по их просьбе внеочередное собрание для мирного урегулирования конфликта. Руководство компании окружило себя и свою семиэтажную "цитадель" усиленной охраной и не допускало в нее ни акционеров, ни ветеранов отрасли, ни восстановленных по решению суда членов правления и специалистов компании. Этот перечень "художеств" можно было продолжить, но хочется сказать о другом: совершает эти действия не какой-нибудь начинающий бизнесмен, а экс-министр.
- Что бы вы хотели сказать, Борис Павлович, в заключение нашей беседы?
- Первое: ОАО "Казахстан Жолдары" не только можно, но и крайне необходимо возродить и в интересах дела вновь сделать его лидером дорожной отрасли Казахстана. Для этого оно располагает огромным потенциалом. Необходимое условие для возрождения компании - смена руководства. Компанию должны возглавить профессионалы, стремящиеся не к инертному существованию, а к активной трудовой деятельности.
Второе: хочу коснуться вопроса о взаимодействии Промдорстроя с "Казахстан Жолдары" в период реформирования строительного комплекса страны. Промдорстрой попал тогда в пучину жесткого государственного рэкета. Правительство того времени отказалось оплачивать свои долги по объектам государственного заказа. Только по одному из них - брошенному на произвол судьбы недостроенному до сих пор универсальному спортивно-зрелищному залу на 10500 мест в г. Алматы непогашенный долг Промдорстрою составил порядка 2 млн долларов. Для погашения долгов по зарплате, бюджету и др. обязательным платежам власти рекомендовали Промдорстрою распродать свое имущество на аукционах и подвергнуть АО процедуре банкротства. Хочется напомнить, что подобное "решение" долговых проблем было в то время "коронным номером" правительства Кажегельдина по отношению к тем структурам, которые не входили в круг его личных интересов. "Казахстан Жолдары", будучи в то время государственной вышестоящей организацией Промдорстроя, сочло нужным "умыть руки", отказать в поддержке и бросить его на произвол судьбы.
Зато сейчас г-да Бекбулатов и Жуков, чтобы хоть чем-то "достать" меня как противника их "режима", банкротство АО "Промдорстрой" подают как мои личные "заслуги" (!!!). Хотелось бы спросить их: "Совесть у вас есть, господа?", но не делаю этого - сей вопрос по отношению к ним давно уже стал неуместным.
И последнее: многие ветераны когда-то четырехтысячного коллектива Промдорстроя оказались за "бортом" приватизации. Вопрос о переделе собственности они не ставят, они ставят вопрос о восстановлении справедливости. В какой форме? Думаю, что на этот вопрос должно ответить руководство "Казахстан Жолдары".
СПРАВКА "ЭК"
ЯГЛИНСКИЙ Борис Павлович - персональный пенсионер Республики Казахстан.
Работал в должности главного инженера главка "Каздорстрой", а затем более 25 лет - в должности главного инженера, управляющего (президента) генподрядного треста (ОАО) "Промдорстрой" принимал участие в строительстве Дворца Республики, спорткомплекса "Медео", аэродромного комплекса Алматы, Центрального концертного зала, горнолыжной базы "Чимбулак", гостиницы "Медео", завода "Гидромаш", жилых домов, ресторанов, магазинов, школ и дошкольных учреждений, промышленных предприятий, автомобильных дорог, городских улиц, площадей и скверов - всего более 500 объектов.
Удостоен званий лауреата Государственной премии СССР в области науки и техники, лауреата премии Совета Министров СССР, заслуженного строителя Казахстана.
Награжден двумя Почетными грамотами Верховного Совета республики, орденами и медалями. |