Федор ПОПОВ, "Око", 9 апреля
В противном случае, убеждены они, реализация многих текущих программ окажется под угрозой срыва. Весьма проблематично будет выполнить решение о направлении финансовых ресурсов на капитальный ремонт 34 аварийных школ и укрепление материально-технической базы 100 сельских врачебных амбулаторий. Тут бы обеспечить исполнение бюджета, включающего в себя регламентированные законодательными актами затраты! Придется урезать и бюджет развития, превышающий сегодня три млрд. тенге. А это, по глубокому убеждению местных депутатов и поддержавших их мажилисменов, "не позволит реализовать основные приоритеты послания Главы государства народу Казахстана, может послужить причиной социального взрыва", что само по себе - вещь, прямо скажем, малоприятная, а в период подготовки и проведения выборов в парламент и вовсе крайне не желательная.
Как же преуспевающий в экономическом и социальном плане регион дошел до жизни такой? Заметим, бюджет области за последние три года вырос в 2,5 раза (с 10,1 млрд. тенге в 2000 году до 25 млрд. тенге в 2003-м), несмотря на потерю 5 млрд. тенге в результате изменений в законодательстве. В текущем году сохраняются темпы роста объемов промышленной продукции, они выше среднереспубликанского уровня. Увеличивается добыча природного газа, конденсата, сырой нефти. К 23-процентной отметке приближается доля обрабатывающей промышленности. Уровень инфляции остается самым низким среди регионов республики.
И вот доходную часть бюджета, как заявил заместитель акима области М. Абдрахманов, приходится сокращать с 20,6 млрд. тенге до 14,6 млрд. Марат Маулетжанович привел на этот счет веские доводы. В 2003 году произошло резкое снижение инвестиций в Карачаганакское газоконденсатное месторождение в связи с завершением строительства перерабатывающего комплекса, установки ГП-2 и трубопровода Карачаганак - Большой Чаган - Атырау. Другими словами, была завершена вторая фаза разработки месторождения. Высвободилось около 10 тыс. работников, получавших сравнительно высокую заработную плату. В виде социального и подоходного налога в бюджет попадало от двух до трех млрд. тенге. Этот источник иссяк.
Местные власти возлагали большие надежды на следующую, третью фазу разработки Карачаганака, которая по основному договору о разделе продукции (ОСРП) должна была развернуться уже в конце 2003-го - начале 2004 года. Но реализация газового проекта по объективным причинам затягивается. Назывались сроки начала строительства ГПЗ в 2004 году. Сейчас они перенесены на 2005-й. Крупные налоговые отчисления в бюджет пойдут, скорее всего, где-то в 2006 году.
А пока в первом квартале на Карачаганаке освоено всего 11 млрд. тенге инвестиций, что вдвое меньше соответствующего периода прошлого года. Но это до начала строительства ГПЗ еще можно было как-то пережить. Главная проблема сегодня в другом. В прошлом году в Налоговый кодекс были внесены изменения. С 1 января 2004 года многие подрядчики, занятые на разработке месторождения, уплачивают подоходный индивидуальный и социальный налоги по месту регистрации своих головных предприятий в Алматы и Атырау. В результате область теряет еще около трех миллиардов тенге в год.
Конечно же, в сложившейся ситуации можно упрекнуть местные исполнительные и представительные органы власти. Возможно, они позабыли об истине, требующей жить по средствам. Более или менее обоснованный бюджет был внесен акиматом области на рассмотрение маслихата 13 января. Его приняли. Но потом понеслись изменения и дополнения. В первом квартале доходная и расходная части бюджета менялись в сторону увеличения несколько раз. Зачем? Для того чтобы по итогам первого квартала подсчитать дефицит бюджета в 6 млрд. тенге и ошарашить этой цифрой правительство? Предвижу возражения, которые сводятся к одному аргументу: хотели как лучше. Да теперь и отступать некуда. Программы разработаны, утверждены, согласованы с республиканскими ведомствами. И спасти положение могут только субвенции из республиканского бюджета. |