Ирина Несова, "Комсомольская правда - Казахстан", 15 апреля
В прошлом номере "Комсомолки" мы сообщали о том, что аттракционы в этом сезоне не прошли проверку на прочность.
Традиционно весной их осматривали специалисты службы ЧС. Но в этот раз хозяева парков запустили карусели без согласования с ними. Любители прокатиться с ветерком должны иметь в виду, что безопасность многих аттракционов - под большим вопросом. Некоторые из них давно изжили свой срок эксплуатации. К примеру, все три колеса обозрения - в парках им. Горького и "Family" - работают с 70-х годов прошлого столетия.
Достаточно старые также "Ромашки", качели-лодочки и "Сюрпризы". Их периодически перекрашивают и подкручивают гайки, но 100%-ную гарантию безопасности никто не дает - ни владельцы, ни спасатели.
Именно об этом думала я, когда повела в парк свою племянницу. Детям не объяснишь, что карусель может быть опасной. Колесо обозрения в парке "Family" стоит еще со времен моего детства. Тогда это был самый популярный аттракцион - красивые кабинки, маленькие стульчики и, конечно, возможность увидеть город с высоты птичьего полета.
Сейчас о красотах не думается вовсе: напрягаешься от скрипов, постоянно бросаешь взгляд на цепь - хорошо ли смазана? И нервы на пределе - только бы не раскачать кабинку, в которой сидишь.
В парке им. Горького на таком же колесе я едва не потеряла сумочку - она на высоте провалилась через прохудившееся сиденье. Сразу подумала: "А если бы здесь сидел маленький ребенок?"
В руках были билеты на посещение еще одного любимого с детства аттракциона - "Сюрприза". Но, честно признаюсь, решила не рисковать, услышав жуткий скрип и "чих" "Сюрприза", будучи еще наверху в кабинке "чертова" колеса. Билеты, естественно, пропали… Без особого сожаления мы с ребенком пошли есть мороженое - это безопаснее.
Настоящим стало наследство прошлого
Во времена СССР у каруселей был один владелец - Министерство культуры. Сейчас хозяев несколько. Юридически аттракционы принадлежат собственникам парков. Но они вряд ли возьмут на себя ответственность в случае трагедии. Ведь алма-атинские аттракционы - явление без нормативной базы. К примеру, администрацию парка им. Горького представляют несколько человек, каждый из которых отвечает за различные виды развлечений, и ни один - за карусели. По крайней мере, так пояснили сами работники парка, которые, кстати, не знают даже фамилию своего директора. Не удалось познакомиться с руководством парков и корреспонденту "Комсомолки".
"Посадчики" должны знать механизм карусели на все сто
Работник карусели, или иначе "посадчик" (тот самый, который проверяет билеты), прежде чем приступить к своим обязанностям, должен пройти специальное обучение: вызубрить технику безопасности и строение механизма, чтобы потом на глаз определять, где и почему заскрипела карусель и чем это может грозить. Это в идеале. Сегодняшних "посадчиков" сложно назвать квалифицированными специалистами. Это, как правило, молодые люди, желающие заработать в летний сезон. Сколько лет качелям, каково их техническое состояние и что делать, если кто-то упадет, - на эти вопросы ни один из них ответить не смог. А в ответ на вопрос о технике безопасности попросили обратить внимание на плакат, где написано, какие предметы нельзя с собой брать на аттракцион...
- Был случай, - вспоминает чеэсник Александр Климов, - когда ребенок упал с резинового надувного аттракциона, его выкинуло за борт, и он сильно ушибся. Дело в том, что там надо было съезжать, а "посадчик" не объяснил детям, как нужно правильно пользоваться аттракционом. После этого случая в целях безопасности возле надувной карусели положили маты. Но ведь такой ситуации можно было избежать…
Досье "КП"
Три года назад произошел несчастный случай в парке "Айя". Во время вращения с аттракциона сорвалось кресло вместе с ребенком. Очевидцы говорят, что погибшую девочку нашли в районе речки Весновки. Трагический эпизод впоследствии замяли.
Компетентно
Александр Климов, начальник инспекции по надзору за подъемными сооружениями городского департамента ЧС:
- Ни в одном регионе Казахстана не проверяют карусели и не следят за ними должным образом. Аттракционы сейчас бесхозные, ими никто не занимается. Нет ни документов, ни новых нормативов. Только алма-атинская служба занимается ими, правда, в той мере, насколько позволяет специфика ЧС. Каждый раз перед открытием сезона мы осматриваем аттракционы, но фактически они нам не подконтрольны. Хотя, если что-то случится, всю вину свалят именно на ЧС. Мы до сих пор пользуемся устаревшими нормативами, теми, что достались нам еще со времен Союза. А правила техники безопасности появились в 1996 году.
Рассуждать об ответственности мешает и само определение: аттракционы - экстремальный вид отдыха. Поэтому пока степень безопасности определяет тот, кто покупает билет на быстровращающийся механизм. |