Елена Пак, "Известия-Казахстан", 20 сентября
Десятки, сотни, тысячи детей успели проучиться по книгам, которые в этом году все-таки изъяли из учебного процесса. Еще 169 учебников направлены на редакторскую правку и доработку. До каких пор наши дети будут учиться по книгам, которые завтра могут признать "неудачными", неясно. Грядет переход на 12-летнее образование, где школьников снова ожидает другая литература, теперь, наверное, уже не "нового поколения", а "новейшего".
В прошлом году после жесткой президентской критики 203 наименования отечественных учебников нового поколения с 1-го по 8-й классы были подвергнуты экспертизе. Проверяли учебники не абы как - к работе привлекли самые светлые головы: 234 специалиста, в том числе 48 докторов наук, 186 кандидатов и 40 старших преподавателей из двадцати вузов и научно-исследовательских институтов республики.
Что получилось в итоге? По приказу министра образования Бырганым Айтимой от 14 марта 2005 года 87 наименований учебников для школ с казахским языком обучения и 82 - с русским направлены на редакторскую правку и дополнение. 14 наименований вовсе изъяты из учебного процесса! Это "Алгебра" (7-й класс), "Технология" (5-6-е классы), "Физкультура" (5-7-е классы) и "Казахский язык" для пятого и седьмого классов. Вместо них в этом учебном году используется альтернативная литература, а на издание учебника "Казак тiлi" в августе был объявлен тендер.
- Причем руководителями авторских групп изъятых учебников являются доктора наук и профессора, - подчеркнула в интервью корреспонденту "Известий-Казахстан" директор РГКП "Республиканский научно-практический центр "Учебник" Алма Абылкасымова. - По идее, учебники должны были пройти апробацию, а потом выйти массовым тиражом. Если во время апробации по ним были какие-то замечания, то они, видимо, во внимание не брались. Все это курировала Казахская академия образования имени Алтынсарина, но она со своей задачей координирующего центра не справилась.
Научно-практический центр "Учебник" был создан в марте нынешнего года. Он должен проводить постоянный мониторинг качества учебников, создать банк данных экспертов из числа ведущих ученых по отраслям науки, методистов, учителей-предметников высшей категории, а также изучать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный опыт по разработке и изданию учебников и учебно-методической литературы. Именно в этом центре будут ставить гриф "Рекомендовано" на те учебники, которые успешно пройдут апробацию. Учебники для 12-летней школы (напомню, что переход на новую модель образования начнется в 2008 году) также будут получать одобрение в этом центре.
Для "двенадцатилетки" разрабатываются совершенно новые учебники, по некоторым из них уже занимаются, например, младшеклассники в экспериментальных классах.
- Учебники, разработанные центром 12-летнего образования, постепенно вводят в школах, где проводится эксперимент по переходу на новую модель, - рассказала Алма Абылкасымова. - Что-то в этих учебных материалах оправдано, что-то - нет, некоторые учебники мы в корне переделываем, а многие находят прописку в учебном процессе.
Для работы над учебниками "новейшего поколения" приглашали в основном специалистов методических кафедр вузов и школ. Среди них есть и авторы с опытом, которые участвовали в предыдущей разработке учебников для одиннадцатилетней школы. Конечно же, за исключением тех, чьи книги были изъяты из учебного процесса.
- Вы не боитесь, что и в новых учебниках для двенадцатилетней школы будут допущены ляпы и ошибки? - спросила я.
- Могут быть, - честно ответила директора центра "Учебник". - Всякое может быть, это же не зависит от одного человека.
От одного человека действительно зависит немногое. Мне, например, очень не хочется отдавать своего ребенка в 12-летнюю школу (но, очевидно, придется), потому что истина "на ошибках учатся", к сожалению, слишком часто стала применяться к нашему образованию. И если через несколько лет выяснится, что те или иные реформы нужно было проводить несколько иначе… конкретные дети к тому времени уже пройдут часть экспериментального пути, и допущенные кем-то ошибки им придется исправлять уже самим.
Без доставки на дом
Мало того, что учебники нового поколения, ставшие уже притчей во языцех, не выдерживают никакой критики, так они еще и вовремя не поступают к школьникам. Девятый год издательства, выигравшие тендер, выпускают учебники нового образца, и все девять лет они не попадают на парты учеников к 1 сентября. Это уже стало своего рода аксиомой, точно такой же, как раньше мы получали все необходимые книжки в библиотеке за 5-6 дней до начала учебного года.
При этом обеспечить учебниками на сто процентов бюджет может только ограниченное количество учащихся - из многодетных и малообеспеченных семей, интернатных учреждений, а также детей-сирот. Остальные должны покупать учебники за свой счет. И даже в этом случае родителям не всегда удается найти в магазинах всю необходимую литературу. Ее просто нет на прилавках магазинов. В полной мере не получают учебников даже сами учителя.
- Мы держим на контроле вопрос обеспечения школ учебниками, - заявил заместитель директора департамента общего среднего образования МОиН Жумажан Жукенов. - Возможно, в некоторых районах с этим есть проблемы. Закупом учебников занимаются местные бюджеты, транспортировку и доставку осуществляют компании, выигравшие тендер, а они, может быть, не всегда справляются с объемами. В целом же, по нашей информации, к концу августа все учебники были завезены в розничную торговлю. |