NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 01:37 ast
23:37 msk

Бедная Муза
Похоже, казахстанскому балету грозит судьба туркменского. Артисты ГАТОБа имени Абая не вышли на сцену, чтобы зрители, наконец, увидели подлинный смысл трагедии, которая вершится не в свете софитов, а в реальной жизни
05.03.2007 / скандалы

Ирина Гайкалова, "НП", 2 марта

Все случилось спонтанно, никто заранее не планировал бастовать, срывать премьеру, звать прессу и выставлять требования администрации. Как говорят артисты, это был ответ на несправедливость, скорее, эмоциональный, чем рациональный. Поводом послужил, на первый взгляд, не самый страшный факт: почти два месяца артисты не получали заработную плату. В тот день они решили спросить у администрации, когда же получат свои деньги. Говорят, директор театра поначалу попытался от разговора с артистами уйти.

"Артистам было сказано, что директора нет на месте, хотя он находился в своем кабинете, - рассказывает Алексей Сафронов, солист театра. - Позже он все-таки встретился с артистами, разговаривал грубо и никак не попытался сгладить ситуацию". В ответ артисты не стали одеваться к выходу на сцену. Премьера "Жизель" в тот день не состоялась. Зрителям было объявлено, что спектакль отменяется "по техническим причинам". "На самом деле это были не технические причины, а вполне человеческие: люди не захотели выходить на сцену", - говорит Алексей.

Это случилось 9 февраля. 14 февраля артистам все-таки выдали оклад плюс тридцать процентов надбавки, обещанной государством, но надбавок за стаж и мастерство, которые существовали внутри театра, почему-то всех лишили. Получилось, что артисты балета получили меньше, чем гримеры. Эта несправедливость явно не способствует созданию творческой атмосферы, а рождает только злость и разочарование.

Выданная зарплата не решила проблем и не сгладила напряжение.

Конфликт назревал давно, его просто старательно не замечали ни в администрации театра, ни в Министерстве культуры, куда все последние годы артисты пытались достучаться со своими проблемами. Начнем с того, что артисты балета получают от 20 до 34 тысяч тенге в месяц. На приобретение спецформы, в которой надо работать каждый день, уходит львиная доля мизерной заработной платы: одна пара пуантов стоит 1500 тенге, а их нужно как минимум две в месяц, купальник - двадцать долларов и так далее.

Двухмесячная задержка этого отвратительно низкого оклада грозит многим серьезными неприятностями: одни не могут оплатить детский сад, и детей артистов балета отчисляют из детских садов, другие не способны купить лекарства больным детям.

Что говорить о здоровье самих артистов, которое требует неусыпного внимания. На него уже не обращают внимания. Организовать в театре медицинскую помощь тоже никто не стремится, а ведь артистам балета постоянно необходим врачебный контроль. Как решать при такой заработной плате жилищные проблемы, тоже неизвестно. При этом многие артисты с семьями ютятся в убогих комнатушках общежитий. Вспоминается в этой связи трагическая история молодого талантливого артиста балета Дастана Чиныбаева, скончавшегося в прошлом году в Германии. Уже после смерти юноши стали известны подробности его личной жизни, которую он не афишировал и которая, по большому счету, никого не интересовала. Оказалось, что молодой талант жил с матерью в убогой комнате общежития, и никаких надежд на приобретение иного жилья в Казахстане у него не было. Дастан уехал работать в Германию, где умер без своевременной медицинской помощи, без какой-либо поддержки - в возрасте 21 года.

После того как на родине артиста журналисты рассказали о материальных и жилищных проблемах скончавшегося артиста, матери дали жилье.

Задаешься страшным вопросом: неужели только такой может быть цена государственного внимания?!

И последнее в этой истории: по словам артистов, администрация ГАТОБа отказывается вешать портрет Дастана Чиныбаева в фойе: он-де уехал от нас, а значит, и никаких почестей ему здесь не полагается. Артисты принимают этот факт как закономерность при существующем отношении к ним.

Артисты рассказывают: все, что касается их работы вне стен театра, воспринимается администрацией в штыки.

"В любом театре мира так поставлена работа: артисты, работающие в театре, заключают контракты в других театрах, ставят в известность свою администрацию, которая и составляет планы работы, спектаклей, руководствуясь этими данными, сроками отсутствия артистов и так далее, - рассказывает Асель Мусинова, солистка театра. - У нас же любое желание поработать где-либо в другом месте воспринимается как предательство. Нам говорят: сначала напиши заявление об уходе, потом иди работать в другое место. Разве это нормально? Люди не понимают того, что человек представляется артистом театра имени Абая, он пропагандирует имя театра по всему миру! Это какая-то зашоренность в местнических интересах. Нет цивилизованного менеджмента, нет контрактной системы. Артисты за рубежом помимо оклада получают гонорар за каждый выход на сцену: ты переработал - тебе заплатили, ты кого-то заменил - тебя поощрили. У нас этого нет. Лейла Альпиева, например, заменила в этом месяце артистку, которая заболела, станцевала и ничего за это не получила".

Закостенелые традиции, нежелание что-либо менять в театре, отсутствие цивилизованного менеджмента - вот что мешает, по мнению артистов, двигаться вперед.

"Основная причина нашего невыхода на сцену - это деньги и отношение к нам руководства, - говорит Асель. - Если прежний директор умел нивелировать проблемные ситуации, был дипломатичным по отношению к нам, знал проблемы, то нынешнее руководство никакой дипломатии не проявляет. Нынешний директор, несмотря на свое консерваторское образование, обычный чиновник. На первых порах он пропагандировал "человеческий фактор", но в тот раз он повел себя очень неэтично по отношению к людям".

"Известно, что у театра есть свой счет, есть аренда, за которую платят от миллиона до полутора миллионов тенге за вечер. Куда идут эти деньги? Никто не знает! Мы чувствуем себя заложниками в театре, дискриминируемыми людьми", - говорит Асель. Никто не попытался до сих пор развеять это ощущение у артистов. Когда они попросили свои трудовые договоры, в отделе кадров им отказались их выдать. Почему - неизвестно.

Артисты изложили свои вопросы и требования в коллективном открытом письме к министру культуры и информации Е.Ертысбаеву. Это далеко не первое письмо, которое артисты пишут в "верха" все последние годы. Однако ни на одно из них они так и не получили ответа - то министр сменился, то потерялось послание. Они надеются, что последнее не пропадет в недрах министерства, несущего ответственность за развитие и поддержку культуры в нашем государстве. Наша газета тоже ждет этого ответа: мы будем держать в курсе происходящих событий в ГАТОБе имени Абая.

Самый главный и больной вопрос для артистов балета - пенсия. У них нет специальных льготных пенсий, им приходится работать до 63 лет, как самым обычным людям. В результате многие просто ходят на работу в ожидании пенсии долгие годы. Артист балета в 63 года - печальное зрелище...

Артисты считают, что в театре кризис кадров: на большие постановки не хватает людей.

В театрах такого уровня, как ГАТОБ, в балетной труппе должно быть 150 и больше человек. Сегодня артистов балета в театре 75 человек, но танцует из них только около пятидесяти. Если сегодня из театра начнут уходить, что ждет его завтра?

То, что случилось в старейшем театре страны 9 февраля, можно расценить как последний довод бедного артиста в защиту своего человеческого достоинства. А может, нашим чиновникам попросту перестать лицемерить и пытаться изображать светское современное общество? И взять пример с Туркмении. Как известно, наш покойный сосед туркменбаши легко решил все проблемы - просто запретил этот вид искусства как ненужный. Мы же идем другим путем: долго и упорно вытравляем его своим равнодушием, убиваем невниманием, обрекаем на нищету и забвение. Что страшнее?

* * *

Комментарий

В среду директор ГАТОБа имени Абая Ержан Абдрахманов, к которому мы обратились с просьбой о комментарии сложившейся ситуации, ответил на вопросы "НП"

- Ержан Ахметович, хотелось бы узнать ваше отношение к произошедшему 9 февраля. Есть ли у вас принципиальные возражения против позиции артистов, которые не вышли на сцену в день спектакля?

- По-человечески я их понимаю. И, как бывший артист, прекрасно понимаю их чувства по поводу несвоевременной выплаты зарплаты. Хочу добавить, что не только наш театр оказался в такой ситуации. С этической точки зрения, мы все - и администрация театра, и труппа балета - должны были все же найти согласие и не подводить нашего зрителя. Я сожалею, что эта цепочка - невыплата зарплаты, негативные эмоции и ультимативные требования артистов - привела к столь неприемлемому для любого театра итогу.

- Решает ли администрация театра проблему повышения заработной платы артистов?

- Как генеральный директор театра, я с первого дня поставил этот вопрос одним из главных пунктов возрождения театра. Но согласитесь, что его решение не находится в моей прямой компетенции. Есть еще правительство, парламент и бюджетная стратегия, по которой, вероятно, в кардинальном повышении выплат денежных средств нуждаются участники войны, пенсионеры, многодетные семьи, не говоря уже о больных детях. Тем не менее, я считаю, принципиальное повышение окладов артистам всех категорий сегодня - задача, посильная для нашей страны

- Предпринимаются ли какие-нибудь меры к решению других проблем артистов: выплате премий, выдаче спецформы, медпомощи?

- Проблемы наших артистов я вижу как целостный комплекс вопросов: это и премии, и спецформа, и социальная медицинская защита артистов, сюда бы я добавил и вопрос о принятии специальной программы по адресной ипотеке для артистов. Этого и намерен добиваться, пока я остаюсь на своем посту. Добавлю, что этими вопросами занято и Министерство культуры и информации РК.

- Разделяете ли Вы мнение артистов, что сейчас в театре отсутствует современный менеджмент и это тормозит развитие театра? Что вы предприняли с приходом на должность директора для дальнейшего роста театра?

- Генеральным директором ГАТОБа имени Абая я являюсь лишь полгода и пришел для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, чтобы театр встал на ноги в условиях рыночной экономики. С этой целью разработана среднесрочная программа по развитию театра до 2012 года на примере ряда ведущих театров в СНГ и Европе. Здесь рассматриваются вопросы не только достаточного финансирования, но и новая художественная стратегия, которая включает в себя спектакли с достойным репертуаром, гастроли по ближнему и дальнему зарубежью. Думаю, что недавняя премьерная постановка оперы "Турандот" и предстоящая премьера балета "Легенда о любви" великого Юрия Григоровича - это только первые шаги комплексной программы возрождения театра. Главное: высокохудожественный репертуар с первоклассными исполнителями и авторами, их соответствие мировым стандартам оперного и балетного искусства. Моя точка зрения: сегодня необходимо научиться сохранять терпение и делать свое дело; как все граждане страны, уходить от ультимативного принципа во всем - в искусстве, политике и повседневной жизни. В заключение еще раз хочу принести свои извинения зрителям.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабство в погонах 29.03.2007
"Деза" от "правды" 29.03.2007
Южная столица избавляется от легендарных голубых елей 25.03.2007
ВИЧ-зараженные дети: количество растет… 21.03.2007
Акимат там правит бал 19.03.2007
Верхи не могут 19.03.2007
Парк кое-кого 19.03.2007
Слишком хороши для Алматы 19.03.2007
Застройщик наносит ответный удар 19.03.2007
"Я буду голодать до конца!" 19.03.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz