Айнур БАЛАКЕШОВА, "Литер", 30 ноября
Распространенное департаментом образования в средних школах издание оказалось абсурдным и противоречивым. Словом, толковый словарь оказался бестолковым. Почему словарь с огромным количеством грамматических, стилистических и логических ошибок чиновники от образования допустили к тиражированию и распространению в школьных библиотеках, осталось неясным. Липовый словарь разоблачили ученики сразу нескольких школ города, которые и поделились информацией с журналистами.В ситуацию вмешались и представители департамента социальной защиты населения, на грант которого безработный педагог издала словарь, наделавший столько шума. Теперь они выясняют, как такое могло произойти.
Словарь "для учителей, учащихся, студентов и родителей" уже передан во многие школьные библиотеки. Но при детальном изучении в этом издании было обнаружено много ошибок, несоответствий и элементарных противоречий. Так, например, к разделу "Органы человека" отнесен хвост, а к внутренним органам – кожа.
– Словарь поделен на главы, – говорит ученица 9-го класса Наталья Федосеева. – И в каждой главе – перечисление слов и их перевод на русский язык. Например, к категории хищных зверей отнесен дракон. Разве дракон существует? А бородавка – это часть тела в области талии. Арбуз – это овощ.
Не желая учиться языку по абсурдному словарю, ученица и ее родители обратились с жалобой в департамент образования, руководство которого выслушало претензии школьницы и схватилось за голову. Чиновники смутились: как образовательное ведомство допустило выпуск в тираж словаря с таким огромным количеством ошибок? Они даже обнаружили в словаре признаки нарушения закона: автор без разрешения использовала имя рецензента из Института повышения квалификации работников образования, тогда как экспертный совет так и не дал положительной оценки ее деятельности.
На использование словаря в школах был тут же наложен запрет, все экземпляры в срочном порядке отозваны из школьных библиотек.
Автором словаря является учитель казахского языка Гульсым Батырбекова. Прокомментировала скандальную ситуацию вокруг своего творения женщина охотно.
– Когда я предложила разработать и выпустить этот словарь, чиновники меня не поддержали, сославшись на отсутствие в бюджете денег на оплату услуг типографии, – говорит Гульсым Батырбекова. – Тогда я сказала, что смогу самостоятельно отыскать необходимые средства. Я знаю, какой словарь нужен школьникам. Я сама много лет работала учителем казахского языка.
Чтобы окупить вложенные средства, Батырбекова сначала продавала словарь знакомым и соседям. Позже ее труд лег на полки библиотек.
– Ну и что, что есть ошибки. От них никто не застрахован, – спокойно заявила автор словаря. – Вы посмотрите на учебники, утвержденные Министерством образования.
Справедливости ради стоит отметить абсурдность, порой встречающуюся в более авторитетных и недавно изданных школьных учебниках, в которых утверждается, что Солнце крутится вокруг Земли, а талибы названы талибанами. Если наука давно доказала, что саки внешне имеют европеоидные черты лица, то авторы учебника истории Казахстана изобразили их с явно монголоидными лицами. Вот и думай после этого, где правда. А скоро ученикам поступать в вузы. Ведь кроме выбора правильного варианта ответа в тестовых заданиях школьникам придется гадать, из какого учебника брались эти вопросы.
Чтобы облегчить процесс обучения, карагандинские учителя составляют конспекты лекций по каждой теме урока. А потом рассказывают школьникам, как на самом деле было в том или ином столетии. На вопросы любопытных школяров, почему в современных книгах столько ошибок, педагоги только разводят руками. |