Тохнияз КУЧУКОВ, "Время", 6 февраля
В "здоровой семье" национального перевозчика назревает очередной скандал. 9 января две сотрудницы "Эйр Астаны", Наталья ИШАМКУЛИЕВА и Рената ТАСБЕРГЕНОВА, подали на компанию иск в суд. Бортпроводницы считают, что их уволили незаконно.
По словам Натальи Ишамкулиевой, позвонившей к нам в редакцию, на то, чтобы избавиться от нее и Ренаты, руководству авиакомпании хватило всего 15 минут.
- Хотя, как правило, кандидату на "вылет" сначала предъявляют серьезные нарушения: у него должны быть выговоры, проблемы с дисциплиной. А меня просто уволили 15 октября - и все. Я больше 20 лет летала, последняя должность - специалист отдела планирования экипажа бортпроводников...
В отличие от Натальи Рената сразу же дала понять, что знает причину своего увольнения. Осенью прошлого года группа начинающих стюардесс и тренеры из "Эйр Астаны" прибыли во Франкфурт на обучение.
- С первых же дней, - рассказывает Рената, - тренеры стали напиваться, шумели в номерах, а по ночам стучались в комнаты девушек. Бывало, тренеров на руках заносили в номера, так сильно они напивались. Мы были вынуждены ночевать по три-четыре человека в номере, чтобы избежать приставаний. Естественно, администрация гостиницы направила претензии руководству компании. Как только мы вернулись, прямо с самолета меня вызвали на ковер.
Начальник отдела кадров Евгения НИ, начальник службы бортпроводников Рада САГАДИЕВА и вице-президент по наземным службам Фред ГОРМАН стали, по словам Ренаты, выяснять у нее все детали инцидента в гостинице.
- Я все рассказала, как было, - вспоминает Рената, - что ко мне в номер приходили девушки, они просто рыдали, не зная, куда деваться от беспредела тренеров. Вместо обучения нас пытались напоить, а вечером... Ну, сами понимаете. Все это я сообщила руководству, и меня... 28 ноября уволили.
Теперь, оставшись не у дел, женщины пытаются с помощью Фемиды восстановиться на работе и получить в качестве компенсации за моральные издержки годовую зарплату. А пока суд да дело, охотно рассказывают газете о нравах и обычаях "родной" авиакомпании. Оговоримся сразу: выслушав девушек, мы попытались достучаться до руководства "Эйр Астаны", чтобы, так сказать, "обналичить" услышанное - о якобы массовых нарушениях трудового законодательства; о вылетах в рейсы без страховки; о вопиющей разнице в зарплате казахстанских и иностранных специалистов и т.д. и т.п.
Однако наш воздушный монополист, как выяснилось, отнюдь не блещет прозрачностью. Неоднократные попытки корреспондента газеты "Время" получить комментарий от кого-либо, хотя бы отдаленно похожего на "лицо, принимающее решение", привело в пресс-службу "Эйр Астаны", а точнее, к директору по связям с общественностью Бэлле ТУРМЫШЕВОЙ. Впрочем, ее краткий ответ больше напоминал отповедь:
- Наша компания никого не увольняет по каким-либо причинам, за исключением дисциплины. Поскольку обе девушки подали на нас в суд, до судебного решения мы ничего прокомментировать не сможем...
Поэтому нам не оставалось ничего другого, кроме как верить Ренате с Натальей на слово...
- Летчики и проводники летают практически без отдыха, - утверждает Тасбергенова. - Нам положено два выходных в неделю, а дают всего два дня в месяц. По закону на свадьбу или похороны должны давать пять суток, у нас же отдыха нет даже по таким уважительным причинам.
По словам Ренаты, столь жесткие порядки установлены отнюдь не президентом "Эйр Астаны" англичанином Питером ФОСТЕРОМ. За него все решают главный кадровик и шеф службы проводников.
- Все договоры о приеме-увольнении, финансовые документы, которые должны просматриваться и подписываться только президентом, а в его отсутствие - вице-президентом, - говорит Наталья, - готовит Евгения Ни, начальник отдела кадров. У нее есть факсимиле президента, она и ставит все печати и подписи. Получается, что президент о многих вещах просто не знает: кого он принял, кого уволил, повысил в должности и т.д. Фостер на все вопросы так и отвечает: "Не знаю".
Признаться, последнее утверждение экс-стюардессы нас несколько озадачило. Ведь согласно интервью президента "Эйр Астаны", опубликованному в одном из номеров Tengri (бортового журнала авиакомпании), Питер Фостер получил прекрасное образование в самых престижных учебных заведениях туманного Альбиона, работал в компаниях с мировыми именами. Такому человеку явно не пристало довольствоваться ролью свадебного генерала. Однако подтвердить или опровергнуть слова его бывшей сотрудницы у самого г-на Фостера оказалось делом таким же затруднительным, как и достучаться до небес...
Между тем наши героини утверждают: все, о чем они поведали газете, можно найти в их письмах, направленных руководству госхолдинга "Самрук", управляющего госпакетом акций "Эйр Астаны", а также депутатам парламента.
- Зарплаты выдаются с опозданием, иной раз недоначисляются суточные, разница в окладах большая, - загибает пальцы Рената. - Вот у меня, например, 58 800 тенге. На руки получаю 47 тысяч. А некоторые работники получают чистыми несколько сотен тысяч тенге в месяц. Иностранцы тоже получают намного больше, при этом у некоторых есть проблемы с документами, необходимыми для пребывания и работы в Казахстане. Летчику-иностранцу компания снимает жилье по арендной цене до 4 тысяч долларов в месяц, выплачивает суточные. Иностранцы чаще повышают квалификацию за рубежом, а нашим специалистам туда дорога заказана. Кроме того, мы летаем без страховок.
Услышав об этом, мы предприняли очередную попытку дозвониться в "Эйр Астану", на сей раз - в ее бухгалтерию. Однако там отказались что-либо комментировать без разрешения начальства.
По словам бывших стюардесс, в этом году у многих казахстанских летчиков заканчивается пятилетний контракт и некоторые из них собираются уходить в другие компании.
- Я написала заявления в транспортную прокуратуру, в департамент труда по Алматы. Сейчас в компании начались проверки, - резюмирует свой невеселый рассказ Наталья Ишамкулиева.
От редакции Признаться, после откровений обиженных девушек у нас сложилось ощущение некой раздвоенности. Как будто в Казахстане два национальных авиаперевозчика под одним и тем же именем. Об ошеломляющих успехах одного взахлеб сообщают информагентства: тут вам и рост количества перевезенных пассажиров (в минувшем году компания приняла под свое крыло 2,13 млн. человек), и существенное увеличение парка воздушных судов, и поражающие воображение доходы (только в минувшем году операционная прибыль авиакомпании выросла почти наполовину).
Но есть, оказывается, еще одна "Эйр Астана", о которой рассказали наши героини. Та, другая, компания держит казахстанских сотрудников в черном теле. Спрашивается, какая же из них настоящая?
Хотя, если вспомнить о том, что "Эйр Астана" - фактически монополист на казахстанском рынке авиаперевозок, этот дуализм совсем не удивляет...
А в ответ - тишина
Как мы уже писали, в Атырау перед самым вылетом со своим экипажем в Амстердам умерла 27-летняя стюардесса авиакомпании "Эйр Астана" Алтынай САУКИМБАЕВА (см. "Странная смерть стюардессы", "Время" от 24. 1. 2008 г.). В больницу ее доставили 1 января в очень тяжелом состоянии, и три дня спустя она скончалась. После вскрытия местные патологоанатомы вынесли вердикт: причиной смерти стало обострение хронического пиелонефрита - заболевания почек, которым якобы страдала молодая женщина. Однако специалисты врачебной летной экспертной комиссии (ВЛЭК) однозначно заявили нашему корреспонденту: все члены экипажей, включая стюардесс, проходят регулярные обследования, и ВЛЭК никак не может "проморгать" хроническое заболевание, подобное пиелонефриту. Авиакомпания "Эйр Астана" до сих пор не сделала никакого официального заявления в связи со странной смертью своего сотрудника. |