"Central Asia Monitor", 7 марта
Клиент всегда прав, когда не требует своих прав. В истинности этого постулата третий год подряд убеждаются обитатели элитного жилого комплекса, расположенного в центре Алматы на пересечении проспекта Достык и улицы Жолдасбекова. Платя баснословные деньги фирме, аффиллированной с компанией-застройщиком комплекса и заменившей собой стандартный КСК, жильцы пяти двадцатиэтажек не только вынуждены самостоятельно справляться с бытовыми сложностями, но еще и ежедневно рисковать жизнью. Однако, терпение лопнуло…
Камнем преткновения стала деятельность ТОО "Kuat - сервис", которое ежемесячно собирает с каждой многоэтажки примерно один миллион тенге, а взамен обязуется содержать дом в идеальном порядке. Но коммунальщики откровенно наплевали не только на приличия, но и на собственноручно составленные договора. И это несмотря на то, что в комплексе проживают совсем непростые обитатели, - бизнесмены, известные юристы, журналисты, звезды эстрады и даже не последние люди в городском акимате. Видимо, сотрудники ТОО рассчитывали на сверхинтеллигентность и неконфликтность жильцов, которым по статусу вроде бы не положено поднимать "бурю в стакане воды", но просчитались. Нервы у клиентов компании давно уже сдали. Случалось даже, что люди, ползимы просидевшие в холодных квартирах с маленькими детьми, в отместку закрывали на холодном балконе сантехников, других представителей коммунальных служб…
В начале нынешней недели от имени инициативной группы жильцов комплекса, не побоявшихся озвучить то, что уже давно у всех остальных готово было сорваться с уст в не совсем цензурных выражениях, во всех подъездах были развешаны объявления, красноречиво характеризующие отношение владельцев квартир к фирме, отвечающей за организацию сервиса и безопасности проживания в высотках: "Глупо ждать, когда корпорация Kuat решит свои кризисные проблемы за наш счет. Живем в домах класса D-Luks, санитарное состояние которых тянет лишь на типичное бесхозное общежитие. Мы хотим навести порядок за дверью своих квартир, во дворе, в паркингах, избавиться от автостоянок, устроенных у домов и на подъездных путях к ним. Наконец, мы просто хотим знать, куда уходят наши платежи за жилищно-коммунальное обслуживание и обслуживание паркингов, а это более пяти миллионов тенге ежемесячно! (плата за жилищно-коммунальное обслуживание у нас одна из самых высоких по городу)".
ТОО "Kuat-сервис" отреагировало мгновенно. Правда, совсем не так, как рассчитывали жильцы. Объявления, развешанные инициативной группой, были спешно сорваны, а вместо них появились другие, авторство которых принадлежало пресловутому ТОО. Видимо, коммунальщики хотели обезопасить собственную репутацию и предпринять контр-ход, но добились обратного эффекта - еще большего возмущения клиентов.
Сообщив о том, что в заключенных с собственниками договорах установлена фиксированная цена в 60 тенге за каждый квадратный метр (в то время как многие жильцы давно уже платят сумму вдвое большую - 123 тенге), администрации ТОО бесхитростно заявила об убыточности своей деятельности по оказанию жилищно-эксплуатационных услуг в связи "с ухудшением экономической ситуации и повышением стоимости энергоносителей" и поставила вопрос о повышении стоимости оказываемых ТОО услуг до… 123 тенге за один квадратный метр.
Возможно, если бы администрация Kuat решила откровенно обсудить наболевшие проблемы с жильцами и попытаться урегулировать их, вопрос бы не вызвал такого резонанса, но руководство ТОО не выказало желания посмотреть в глаза своим клиентам. В итоге на собрании жильцов (которое состоялось, несмотря на продиводействие со стороны коммунальщиков) обитатели квартиры решили, пока не отказываясь от услуг ТОО, создать инициативную группу и обратиться к юристу. Вполне возможно, что жильцы примут решение о создании собственного КСК. "Kuat-сервису" припомнили все - и затопленные шахты лифтов, когда подниматься и спускаться на двадцатый этаж приходится пешком, и отваливающуюся плитку в подъездах, которая грозит не сегодня-завтра рухнуть на головы жильцов, и затопленные паркинги, и кучи мусора во дворе элитных новостроек, и постоянные отключения света и воды по причине несвоевременного перевода средств сотрудниками ТОО коммунальным службам города, и…
- У нас очень высокий размер целевых выплат, - говорит Гульмира, член инициативной группы жилого комплекса. - 123 тенге за квадратный метр - это нереально на сегодняшний день. При площади квартиры в 142-145 "квадратов" получается, что каждый собственник отдает ТОО 20 тысяч тенге просто так. Естественно, появляются должники, тем более что состояние общедворовой территории, подъездов и паркингов оставляет желать много лучшего. Лифты грязные, кафель потрескался, даже перила появились только после того, как стали возмущаться жильцы, водоем во внутреннем дворике протекает в паркинг, и никто не собирается устранять течь, скоро двор уйдет под землю. Более того, на днях здесь вырвали сумочку у женщины. То есть все знают, что здесь почти нет охраны… Изначально многие жильцы не хотели подписывать договора с ТОО, отдавая себе отчет в том, что 123 тенге - слишком высокая цена за обслуживание. Но коммунальщики знали, чем брать. Они прямо говорили: "на носу зима - мы вас не подключим ни к свету, ни к отоплению". Вот люди и соглашались на кабальные условия. Мы намерены создать собственный КСК, со своей охраной, со своим обслуживающим персоналом. В то же время нас устраивают и эти люди - они хорошо работают, но если бы корпорация вовремя выплачивала им деньги, наверное, они были бы более ответственными.
Кстати, поддержать жильцов вышли охранники, лифтеры, уборщики. Как выяснилось, они уже четвертый месяц работают "за спасибо", администрация даже не соизволила назвать им причины задержек по выплате зарплаты. Хотя суммы - не Бог весть какие: средняя зарплата охранника 35-40 тысяч тенге, уборщика - 17 тысяч. Естественно, люди уходят. Из одиннадцати положенных на каждый дом охранников остались двое-трое…
Люди говорят, что такая же ситуация наблюдается во всех домах, обслуживаемых ТОО "Kuat-сервис", а это, читай, все жилые комплексы, возведенные Kuatом. Правда, похоже, лед тронулся, и таким сервисом по самое не хочу объелись не только жильцы этих пятиэтажек. На днях жильцы одного не менее элитного дома уже отказались от услуг ТОО.
P.S. Публикуя этот материал, мы, в первую очередь, хотели на столь ярком примере высветить "болячки" жилищно-коммунального хозяйства, от появления которых не застрахованы ни бедные, живущие в "хрущевках" и так же платящие свои кровные КСК, пусть и в десятки раз меньше, ни богатые, владеющие элитным жильем. Проблема у всех одна - как справиться с теми, кому мы платим за собственный покой и безопасность. И вероятно, люди, обладающие большими возможностями, покажут пример выхода из этого тупика. |