NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 06:18 ast
04:18 msk

Миражи в пустыне
Города-спутники Алматы собираются строить без света, газа и электричек
11.03.2008 / скандалы

"Караван", 7 марта

Прошлым летом правительство одобрило планы строительства городов-спутников в Акмолинской области и близ Алматы.

– Пока мы выделяем 13,5 миллиарда тенге – для четырех малых городов, которые появятся возле Алматы, вдоль трассы до Капшагая, – сообщил тогдашний министр индустрии и торговли Галым Оразбаков. И выразил уверенность в том, что создание городов-спутников позволит "обеспечить жильем огромное количество населения".

Проект строительства городов-спутников от Алматы в направлении Капшагая с рабочим названием G4 City заказали у южнокорейской компании. В планах все выглядело замечательно: вдоль трассы вырастут прекрасные современные города примерно на 100 тысяч человек каждый. Последний из четырех городов-спутников – Green City – должен расположиться у берегов водохранилища. Каждому городу отмерена площадь в 1400 гектаров. Тут будет все, что требуется для отдыха и комфортной жизни состоятельного гражданина, – деловые центры, комфортабельное жилье и даже яхт-клуб. На все потребуется чуть более 30 миллиардов долларов.

С тех пор прошло почти семь месяцев. И мы решили съездить и на месте посмотреть, как сегодня живет "город-спутник" Капшагай.

Город мечты

Капшагай – город мечты в самом прямом смысле.

Первые мечты о прекрасном будущем пытались воплотить в этих местах еще во времена СССР. С пуском ГЭС поселок Новоилийск, переименованный в Капчагай, должен был стать мощным промышленным центром. Список предприятий, которые тут запустили и еще собирались запустить, впечатлял: КапАЗ (Капчагайский автомобильный завод), завод фарфоровых изделий, АЗОК (Алматинский завод ограждающих конструкций), телевизионный завод, завод "Робот", несколько предприятий поменьше.

В 1990-е мечта о Капшагае индустриальном отодвинулась не просто далеко, а очень-очень далеко. Производства остановились, стройки были заброшены, жители покидали город, враз ставший бесперспективным, бросая квартиры.

Сегодня тех, кто въезжает в Капшагай со стороны Алматы, встречает панорама бетонных коробок с пустыми глазницами на месте окон. Из многочисленных промышленных более или менее освоенными выглядят территории завода фарфоровых изделий, где разместилось несколько производств стройматериалов. Огромные корпуса бывшего завода "Робот" совершенно заброшены.

Ближе к плотине ГЭС пейзажи напоминают театр военных действий – слева от трассы на километры раскинулись останки дачного поселка. Когда-то это была зона садов и отдыха, но потом подачу воды на участки прекратили – а без полива здесь ничего не растет. Город-сад в этой безжизненной пустыне уже даже не мечта. Это мираж.

В самом городе после объявления о грандиозных планах правительства цены на квартиры выросли. Однокомнатная в "панели" теперь стоит около 30 тысяч долларов. Более того, в расчете на растущий спрос инвесторы даже возвели несколько новых домов, радующих глаз нарядными фасадами. Но потом энтузиазм застройщиков угас. До лучших времен незаконченные новостройки заботливо обнесли заборами.

– Явление это временное, – оптимистично сообщил нашему изданию первый заместитель акима города Ильяс Сугуров. – Уже в этом году буквально все будет восстановлено!

Кластером по разрухе

Понимая, что без хорошей мечты в светлое будущее жизнь не жизнь, власти даже в трудные времена старались что-то предлагать. Например, в 1999 году РГП "Казаэропроект" разработало бизнес-план нового аэропорта в 12 км севернее Капшагая, годом позже даже вбили первый колышек на месте стройки… С тех пор об этом проекте больше ничего слышно не было, но ему на смену пришли другие, более перспективные планы.

С началом строительного бума в южной столице город Капшагай начали рассматривать как центр кластера по производству стройматериалов. Сегодня из девяти имеющихся в городе промпредприятий восемь так или иначе связаны с данной сферой. К сожалению, не все компании в полной мере выполняют взятые на себя обязательства, посетовали в городском акимате. Городские чиновники пытаются повлиять на предпринимателей письмами в "компетентные инстанции", но пока это, судя по всему, плохо помогает.

Игровая площадка

Производство стройматериалов несколько оживило совсем было замершую местную индустрию. Но в правительстве решили, что кирпичи можно делать и в других, менее достойных окрестностях Алматы. А из Капшагая было предложено в предельно сжатые сроки сделать что-то среднее между Лас-Вегасом и Ниццей. С поправкой на местную специфику, разумеется.

Распорядиться свалившимся счастьем следовало быстро и масштабно. Министерство туризма и спорта вышло на китайского миллиардера Стенли Хо, владеющего сетью казино в Макао. Пример бывшей португальской колонии, догоняющей Лас-Вегас по размерам игорного бизнеса, кружил головы. В марте прошлого года председатель Комитета индустрии Минтуризма Каирбек Ускенбаев сообщил, что китайцы готовы вложить в проект 13 миллиардов долларов.

План туристического центра заказали известному архитектору Велдону Симпсону, строившему Лас-Вегас. В подготовленной видеопрезентации проекта особенно поражало колесо обозрения, в каждой кабине которого должно быть по ресторану, и автодром для "Формулы-1" стоимостью 300 миллионов долларов. "Надо же с чего-то начинать", – философски заметил Каирбек Ускенбаев.

Прошел год, но стройка на территории, отведенной на правом берегу Капшагая под игорно-туристическую зону с рабочим названием Жана-Иле, так и не началась.

– Мы сами удивлены – в аналогичной зоне Борового идет развитие, а у нас – нет, – сказал нам Ильяс Сугуров. Но уточнил: – Собственно к Капшагаю Жана-Иле не относится – это территория соседнего, Илийского района, а проект курирует даже не областной акимат, а Министерство туризма и спорта.

В Жана-Иле по-прежнему нет ни одного казино. Алматинские воротилы игорного бизнеса свернули дела или перевели заведения в Бишкек. Капшагайские пляжи, где нет ни зданий, ни коммуникаций, ни нормальных дорог, их не привлекают.

Электропоезда не по карману?

Дороги – это важно. Авторы программы G4 City проблему коммуникаций решили радикально: города-спутники планируется выстроить вдоль уже существующей трассы Алматы – Капшагай. По словам представителя компании – разработчика проекта, ее хотят расширить до 6 полос. В качестве дополнительной дороги западнее ее по плану будет еще одна трасса. Отопление в новых городах-спутниках, где в общей сложности планируется поселить 400 тысяч человек, будет идти от газовых котельных. Сколько на это потребуется газа и где его взять при существующем в регионе дефиците, он не знал –дескать, вопросами электроснабжения, развития транспорта и коммуникаций занимается другая компания – "УрбоСтиль".

Директор "УрбоСтиль" Любовь Нысанбаева тоже подтвердила – основной транспортной артерией всего проекта будет Капшагайская трасса. А вот электрички, которые в России, например, для жителей пригородов крупных городов являются основным средством передвижения, у нас пускать нецелесообразно.

– Почему вы решили, что тут должны быть электропоезда? У нас не такие серьезные пассажиропотоки, а электрички – это затратная вещь, и непонятно, как они будут окупаться, – сказала нам она, приводя в качестве примера Стамбул, обходящийся электрическими трамваями.

Хотя есть и другие мнения. Без электропоездов транспортная система региона не способна развиваться, уверен начальник управления архитектуры и градостроительства Алматинской области Алик Темирбаев:

– Автомобильные дороги быстро переполнятся. Электричку надо пускать в первую очередь вдоль гор – от Жамбылского района вдоль гор до Каскелена. Это бы сильно разгрузило пригородную зону. И еще одну ветку надо обязательно пустить до Капшагая. Нас сдерживает только недостаток электроэнергии. В области и так самые высокие в стране тарифы.

Ну а вопросом, откуда возьмутся в регионе, уже сейчас испытывающем дефицит электроэнергии, достаточные мощности для реализации столь масштабного проекта, похоже, мало кто задается. Дескать, пусть об этом болит голова у правительства. Собираются же запускать Балхашскую ТЭС, Мойнакскую ГЭС, другие источники. Да и сам проект – дело даже не завтрашнего дня. Все, мол, будет расти постепенно.

Между тем вопрос достаточно болезненный. Уже этой зимой во всех южных регионах республики, включая Алматы, из-за нехватки электроэнергии прошли веерные отключения. За счет местных источников в южной столице и прилегающих районах покрывается не более 60 процентов потребностей в электричестве. Город Капшагай также на голодном пайке, так как энергия ГЭС уходит в первую очередь на обеспечение Алматы. Работы же на Мойнакской ГЭС, которая должна несколько поправить положение, выполнены только на треть, а сегодня вообще приостановлены – в бюджете нет денег.

Но если в ближайшее время новые мощности так и не появятся, вполне возможно, что города-спутники вокруг южной столицы так и останутся миражами в пустыне.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Объемы некачественных продуктов питания в Казахстане за последние два года увеличились в 3,7 раза 31.03.2008
Где деньги, Вань? 31.03.2008
Тайна сноса и предложения 31.03.2008
Испорченные именины 31.03.2008
"В нападениях на мой дом и детей замешан аким области" 28.03.2008
Горе от ума 28.03.2008
Катастрофа в Боровом 27.03.2008
В пике недостроя 27.03.2008
Акимат выделяет деньги и землю под строительство фирмам-однодневкам 27.03.2008
В Алматы у здания акимата состоялся очередной митинг протеста 26.03.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz