Геннадий БЕНДИЦКИЙ, "Время", 5 апреля
Наша газета уже неоднократно писала о том, по каким странным правилам живет и работает основной казахстанский авиаперевозчик "Эйр Астана".
Рассказывали мы и о том, что офисные менеджеры среднего звена в "Эйр Астане" зарабатывают вдвое больше, чем летный состав - пилоты, штурманы, бортинженеры и стюардессы, в руках которых находятся судьбы сотен пассажиров. Причем больше других получают те кабинетные клерки, которые имеют иностранное гражданство - английское, австралийское, новозеландское. С каждым годом разрыв между доходами иностранных и казахстанских специалистов только увеличивается.
В пользу первых, конечно.
Но все это "мелочи". Поэтому мы мелочиться не будем и остановимся лишь на двух моментах.
Первый связан с системой продаж авиабилетов на рейсы этой компании. Как мы уже писали, их реализуют через сеть посредников, явно между собой аффилированных. Именно из-за этого билеты так дороги и постоянно растут в цене, а "Эйр Астана" вынуждена делиться комиссионными процентами с каждой продажи. Такая система реализации билетов снижает прибыль самой компании. Единственное, что до последнего времени оставалось загадкой для многих: кто заинтересован в существовании этой частной сети компаний, присосавшихся к главному авиаперевозчику страны?
Так вот, в Счетном комитете РК нам подтвердили, что это доходное хозяйство принадлежит Алие ДОСМУХАМБЕТОВОЙ. Она является дочерью министра туризма и спорта Темирхана ДОСМУХАМБЕТОВА, персоны в стране известной и приближенной к Акорде.
И, наконец, второй момент: для проведения консультаций и тренингов с персоналом руководство "Эйр Астаны" наняло английскую фирму Aeroconsult B.L.R.P. Holding. В виде гонораров за консультации ей ежегодно выплачивалось несколько миллионов долларов. Так, например, в 2005 году выплаты составили почти $3 млн., в 2006 году - свыше $4 млн. 600 тысяч.
А знаете, кто выступал в качестве консультантов этой английской фирмы?
Вы будете смеяться: практически все иностранное руководство "Эйр Астаны"! Во главе с нынешним президентом авиакомпании Питером ФОСТЕРОМ.
Выходит, помимо очень немаленьких официальных зарплат топ-менеджеры авиакомпании регулярно получают куда более значительную подпитку, выступая консультантами авиакомпании, которой сами же и руководят!
Мы связались с транспортной прокуратурой и задали только один вопрос: знают ли в этом ведомстве о том, что происходит в авиакомпании "Эйр Астана"?
Оказалось, знают. Но активных мер прокурорского реагирования к авиакомпании не принималось. |