Елена НЕФЕДОВА, "Мегаполис", 14 апреля
Скандально известные китайские вагоны могут снова оказаться в центре общественного внимания. По информации Главного управления госсанэпиднадзора на транспорте 32 вагона, запрещенные к ввозу в Казахстан из-за их токсичности, национальный перевозчик "Казахстан темир жолы" все же планирует поставить на рельсы. Предполагается, что они будут обслуживать создаваемый международный маршрут Астана – Урумчи.
О намерении запустить новый международный поезд санитарные врачи узнали от самих железнодорожников. И сразу же забили тревогу. Если вагонов в Казахстане не хватает, то в чем "КТЖ" собирается перевозить отечественных шопников, торгующих китайским ширпотребом?
– Мы обратились к "КТЖ" и "Пассажирским перевозкам" с просьбой предоставить нам документы на те материалы, которые будут использованы в вагонах для нового маршрута. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, для выдачи соответствующего заключения и для оформления санитарного паспорта на каждый вагон, – рассказывает главный санитарный врач на транспорте Кенжебек Шайсултанов. – Документы на эти вагоны до сих пор нам не представлены. Вместо этого АО "Пассажирские перевозки" написали нам отписку, что в случае введения нового состава в комиссию включат и наших людей.
На днях из "КТЖ" в Управление госсанэпиднадзора пришло официальное письмо, в котором сообщалось, что 14-15 апреля 2008 года на станциях Алашанькоу и Достык состоится совещание представителей АО "НК "КТЖ" и Урумчийской железной дороги по вопросам, связанным с организацией курсирования поезда Астана – Урумчи. Представителям Мин-здрава РК предложено поучаствовать. Но они не торопятся.
– Из достоверных источников нам стало известно, что на этом маршруте планируется использовать последние три состава, запрещенные к ввозу в Казахстан Главным управлением госсанэпиднадзора на транспорте РК. Два из этих состава стояли на границе в Китае, а один – под Алматы. Было принято решение о проведении экспертизы, но экспертизу эти вагоны так и не прошли. Зато теперь планируется использовать их на маршруте из Урумчи в Астану, – сетует Кенжебек Шайсултанов.
Главный санитарный врач на транспорте сообщил, что согласен обсуждать организацию нового маршрута лишь после того, как "КТЖ" предоставит на санитарно-эпидемиологическую экспертизу все документы на те пассажирские вагоны, которые планируется эксплуатировать в составах нового международного сообщения. Если экспертиза покажет, что они безвредны для пассажиров и проводников – пусть ездят. Если же нет…
Кенжебек Шайсултанов настаивает: для китайских вагонов – никаких авансов безопасности! Иначе может повториться ситуация, которая сейчас наблюдается на маршруте Алматы – Актобе. Суды уже не единожды соглашались с заключением санитарной службы о токсичности вагонов из Поднебесной, однако они до сих пор возят людей.
Между тем, 9 апреля гражданская коллегия Актюбинского областного суда оставила в силе решение экономического суда о приостановлении эксплуатации китайских вагонов до полного устранения нарушений. В тот же день в Астане коллегия городского суда рассмотрела апелляционную жалобу АО "Пассажирские перевозки" и тоже – не в пользу токсичных вагонов.
Напомню: управление финансового контроля и госзакупок по г. Астане подало иск в суд, в котором просило признать незаконным проведение конкурса по государственным закупкам китайских вагонов в феврале 2007 года. В качестве ответчика выступили АО "Пассажирские перевозки", АО "Национальная компания "КТЖ" и АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания". Суд выяснил, что все эти организации аффилированы, так как состоят в "родственных" отношениях, являясь друг другу учредителями или дочерними компаниями. Учитывая это обстоятельство, суд пришел к выводу, что тендер на поставку китайских вагонов был проведен с нарушениями законодательства и признал сделку по их закупке недействительной. "Пассажирские перевозки" подали апелляционную жалобу, но проиграли.
Главный санитарный врач на транспорте Кенжебек Шайсултанов надеется на скорое решение токсично-вагонной проблемы. А пока еще раз предупреждает железнодорожников:
– Мы не только отказываемся от выезда в Урумчи до представления документов на использование вагонов на новом маршрут, но, в соответствии с постановлением СЭС, категорически запрещаем использовать китайские вагоны до вступления в законную силу решения судов Астаны, Алматы и Актобе. |