Талгат Кирбетов, 31-й канал, 5 сентября
Алматинцам уже не обещают открытие метро в конце 2009 года. Городской акимат определил нереальный срок сдачи объекта. Так считает архитектор, который еще в прошлом веке разрабатывал этот проект. Удивительно, но в дирекции строящегося метрополитена... почти согласны с этим заявлением.
Архитектор, который проектировал алматинский метрополитен, скептически относится к обещанию городских властей запустить в эксплуатацию подземные поезда в конце 2009 года.
КАМАЛ НАУРЫЗБАЕВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА "ГРАД ТРАНС ПРОЕКТ":
- Я считаю, что это совершенно нереально. Потому что там сейчас построили, пробили и соединили только тоннель. А кроме тоннеля надо станцию.
Камал Наурызбаев вспоминает, что несколько лет назад Виктор Храпунов, в ту пору аким Алматы, приглашал журналистов прокатиться в метро уже в этом - 2008-м году.
КАМАЛ НАУРЫЗБАЕВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА "ГРАД ТРАНС ПРОЕКТ":
- Ну, мы сейчас не знаем, где Храпунов находится.
Генподрядчики из "Алматыметрокурылыс" уверены, что слова нынешнего акима Ахметжана Есимова не разойдутся с делом. Для доказательства они показали эскалаторный тоннель будущей станции на проспекте Абая и так называемый "людской ходок", по которому пассажиры будут идти к поездам.
ИСАБЕК АКАТОВ, И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ АО "АЛМАТЫМЕТРОКУРЫЛЫС":
- Чтобы этих вопросов больше не возникало, просто пусть люди знают, что работа идет. Это большой грандиозный труд. И сроки, которые определены, мы должны в эти сроки успеть. Не должны, а успеем!
Глава дирекции строящегося метрополитена Серик Ретаев осторожничает. По его мнению, первые две станции метрополитена будут готовы к эксплуатации к концу следующего года. Но пассажирам все-таки придется подождать еще несколько месяцев.
СЕРИК РЕТАЕВ, ДИРЕКТОР ГКП "ДИРЕКЦИЯ СТРОЯЩЕГОСЯ МЕТРОПОЛИТЕНА":
- Потому что есть технические требования. Например, мы получим подвижные составы где-то в ноябре. Но они, согласно контракту, должны где-то 3-4 месяца минимум проходить обкатку.
Большие сомнения у Камала Наурызбаева вызывает и безопасность строящегося метрополитена в условиях высокой сейсмоактивности.
КАМАЛ НАУРЫЗБАЕВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА "ГРАД ТРАНС ПРОЕКТ":
- Когда убеждают некоторые академики по строительству, по сейсмологии, что метрополитен так проектируется и строится, что выдержит любые землетрясения и особенно в зонах тектонических разломов - это, конечно, чушь!
Таким сомнениям в дирекции метро удивляются. Ведь в 80-е Наурызбаев не возражал против строительства "подземки".
СЕРИК РЕТАЕВ, ДИРЕКТОР ГКП "ДИРЕКЦИЯ СТРОЯЩЕГОСЯ МЕТРОПОЛИТЕНА":
- Этот человек, насколько я понял по его словам, сам стоял у истоков проектирования. Ну, может у него какие-то обиды есть на сегодня, что в этом проекте он не участвует. Поэтому высказывает. А так считаю, что работали же неглупые люди. Специально проект был создан именно для алматинских условий. Я еще раз повторяю, что оно выдержит не 6-8, как он говорит, а 8-10 баллов.
Метро в Алматы строят с середины 80-х годов. С тех пор в городе многое изменилось. Поэтому прогнозировать насколько популярным будет у пассажиров маршрут между первыми двумя станциями - дело не благодарное.
В дирекции строящегося метрополитена пока затрудняются назвать стоимость проездных билетов и уровень рентабельности предприятия. А чтобы подземные поезда разгрузили пробки на автодорогах, необходимы дополнительные ветки в спальные районы и долгосрочная транспортная стратегия. Но это только проекты, под которые еще не выделены средства. |