NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 04:46 ast
02:46 msk

Вагончик тронется. И что останется?
В свое время АО "Алматыметрокурылыс" было определено правительством как генподрядчик по строительству метрополитена с правом заключения договоров с субподрядчиками. То есть ведомство Укшебаева могло заключить контракт с любой компанией без проведения тендера…
22.09.2008 / скандалы

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 20 сентября

О том, что происходит в подземном царстве Мурата УКШЕБАЕВА - главы АО "Алматыметрокурылыс", наша газета писала уже неоднократно.

Мы рассказывали о задержках с выплатой зарплаты рабочим, о несоблюдении норм строительства, из-за чего в некоторых местах происходит осадка поверхностного грунта, сейсмической уязвимости проекта. Писала газета "Время" и о том, почему езда в будущем метро может стать занятием, похожим на русскую рулетку (см. "Тоннель в конце света", "Время" от 4.9.2008 г.).

Скрестили ежа с ужом

Как мы уже писали, договор на поставку вагонов был заключен с южнокорейской корпорацией "Хюндай-Ротем". А договор на поставку напольного сигнального оборудования, которое в автоматическом режиме контролирует разгон, движение, торможение подвижного состава, - с российским ОАО "Транс-ИТ". В принципе, нет ничего плохого в том, что ответственные за строительство метро госмужи, стремясь сэкономить, ищут подрядчиков подешевле. Недавно ОАО "Транс-ИТ" сообщило о том, что будет поставлять напольную сигнальную систему, произведенную компанией "Дженерал Электрик Транспортейшен". Эта известная компания поставляет оборудование в десятки стран мира. Так что вроде бы к такому выбору метростроевцев претензий тоже не должно быть. Но есть одна небольшая деталь: на совещание в акимате Алматы, где "Транс-ИТ" объявило о том, что будет поставлять оборудование производства "Дженерал Электрик", представители корпорации "Хюндай-Ротем" приглашены не были. Иначе бы они объяснили, чем чревата стыковка напольной сигнальной системы одного производителя с вагонами другого. Дело в том, что вагоны и сопутствующие системы представляют собой единый организм, нормальное функционирование которого зависит от отлаженной работы всех узлов и точности сигналов, передаваемых подвижному составу. Если же системы разные, то риск сбоя в работе метрополитена существенно возрастает. Представьте себе такую ситуацию: самолет идет на посадку и запрашивает необходимую информацию у диспетчера аэропорта по специальной связи. А диспетчер отвечает ему по обычной радиосвязи или по сотовому. Какова вероятность того, что самолет приземлится правильно, если приземлится вообще?

То же самое будет происходить и с нашим метро. Если сигналы датчиков не распознаются системой, установленной в подвижном составе, или распознаются с помехами, то вагоны могут остановиться где-нибудь посреди пути либо проскочить станцию, что чревато различными происшествиями. Подтверждением тому может служить ЧП, произошедшее в Казанском метро в декабре прошлого года, когда на станции "Кремлевская" произошло возгорание в одном из электропоездов. Причиной возгорания эксперты назвали постоянные замыкания в системах электропитания и автоматики. Как тогда сообщила программа "Вести-Татарстан", перед возгоранием поезд то ехал, то тормозил, а свет в вагонах то включался, то выключался. По мнению экспертов, такое поведение автоматики свидетельствует о некорректной работе систем управления автоматикой и сигнализацией. Кстати, эти системы для Казанского метрополитена поставляла все та же компания "Транс-ИТ"...

Инвесторы-оптимисты

Тем временем перед корпорацией "Хюндай-Ротем" власти Алматы поставили условие: согласовать сигналы своих составов с сигналами системы "Дженерал Электрик". А если совмещение будет невозможным? И если это и уда-стся сделать, то сроки изготовления составов затянутся надолго. А "Транс-ИТ" уже заключило договор с заказчиком на сумму более 120 млн. долларов США, из которых более 30 млн. казахстанский бюджет заплатит за напольную сигнальную систему. Кстати, у "Хюндай-Ротем" эта же система, которая уже идеально подогнана под вагоны, стоит значительно дешевле.

Впрочем, даже в этой ситуации южнокорейские партнеры рассчитывают на лучшее. Вот какой ответ нам прислали из алматинского представительства компании "Хюндай":

"В целом все идет по плану, мы приложим все усилия, чтобы поставить подвижной состав в срок. "Дженерал Электрик" - очень крупная, уважаемая компания, у нас даже есть совместные проекты. Что касается поставки подвижного состава, не все решения руководства города и метрополитена нам понятны, не исключено, что, возможно, придется что-то переделывать, но в любом случае мы сделаем максимально возможное, чтобы метрополитен был абсолютно безопасным и удобным для горожан.

Нам очень комфортно работать в Казахстане, мы полностью поддерживаем политику Президента РК, проект метрополитена в Алматы. Это только начало, потом будет вторая и третья очередь, возможно, затем и в Астане. У нас много бизнес-инициатив, мы хотели бы привезти новейшие технологии и участвовать в программе индустриально-инновационного развития Казахстана".

Куда уходят деньги

В свое время АО "Алматыметрокурылыс" было определено правительством как генеральный подрядчик по строительству метрополитена с правом заключения договоров с субподрядчиками. То есть ведомство Укшебаева могло заключить контракт с любой компанией без проведения тендера. В марте 2007 года АО "Алматыметрокурылыс" заключило договор с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом точной механики (НИИТМ) на поставку и монтаж комплексной системы "Движение" и автоматизированной системы дистанционного управления электроснабжением (речь идет о все той же напольной сигнальной системе) на сумму 6 млрд. 391 млн. тенге, или 53,2 млн. долларов США. При этом была осуществлена предоплата в размере 3 млн. долларов США. Спустя же некоторое время АО "Алматыметрокурылыс" разрывает контракт с НИИТМ и заключает аналогичный договор с "Транс-ИТ".

Но вернемся к системе договоров. После выхода закона о госзакупках АО "Алматыметрокурылыс" уже не имеет права заключать договора с кем заблагорассудится. И для того чтобы заключить договор с "Дженерал Электрик" (представительство которого есть, кстати, в Астане) напрямую, им сначала понадобится провести тендер. А при проведении тендера никто не даст гарантии, что поставщиком напольной системы останется "Дженерал Электрик". Вот и приходится ведомству Укшебаева составлять различные дополнительные соглашения к договору с "Транс-ИТ"…

Кстати, как нам рассказали в НИИТМ, решение АО "Алматыметрокурылыс" разорвать договор вызвало у них удивление.

- Это было странное решение - менять коней на переправе, - сказали нам по телефону представители этого петербургского института. - Тем более что мы проделали большой объем работы. К тому же новый контракт, как нам стало известно, подразумевал большие финансовые затраты, чем наш. Но, видимо, Казахстан - богатая страна и деньги у вас девать некуда. Правда, сейчас у нас есть информация, что АО "Алматыметрокурылыс" хочет расторгнуть контракт с "Транс-ИТ", так как их цены ваших строителей метро не устраивают, и возобновить сотрудничество с нами.

От редакции

Просим считать этот материал официальным запросом в Счетный комитет по контролю за исполнением бюджета и в Генеральную прокуратуру РК.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Директор "Кокшетау Су Арнасы" напал на корреспондента городского издания 30.09.2008
Деньги вперед! 30.09.2008
В Алматы дома, построенные по госпрограмме, не готовы к зимним холодам 29.09.2008
В Жамбылской области на зиму целый город останется без отопления 29.09.2008
"Власть боится собственного народа?" 29.09.2008
Вечная реконструкция Шымкента 26.09.2008
По данным интернет-издания, на Алиева и Мусаева в Вене совершено покушение 26.09.2008
В Алматы ученые выступают против реорганизации НИИ в акционерные общества с передачей акций госхолдингу "Самрук" 25.09.2008
Массовое бегство медиков 25.09.2008
Вуз закрыт. Студенты протестуют 24.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz