NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 07:09 ast
05:09 msk

Праздник со слезами на глазах
Учителям предлагают клятву вместо зарплаты
13.10.2008 / скандалы

Алина ШАЛГЫНБАЙ, "Око", 10 октября

Разваливающиеся школьные здания, учебники "времен Очакова и покоренья Крыма", нищие учителя, не получающие вовремя даже свою мизерную зарплату - вот далеко не все симптомы той тяжелой болезни, которой больно наше образование. Болезни, последствия которой неизбежно проявятся у будущих поколений казахстанцев уродливыми язвами необразованности, неверия и бездушия…

Отзвучали поздравительные речи, завяли цветы, подаренные школьниками. Праздник, знакомый нам с самого детства - День учителя - остался позади. Но горький осадок последних лет, когда учителя перестали гордиться своей профессией, все никак не пройдет.

Может, все потому, что два поколения в моей семье - дедушки и бабушки, родители и их сестры и братья - педагоги, и мне особенно близки их "болезни". Каждый из них всегда болел и болеет за то, чтобы как можно больше дать своим ученикам, которых, к слову, они любят больше, чем своих собственных детей. Но сегодня, когда реформы в образовании достигли очередного апогея, многие из них с горечью говорят: детям неинтересно учиться.

К примеру, чтобы выучить с ребенком строки из пушкинской "Полтавы", приходится долго рассказывать, кто такой Петр Первый, почему он воевал со шведским королем и что именно сделал Мазепа. Им, гражданам новой страны и нового века, приходится объяснять, что история России тесно связана с нашей историей, а "преданья старины далекой" - это повод учиться не на своих собственных ошибках.

А все потому, что программы разных предметов не "синхронизированы" между собой, да и стройной системы внутри предметных программ тоже как-то не наблюдается. Скажем, если по всемирной изучается эпоха формирования первых правящих династий в Европе, то в русской литературе речь идет уже о Полтавской битве. Это ж какая каша в головах школьников остается?! А если ребенок учится на селе, где нет ни серьезной библиотеки, ни кинотеатра?! А ведь учебники "нового поколения" требуют именно большой самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Кстати, об учебниках. "Ляпы" в них давно стали притчей во языцех, но это еще не самое страшное. В Астане, к примеру, родителей, ссылаясь на департамент образования, сегодня принуждают покупать "дополнительные" учебники по казахскому языку по "сниженной" цене в 2000 тенге!

Но что гораздо хуже - есть у нас такие "авторы", что впору поднимать скандал о плагиате. Например, учебник "Физика" за седьмой класс, по которому учатся дети в Астане, буквально "списан" с российского, выпущенного еще в 2001 году. А наши "авторы" даже никаких ссылок на оригинал не дают… И это то, на что выделялись государственные деньги? По итогам только прошлого года, например, по программе "Разработка и апробация учебников и учебно-методических комплексов для организаций образования, издание и доставка учебной литературы для республиканских организаций, предоставляющих услуги в области образования, и казахской диаспоры за рубежом" было освоено 189,7 млн тенге. В проекте бюджета на 2009 - 2011 годы цифры колеблются в пределах 317,2 - 348,8 млн тенге.

Если обучать даже одаренных детей по таким учебникам и программам, то можно ли говорить о качественном росте и технологическом прорыве в будущем?! Отметим, обучение одаренных детей в бюджете стоит отдельной строкой. Для них был создан центр "Дарын", который тоже получает бюджетные средства, в том числе на проведение школьных олимпиад. По данным Правительства республики, на эти цели в прошлом году было потрачено 377,5 млн тенге. Между тем каждый год с родителей взимаются пусть и символические, но все же деньги только за участие (!) ребенка в олимпиадах "Акбота", "Кенгуру" и т.д., проводимых от имени центра…

Отдельно хочется сказать о грядущей 12-летке. Споры по ней длятся уже даже не одно десятилетие. А воз, как говорится в известной басне, и ныне там. Средства, выделяемые на разработку стандартов новой системы общего образования, уходят как в песок, потому что ни одной внятной и четкой программы так и не было представлено на суд педагогов и родителей. Специально созданный в прошлом году Центр по проблемам 12-летнего образования уже перестал существовать - его попросту ликвидировали, передав часть полномочий Казахской Академии образования. А ведь до повсеместного введения новой системы обучения осталось чуть больше года.

Между тем, по подсчетам некоторых специалистов, средства, выделяемые на реформирование всей системы среднего образования в Казахстане даже не сопоставимы с теми деньгами, которые выделяются в России на те же цели. В прошлом году для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области образования и финансирования РНПЦ проблем 12-летнего образования из государственной казны выделены 136 млн тенге.

В России исследования в области образования ведут множество НИИ, научных центров и лабораторий. На финансирование научных исследований только двух из них - Российской академии образования (РАО) и Федерального института развития образования - в прошлом году правительство России выделило свыше 560 млн российских рублей, что в переводе на казахстанскую национальную валюту составляет свыше 2,6 млрд тенге(!).

В Украине в составе Академии педагогических наук функционируют 11 крупных институтов. Объем финансирования академии со стороны правительства Украины составил в 2007 году 88 900 тысяч гривен, это порядка 2 млрд тенге. Разработку содержания и стандартов среднего образования Институтом инновационных технологий и содержания образования Украины государство профинансировало в размере 160 млн гривен, то есть порядка 3 млрд тенге. Цифры, как видите, весьма наглядны.

И здесь позиция министра образования Жансеита Туймебаева, мягко говоря, непонятна. На форуме педагогов-новаторов в Астане он потребовал, чтобы учителя не жаловались друг на друга и на низкую зарплату - мол, государство неусыпно печется о том, чтобы ее повысить. И неважно, что инфляция "съедает" любое повышение задолго до того, как оно реально появится в кошельках педагогов.

Вместо действительного роста благосостояния для учителей, от которых, по сути, зависит будущее всей страны, министр предложил педагогам… принять клятву учителя, наподобие клятвы Гиппократа у врачей. И тут же пригрозил кадровыми "чистками": мол, слишком много непрофессионалов развелось в школах.

Но ведь это - собственно продукт нашей сегодняшней системы образования! Человек, которому неинтересно учиться с самого начала, с первого класса, он станет именно таким специалистом!

А если вспомнить, что любое культурно-массовое мероприятие в любом уголке нашей страны становится "добровольно-принудительным" для учителей и школьников, то становится и вовсе страшно. Между тем в новом Законе "Об образовании" есть четкая норма: труд учителя должен быть только профессиональным. То есть использовать время и нервы учителя для организации субботников и обеспечения массовки - незаконны. Но в нашей почте и сегодня есть письма от педагогов из регионов, в которых говорится о бесплатном сверхурочном труде, поставленном "на поток" с ведома и одобрения местных властей.

О каком качестве образования может идти речь, когда учитель вынужден тратить время и силы совсем на другие цели?

Еще один момент, о котором хочется вспомнить. Когда мои бездетные коллеги однажды пришли со мной в школу, первое, что бросилось им в глаза, - это "Уголок правопорядка", в котором говорилось о том, как вести себя… при задержании полицейскими. Сегодня в школе стоит охранник, который не пропускает родителей в классы, чтобы поговорить с учителями. Это, наверное, хорошо - они не отвлекаются от уроков. С другой стороны, в этом году мою дочь обучали русскому языку несколько преподавателей, потому что учитель-предметник, видите ли, соблюдает пост "ораза", поэтому … не может нервничать. И вот здесь, когда действительно нужно поговорить с учителем, родителей не пускают в школу. Учителя и родители не должны быть противниками, ведь они - разные стороны единого процесса - воспитания Личности, Человека и Гражданина. А кого мы все воспитываем сегодня, когда неуважение к старшим стали повседневной нормой, - непонятно. Кто при таком раскладе вырастет и придет завтра нам на смену? Это и есть самый больной вопрос.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
ЮКО: простаивает дорогостоящее медицинское оборудование 31.10.2008
Скажи-ка, Майкл, ведь не даром? 30.10.2008
Ни воды, ни денег 28.10.2008
Космический беспредел? 27.10.2008
Тайна синих жилетов 27.10.2008
Отдайте отличников! 27.10.2008
Ну что, вздрогнем? 24.10.2008
Что французу этикет, то немцу - стыд 23.10.2008
Скажешь гадость - сердцу радость 23.10.2008
Акмолинские чиновники выгоняют детей из спортивной школы 23.10.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz