Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 25 октября
В интервью с начальником управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимиром МЕРЕНКОВЫМ, опубликованным в нашей газете 15 октября, мы задали ему вопрос о строительстве "улавливающих" паркингов на въезде в Алматы и в самом городе, которые помогли бы выбить пробки с узких улиц. Г-н Меренков ответил: "В какой-то мере паркинги, конечно, помогут. Но на сегодняшний день цена на землю в городе настолько высока, что покупать ее под строительство паркингов просто нереально".
Между тем газета "Время" еще во времена, когда мэром южной столицы был Виктор ХРАПУНОВ, писала о порочной практике безоглядной раздачи земельных участков под возведение офисных зданий и бизнес-центров. Эксперты, выступавшие на наших страницах, предсказывали Алматы транспортный коллапс и призывали акимат отдавать землю под строительство паркингов. Однако и поныне городские чиновники остаются глухи к этим призывам. По словам заместителя акима Алматы Виктора ДОЛЖЕНКОВА, за прошлый и нынешний годы в городе построено паркингов всего на 9 тысяч мест. А частный автопарк Алматы насчитывает полмиллиона машин.
- По паркингам в ближайшее время будет совещание у акима, - пообещал нам г-н Долженков. - Уже сейчас строятся паркинги на территории 12-й горбольницы, гостиницы "Отырар", и еще около сорока паркингов находятся в стадии проектирования.
Однако обещания на хлеб не намажешь. Алматинские и приезжие автолюбители по-прежнему паркуют своих железных коней на проезжей части. Вереницы машин, стоящих прямо у тротуара, можно видеть практически на всех городских улицах. А "рулят" на этих стихийных парковках парни в синих жилетках из ГКП "Алматы паркинг".
Наверняка каждый автомобилист хоть раз отдавал им 100 тенге за право втиснуться на пятачок у тротуара. Дальнейшая судьба этих денег покрыта мраком тайны. Между тем в статье 546 Налогового кодекса РК сказано: "На территории РК денежные расчеты, осуществляемые при оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека или квитанций, билетов, талонов". То есть юридическое лицо - в данном случае "Алматы паркинг" - не имеет права брать деньги налом, не предоставляя взамен документа, подтверждающего факт оплаты. А теперь вспомните: когда в последний раз "синие жилеты" из "Алматы паркинг" по доброй воле давали вам квитанцию или фискальный чек?
Вопрос, признаемся, риторический…
Впрочем, есть и другие вопросы - куда более конкретные.
Во-первых, кто и за какие заслуги дал право ГКП "Алматы паркинг" собирать деньги с водителей?
Во-вторых, если работники этого предприятия - те самые ребята в синих жилетах - не выдают чеки, то как осуществляется - и осуществляется ли вообще - контроль за этими деньгами?
В-третьих, куда уходят эти деньги?
И, наконец, в-четвертых, задавались ли отцы города простым, в общем-то, вопросом: сколько паркингов можно было построить на деньги за стихийные парковки "вдоль по Питерской", уже собранные за время существования ГКП "Алматы паркинг"?
Произведем нехитрый расчет. Допустим, ежедневно стихийно паркуется 100 тысяч машин. Умножим это число на 100 тенге. Получится, что в день "синие жилеты" собирают дань в размере 10 млн. тенге, а в год - более 3,5 млрд. тенге, или примерно 30 млн. долларов. И то это при условии, что каждая машина паркуется только один раз в день... А стоимость строительства паркинга на 20 мест равна 400 тысячам долларов. То есть за год на эти деньги можно было дополнительно смонтировать около сотни автопаркингов.
А ведь что такое бесконтрольный поток наличных денег за стихийные парковки? Коррупция в чистом виде! Вице-мэр Виктор Долженков на наш вопрос, почему он не поднимает тему коррупции под крышей "Алматы паркинг", ответил буквально следующее:
- Это не моя проблема. Моя проблема - это метро, пассажирский транспорт, строительство развязок, дольщики. Мне работы хватает. Я у себя в подразделениях борюсь с коррупцией - в горархитектуре, в департаменте ГАСК. Есть еще один замакима, который отвечает за паркинги, - Аскар СМАНКУЛОВ.
Обратившись за комментарием к г-ну Сманкулову, мы услышали:
- Ой, это не я курирую! Обращайтесь к Сейдуманову. Это он курирует.
Заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ тоже несказанно удивился:
- Я не знаю такую компанию ("Алматы паркинг". - Р.Б.), - сказал он. - В первый раз об этом слышу.
- А кто курирует этот вопрос?
- Строительством паркингов занимается Долженков.
- Речь идет не о строительстве паркингов, а о компании, чьи сотрудники взимают плату за парковку автомобилей на улицах города.
- Я к этому никакого отношения не имею. Имел бы - все бы рассказал. У меня тоже к ним есть много вопросов.
- На наш взгляд, действия этих людей можно расценить как коррупционное преступление.
- И аким тоже так считает. Он уже несколько раз давал необходимые поручения по данному вопросу.
- А кому он давал это поручение?
- Я уже не помню... Если бы я курировал этот вопрос, то уже давно с ними разобрался бы и навел порядок. Я считаю, что нельзя собирать деньги с водителей за парковку. Если установлены специальные аппараты, как за рубежом, - тогда плати. А так...
Пока заместители акима переводят стрелки друг на друга, "синие жилеты" продолжают требовать дань с водителей. И, судя по всему, так будет продолжаться еще долго. То, что ГКП "Алматы паркинг" "пропал" из поля зрения акимата и попал в бесконтрольную зону, - наверняка чья-то заслуга. Видимо, эти же силы тормозят строительство паркингов. Ведь если их возведут в достаточном количестве - какая кормушка исчезнет! |