NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 07:40 ast
05:40 msk

Рухлядь на колесах
Пассажиры вагонов на казахстанских железных дорогах рискуют жизнью каждую секунду. Билет в такое "средство передвижения" равен ставке при игре в "русскую рулетку"
04.11.2008 / скандалы

Филипп Прокудин, "Караван", 31 октября

Пассажиры вагонов на казахстанских железных дорогах рискуют жизнью каждую секунду. Билет в такое "средство передвижения" равен ставке при игре в "русскую рулетку". Эксперт по железнодорожным катастрофам Руслан Иваницкий не первый год пытается объяснить руководству "Казахстан темир жолы", чем опасна эксплуатация когда-то надежных, но уже отслуживших свой срок вагонов.

Опасно для жизни

Первый звонок прозвенел четыре года назад. Тогда к Руслану Иваницкому, профессору Казахской академии транспорта и коммуникаций, эксперту по расследованию происшествий на железной дороге, обратился директор Алматинского вагоноремонтного завода (АВЗ) по срочному делу - в 20 вагонах производства ГДР был найден, казалось бы, мелкий, но встревоживший многих специалистов дефект.

Вообще, большая часть пассажирских вагонов, используемых в бывшем Советском Союзе, была произведена в несуществующей уже Германской Демократической Республике на предприятии Wagonbau Ammendorf. У вагонов, весьма неплохих для своего времени, есть одна особенность - компрессорный агрегат кондиционера, который обеспечивает пассажиров прохладным воздухом, крепится под вагоном на трубчатой подвесной раме.

Завод-изготовитель давал общую гарантию на вагон - 28 лет, а на отдельные элементы конструкции - меньшие сроки. (В частности, резиновые амортизаторы на креплениях рамы полагалось менять раз в 5 лет. Стоит ли говорить о том, что все сроки эксплуатации, установленные разработчиками, давно вышли?) Но большая часть парка вагонов в Казахстане - именно эти старые, отжившие свой срок эксплуатации гэдээровские вагоны.

Работники АВЗ заметили, что на некоторых вагонах трубы, держащие почти полутонный компрессорный агрегат, дали трещину. Именно об этом и информировал директор завода эксперта по железнодорожным катастрофам. Руководитель предприятия не без основания полагал, что если рама разрушится, когда вагон будет на ходу, и кондиционер рухнет под колеса состава, то авария просто неизбежна.

Ремонту не подлежит

- Я немедленно связался с предприятием, которое могло бы оказать помощь в этом случае, с руководством машиностроительного завода имени Кирова. Главный инженер собрал ведущих специалистов, я отдал им чертежи устройства, - рассказывает Руслан Иваницкий. - Специалисты завода провели анализ состояния рам на вагонах, установили, что разрушения произошли из-за усталости металла - вследствие длительного воздействия напряжений и деформаций. Не в последнюю очередь и по причине старения резины на амортизаторах рамы - подвеска рамы просто перестала выполнять свои функции, утратила упругость, что также привело к разрушениям.

Инженеры завода пришли к выводу, что разрушения не могут быть устранены путем ремонта, и провели полную конструкторскую и технологическую проработку модернизации подвески кондиционера. Другими словами, объяснили, почему трещины на раме нельзя просто латать и как можно заменить этот узел.

- Мы не только проработали чертежи, но и продумали программу испытаний. Ведь мы сохранили лабораторию, в которой можно воспроизвести все реальные вибрационные и ударные нагрузки, - говорит главный инженер машиностроительного завода имени Кирова Виктор Ушаков. - Но в конечном итоге руководство национальной железнодорожной компании почему-то никак не отреагировало на наши предложения.

- Руководство АО "НК КТЖ" предпочло промолчать в ответ, сделать вид, что проблемы не существует, - подтверждает слова коллеги Руслан Иваницкий.

Послушали, ужаснулись и забыли?

Несмотря на отсутствие заинтересованности со стороны "Казахстан темир жолы", Руслан Иваницкий не оставил попыток привлечь внимание его руководства к проблеме. Так, в октябре этого года он выступил с докладом на эту тему на форуме "Наука и инновации на железнодорожном транспорте". Открывал мероприятие первый вице-президент "НК КТЖ" Кадыл Таласпеков.

- У меня сложилось впечатление, что он (Кадыл Таласпеков) и не подозревал об этой проблеме, он выглядел изумленным, но прокомментировал ситуацию только следующим образом: "Но до сих пор ведь не упало?!", - говорит Руслан Иваницкий. - Тут пришла моя очередь изумиться: инженер-железнодорожник, доктор технических наук, и говорит такое! Он проконсультировался у заместителя директора Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Сергея Барбарича, который был гостем на форуме. Тот подтвердил, что да, такая проблема существует, и ее решение, предложенное казахстанскими специалистами, представляется ему очень разумным.

Но реакции не последовало и после форума. Ни одно должностное лицо не обратилось ни к Руслану Иваницкому, ни к специалистам завода имени Кирова.

Крушение составов - вопрос времени

Тем временем за прошедшие годы на вагоноремонтный завод все чаще стали приходить вагоны с треснувшими рамами под кондиционер. Рабочие сняли с вагонов уже десятки (!) таких узлов. Но сотни вагонов этой же конструкции все еще продолжают ходить по железным дорогам страны - никто не знает, в каком состоянии у них подвесные рамы.

- Если компрессор кондиционера, висящий на раме, попадет под колеса поезда, то крушение всего состава неизбежно, - утверждает Руслан Иваницкий. - Я не сгущаю краски, это реальная ситуация. Эксплуатировать вагоны с такими повреждениями категорически запрещено Правилами технической эксплуатации железных дорог Республики Казахстан. По этой причине на вагоноремонтных заводах их просто демонтируют, то есть снимают и раму, и сам кондиционер. Тем самым пассажиров купейных вагонов обрекают на страдания от жары, хотя плату за билет с них исправно взимают, как за вагон с комфортными условиями. Это обман потребителей!

- Но самое главное, повторюсь, - это безопасность, - подчеркивает Руслан Иваницкий. - То, что крушения пассажирского состава не произошло до сих пор, - это случайность, везение! Появление в таком количестве усталостных трещин в несущих конструкциях подвески кондиционера говорит о том, что на любом вагоне возможно появление таких трещин, и если своевременно не заменить рамы, то падение тяжелого кондиционера под колеса состава - это вопрос времени. А этого времени остается все меньше, законов физики ни одним циркуляром не отменишь…

Маленький, но важный штрих - цена вопроса. 150 тысяч тенге для одного вагона. Столько стоит безопасность пассажиров.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Студенты не одобрили идеи акима 28.11.2008
Восточное гостеприимство 28.11.2008
Аппарат вредных продуктов 27.11.2008
Братишка, ты попал! 27.11.2008
Мина замедленного действия 27.11.2008
Кредитная подстава 27.11.2008
Отменено заочное решение суда о признании деятельности "Алматыжер" незаконной 26.11.2008
Железнодорожный скандал набирает обороты 25.11.2008
"В КазНМУ с 2000 по 2007 годы проходили обучение лидеры и активисты "Хизб-ут-Тахрир" 24.11.2008
70 пассажирских автобусов не пускают в Алматы 24.11.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz