NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Среда 26.06.2019 15:06 ast
12:06 msk

В пролете
Протест бортпроводников против авиакомпании "Эйр Астана" поддержали пилоты национального авиаперевозчика
23.02.2009 / скандалы

Виктор БУРДИН, "Время", 21 февраля

В день выхода публикации "Air Astana там правит бал" (см. "Время" от 17.2.2009 г.) в редакцию пришел председатель Федерации профсоюзов авиационных работников Казахстана Шмидт САБИРОВ (на снимке). Он считает: если стюарды национального авиаперевозчика только сейчас столкнулись с реальной угрозой массовых увольнений, то казахстанских летчиков в "Эйр Астане" давно держат в черном теле - их не увольняют, но и не дают заработать, предпочитая нашим асам иностранцев.

- Официально "Эйр Астана" не сотрудничает с нашей федерацией - руководство компании было изначально против этого. Но летчики авиакомпании постоянно обращаются к нам, и мы их консультируем. Я в свое время помогал создавать профсоюзную организацию летчиков в самой "Эйр Астане". Очень многих пилотов знаю лично. Так вот, практически ни один их звонок не обходится без жалоб на авиакомпанию.

- И на что жалуются?

- 7-я статья Трудового кодекса РК гласит: " Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, физических недостатков, расы, национальности, языка...". Так вот, авиакомпания грубо нарушает эту норму, приглашая на работу иностранных пилотов, в то время как наши спецы очень часто сидят на земле. Об этом летчики "Эйр Астаны" написали коллективную жалобу в нашу федерацию.

Минимальная (так называемая санитарная) норма налета для пилота - 100 часов в месяц. Но многие из наших пилотов летают по 30-40 часов. А все потому, что авиакомпания набрала непомерно много иностранцев (в некоторые месяцы на бортах "Эйр Астаны" их число достигает 70, 80 и даже 100 человек), из которых только единицы успевают налетать сточасовую норму. Остальные - лишь 20-30 часов в месяц. Но если казахстанские летчики фактически получают столько денег, сколько часов налетали (у них, конечно, есть фиксированный оклад, но он гораздо меньше сдельной оплаты, и если пилот заболел или по каким-то причинам не мог летать, его зарплата в конце месяца будет минимальной), то иностранцы получают фиксированный оклад, не зависящий от часов налета.

- Насколько отличаются заработки наших и "импортных" пилотов?

- Точные зарплаты иностранцев строго засекречены. Но приблизительные цифры мы знаем. За месяц летчик-неказахстанец получает 10-15 тыс. долларов, а наш в лучшем случае - $5 тысяч. А какой иностранец у нас будет работать за $5 тысяч?! Плюс к этому иностранцу оплачивают суточные, гостиницу, питание, транспорт. То есть наш командир экипажа "стоит" гораздо дешевле, чем второй пилот из Малайзии, Бразилии или Испании, который летает под его командой!

- Шмидт Омарович, авиакомпания покупает новую технику, только в 2008 году было закуплено несколько новых "Эйрбасов". Может, наши просто на них не могут летать?

- Согласен, на "Эйрбасах" пока нужны иностранцы, но не в таких количествах, как сейчас. А для управления "Боингами-757/767" наши летчики вполне годятся. Однако, по моим данным, только за первые 3 месяца прошлого года за "Боингами" было закреплено 28 иностранных летчиков. Зачем? Даже если предположить, что им платят по минимуму (10 тысяч долларов в месяц), то за первый квартал года объем затрат авиакомпании только на них мог составить около миллиона долларов. При этом прибыль "Эйр Астаны" за весь 2008 год - 11,6 миллиона долларов.

- И все-таки, может быть, у нас специалисты не того уровня?

- Наши авиаторы еще с советских времен всегда были на высоте. Многие из них сейчас работают в России, Индии, Шри-Ланке, арабских странах, Африке. Я был недавно в ОАЭ - там только в одной авиакомпании на "Боинге-737" летают казахстанцы ДАЯНОВ, БЫКОВ, ЦАПЛИН, МИХАЙЛОВ, ТРОНЯГИН. Почему? Потому что их дискриминируют дома!

- А как, по вашим данным, подготовлены иностранцы?

- Единственное преимущество иностранца - он владеет английским языком. И это очень удобная отговорка "Эйр Астаны" - мол, наши плохо "спикают". Да ничего подобного! У нас действует программа по внедрению английского языка. Необходимо, чтобы пилоты владели им до 4-го уровня, как требует Европа. И в Казахстане поставлена цель - достичь этого к марту 2011 года. Правда, и тут не обошлось без подвоха: летчики сомневаются, что у ирландской компании, приглашенной для обучения наших пилотов языку, есть сертификат для проведения тестирования в соответствии с требованиями IКАО (Международной организации гражданской авиации. - В.Б.).

Кстати, по нашим нормам запрещено брать на работу заграничных летчиков старше 60 лет. Но нередко руководство авиакомпании на этом настаивает. И берут!

Конечно, плюсы у "Эйр Астаны" есть: многие службы они перевели на европейский стандарт, закупается западная техника. Но если в 80-х годах мы в Казахстане перевозили в год 9 миллионов пассажиров, то сейчас хвалимся двумя миллионами…

Я убежден: часть топ-менеджмента "Эйр Астаны" должна оставаться иностранной, чтобы довести компанию до лучших западных стандартов. Скажем, президент авиакомпании Питер ФОСТЕР - это специалист. А вот его помощники… Вице-президент по организации полетов американец Том НИКОЛС, к примеру, в 2005 году начинал в "Эйр Астане" простым пилотом. Летчики не понимают, за какие заслуги он из простого пилота превратился в топ-менеджера. Я говорю об этом потому, что в авиации прошел все звенья, включая командные должности, и знаю, что это такое.

- А куда смотрят Минтранском и его подразделение - Комитет гражданской авиации?

- Вы же знаете, как создавалась "Эйр Астана". Тогда авиакомпанию "Эйр Казахстан", в которой я работал, искусственно обанкротили - самые лучшие рейсы передали "Эйр Астане"…

- Шмидт Омарович, зачем авиакомпания набирает иностранцев, если свои высококлассные специалисты дома сидят?

- Если бы я имел возможность набирать персонал, я бы тоже в первую очередь пригласил на работу своих друзей и знакомых, у которых дела идут не очень хорошо.

- А почему наши пилоты молчат?

- Специалисту - даже самому опытному - могут отомстить, придравшись к чему угодно, начиная с задержки рейса. Начальники отрядов - чаще всего иностранцы, они могут просто указать на пилота пальцем и сказать: ты не профессионал! И потом от этой репутации он уже не отмоется. Вспомните, что случилось с единственной в Казахстане женщиной-пилотом Тоты АМИРОВОЙ, которую в 2005 году авиакомпания незаконно уволила.

В конце концов, она вернулась в "Эйр Астану" и снова доказала свой профессионализм, но ценой долгих судебных разбирательств. Не у всех ее коллег-мужчин хватит на это мужества…

А между тем

В распоряжении редакции оказались распечатки документа о летной нагрузке пилотов "Эйр Астаны". В 2008 году при годовой санитарной норме налета в 1000 часов из 77 иностранцев, летающих на "Эйрбасе-320", ее выполнили только четверо. На 77 человек количество часов за год составило 18520 - или всего 240 часов на человека! То есть в месяц - 20 часов. В пять раз ниже нормы. А зарплата, напомним, им идет фиксированная.

Нам удалось поговорить с казахстанскими пилотами "Эйр Астаны". Свои имена они согласились назвать только на условии их неразглашения.

- У нас с иностранцами разные контракты, мы по-разному устраиваемся на работу, - говорит один из летчиков член профсоюза летного состава "Эйр Астаны" Ермек (имена собеседников изменены по их просьбе. - В. Б.). - Иностранные пилоты не являются штатными работниками авиакомпании. Они, скорее, арендованы на время. Независимо от часов налета у них стабильный оклад. Сейчас мы в профсоюзе летного состава "Эйр Астаны" обсуждаем проект коллективного договора с авиакомпанией. Надеюсь, после его заключения ситуация изменится к лучшему.

- Зарплаты иностранцев держат в большой тайне, - говорит коллега Ермека Семен. - Но мы летаем вместе, общаемся, живем в одних гостиницах, поэтому шила в мешке не утаишь. Все знают, что иностранные летчики получают от 10 тыс. долларов и выше, что авиакомпания полностью оплачивает им проживание. Наши опытные летчики получают в лучшем случае 5-6 тысяч долларов, а вторые пилоты - $2-3 тысячи. Но сейчас кризис: загрузка рейсов падает. И даже страшно представить, что будет с нами дальше.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Раскол в атырауском финполе 27.02.2009
Мажилисмен Токпакбаев в своем запросе требует уголовного преследования неугодных ему людей 27.02.2009
Беспрецедентный скандал с участием финансовых полицейских Астаны получает неожиданный оборот 26.02.2009
Родина слышит, родина знает 26.02.2009
Дольщики АО "Серт" - властям: Хотите пожар? Получите! 26.02.2009
В бой идут одни академики 25.02.2009
Банк-клиент: процент непонимания 25.02.2009
Ни конца ни края 23.02.2009
В пролете 23.02.2009
Жители Шымкента возмущены действиями фирмы "Нур-Арыстан", владеющей инженерными сетями части города 20.02.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.06.19 Среда
93. БАЛАХМЕТОВ Кажахмет
73. МАНСУРОВ Зулхаир
71. АШИКБАЕВ Булат
69. СЕРИКБАЕВ Аманкул
68. УАЙС Ержан
63. КЫДЫРБЕКОВ Адил
60. БЫКЫБАЕВ Ермек
58. АТАГАЗИЕВА Бактыгуль
58. ТЕМИРХАНОВА Карлыгаш
56. КАРКИНБАЕВ Галым
55. МАЛДЫБАЕВ Сабит
52. АХМЕТЖАНОВ Саян
52. ТУЛЕПОВ Нариман
50. АКЧУРИН Айсултан
50. АШИМБЕТОВ Нуржан
...>>>
27.06.19 Четверг
66. ИБРАЕВ Камза
61. СЕРКЕБАЕВ Байгали
58. ЧЕЛЬПЕКОВ Балабай
52. АХМЕТОВ Аскар
52. САБИТОВ Идель
51. РЕШЕТНЕВ Андрей
50. АСАМБАЕВ Валихан
50. КУШЕГОВ Сергей
48. БАКАУОВ Булат
47. КАЛАБАЕВ Батырбек
42. ХОДЖАЕВ Рустам
41. ЖУРЕБЕКОВ Мурат
39. ЖЫЛКАЙДАРОВ Биржан
...>>>
28.06.19 Пятница
77. АБДУЛЛАЕВ Калык
64. НИГМАТУЛИН Аргын
63. КАН Георгий
62. БЕГАЛИЕВ Аскар
62. ДУЙСЕМБАЕВ Махамбет
62. ЖАМИШЕВ Болат
61. САРМАН Байшылык
58. РЫСПАНОВ Нурлан
57. АБИЛЬДАЕВ Ерлан
56. ДЖАКИШЕВ Мухтар
55. СМАИЛОВ Аскар
54. ЧЕУСОВ Павел
49. КОПЕНОВ Едил
44. ОСПАНОВ Айдар
43. АЛИМОВ Ермек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz