Виктор БУРДИН, "Время", 21 февраля
В день выхода публикации "Air Astana там правит бал" (см. "Время" от 17.2.2009 г.) в редакцию пришел председатель Федерации профсоюзов авиационных работников Казахстана Шмидт САБИРОВ (на снимке). Он считает: если стюарды национального авиаперевозчика только сейчас столкнулись с реальной угрозой массовых увольнений, то казахстанских летчиков в "Эйр Астане" давно держат в черном теле - их не увольняют, но и не дают заработать, предпочитая нашим асам иностранцев.
- Официально "Эйр Астана" не сотрудничает с нашей федерацией - руководство компании было изначально против этого. Но летчики авиакомпании постоянно обращаются к нам, и мы их консультируем. Я в свое время помогал создавать профсоюзную организацию летчиков в самой "Эйр Астане". Очень многих пилотов знаю лично. Так вот, практически ни один их звонок не обходится без жалоб на авиакомпанию.
- И на что жалуются?
- 7-я статья Трудового кодекса РК гласит: " Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, физических недостатков, расы, национальности, языка...". Так вот, авиакомпания грубо нарушает эту норму, приглашая на работу иностранных пилотов, в то время как наши спецы очень часто сидят на земле. Об этом летчики "Эйр Астаны" написали коллективную жалобу в нашу федерацию.
Минимальная (так называемая санитарная) норма налета для пилота - 100 часов в месяц. Но многие из наших пилотов летают по 30-40 часов. А все потому, что авиакомпания набрала непомерно много иностранцев (в некоторые месяцы на бортах "Эйр Астаны" их число достигает 70, 80 и даже 100 человек), из которых только единицы успевают налетать сточасовую норму. Остальные - лишь 20-30 часов в месяц. Но если казахстанские летчики фактически получают столько денег, сколько часов налетали (у них, конечно, есть фиксированный оклад, но он гораздо меньше сдельной оплаты, и если пилот заболел или по каким-то причинам не мог летать, его зарплата в конце месяца будет минимальной), то иностранцы получают фиксированный оклад, не зависящий от часов налета.
- Насколько отличаются заработки наших и "импортных" пилотов?
- Точные зарплаты иностранцев строго засекречены. Но приблизительные цифры мы знаем. За месяц летчик-неказахстанец получает 10-15 тыс. долларов, а наш в лучшем случае - $5 тысяч. А какой иностранец у нас будет работать за $5 тысяч?! Плюс к этому иностранцу оплачивают суточные, гостиницу, питание, транспорт. То есть наш командир экипажа "стоит" гораздо дешевле, чем второй пилот из Малайзии, Бразилии или Испании, который летает под его командой!
- Шмидт Омарович, авиакомпания покупает новую технику, только в 2008 году было закуплено несколько новых "Эйрбасов". Может, наши просто на них не могут летать?
- Согласен, на "Эйрбасах" пока нужны иностранцы, но не в таких количествах, как сейчас. А для управления "Боингами-757/767" наши летчики вполне годятся. Однако, по моим данным, только за первые 3 месяца прошлого года за "Боингами" было закреплено 28 иностранных летчиков. Зачем? Даже если предположить, что им платят по минимуму (10 тысяч долларов в месяц), то за первый квартал года объем затрат авиакомпании только на них мог составить около миллиона долларов. При этом прибыль "Эйр Астаны" за весь 2008 год - 11,6 миллиона долларов.
- И все-таки, может быть, у нас специалисты не того уровня?
- Наши авиаторы еще с советских времен всегда были на высоте. Многие из них сейчас работают в России, Индии, Шри-Ланке, арабских странах, Африке. Я был недавно в ОАЭ - там только в одной авиакомпании на "Боинге-737" летают казахстанцы ДАЯНОВ, БЫКОВ, ЦАПЛИН, МИХАЙЛОВ, ТРОНЯГИН. Почему? Потому что их дискриминируют дома!
- А как, по вашим данным, подготовлены иностранцы?
- Единственное преимущество иностранца - он владеет английским языком. И это очень удобная отговорка "Эйр Астаны" - мол, наши плохо "спикают". Да ничего подобного! У нас действует программа по внедрению английского языка. Необходимо, чтобы пилоты владели им до 4-го уровня, как требует Европа. И в Казахстане поставлена цель - достичь этого к марту 2011 года. Правда, и тут не обошлось без подвоха: летчики сомневаются, что у ирландской компании, приглашенной для обучения наших пилотов языку, есть сертификат для проведения тестирования в соответствии с требованиями IКАО (Международной организации гражданской авиации. - В.Б.).
Кстати, по нашим нормам запрещено брать на работу заграничных летчиков старше 60 лет. Но нередко руководство авиакомпании на этом настаивает. И берут!
Конечно, плюсы у "Эйр Астаны" есть: многие службы они перевели на европейский стандарт, закупается западная техника. Но если в 80-х годах мы в Казахстане перевозили в год 9 миллионов пассажиров, то сейчас хвалимся двумя миллионами…
Я убежден: часть топ-менеджмента "Эйр Астаны" должна оставаться иностранной, чтобы довести компанию до лучших западных стандартов. Скажем, президент авиакомпании Питер ФОСТЕР - это специалист. А вот его помощники… Вице-президент по организации полетов американец Том НИКОЛС, к примеру, в 2005 году начинал в "Эйр Астане" простым пилотом. Летчики не понимают, за какие заслуги он из простого пилота превратился в топ-менеджера. Я говорю об этом потому, что в авиации прошел все звенья, включая командные должности, и знаю, что это такое.
- А куда смотрят Минтранском и его подразделение - Комитет гражданской авиации?
- Вы же знаете, как создавалась "Эйр Астана". Тогда авиакомпанию "Эйр Казахстан", в которой я работал, искусственно обанкротили - самые лучшие рейсы передали "Эйр Астане"…
- Шмидт Омарович, зачем авиакомпания набирает иностранцев, если свои высококлассные специалисты дома сидят?
- Если бы я имел возможность набирать персонал, я бы тоже в первую очередь пригласил на работу своих друзей и знакомых, у которых дела идут не очень хорошо.
- А почему наши пилоты молчат?
- Специалисту - даже самому опытному - могут отомстить, придравшись к чему угодно, начиная с задержки рейса. Начальники отрядов - чаще всего иностранцы, они могут просто указать на пилота пальцем и сказать: ты не профессионал! И потом от этой репутации он уже не отмоется. Вспомните, что случилось с единственной в Казахстане женщиной-пилотом Тоты АМИРОВОЙ, которую в 2005 году авиакомпания незаконно уволила.
В конце концов, она вернулась в "Эйр Астану" и снова доказала свой профессионализм, но ценой долгих судебных разбирательств. Не у всех ее коллег-мужчин хватит на это мужества…
А между тем
В распоряжении редакции оказались распечатки документа о летной нагрузке пилотов "Эйр Астаны". В 2008 году при годовой санитарной норме налета в 1000 часов из 77 иностранцев, летающих на "Эйрбасе-320", ее выполнили только четверо. На 77 человек количество часов за год составило 18520 - или всего 240 часов на человека! То есть в месяц - 20 часов. В пять раз ниже нормы. А зарплата, напомним, им идет фиксированная.
Нам удалось поговорить с казахстанскими пилотами "Эйр Астаны". Свои имена они согласились назвать только на условии их неразглашения.
- У нас с иностранцами разные контракты, мы по-разному устраиваемся на работу, - говорит один из летчиков член профсоюза летного состава "Эйр Астаны" Ермек (имена собеседников изменены по их просьбе. - В. Б.). - Иностранные пилоты не являются штатными работниками авиакомпании. Они, скорее, арендованы на время. Независимо от часов налета у них стабильный оклад. Сейчас мы в профсоюзе летного состава "Эйр Астаны" обсуждаем проект коллективного договора с авиакомпанией. Надеюсь, после его заключения ситуация изменится к лучшему.
- Зарплаты иностранцев держат в большой тайне, - говорит коллега Ермека Семен. - Но мы летаем вместе, общаемся, живем в одних гостиницах, поэтому шила в мешке не утаишь. Все знают, что иностранные летчики получают от 10 тыс. долларов и выше, что авиакомпания полностью оплачивает им проживание. Наши опытные летчики получают в лучшем случае 5-6 тысяч долларов, а вторые пилоты - $2-3 тысячи. Но сейчас кризис: загрузка рейсов падает. И даже страшно представить, что будет с нами дальше. |