Гульмира Кунапия, "Бизнес и власть", 8 мая
Представители нескольких казахстанских компаний фактически обвиняют налоговые органы и финполицию в вымогательстве и просят защиты у Президента.
"В ходе проверок и камерального контроля налоговыми органами выявляются сделки с предприятиями, руководители которых по приговору суда осуждены за лжепредпринимательство. На этом основании все контрагенты такого предприятия подпадают под ответственность за свои взаиморасчеты с данной организацией, произведенные 2-3 года назад", - говорится в распространенном 5 мая обращении бизнесменов к Нурсултану Назарбаеву.
"Реально совершенные сделки с лжепредприятиями, вне зависимости от представляемых в ходе проверок и судебных разбирательств доказательств, вопреки фактам и здравому смыслу признаются фиктивными, - заявляют авторы обращения. - Налоговые органы и суды при рассмотрении споров сплошь и рядом применяют нормы Налогового кодекса, принятые намного позже совершения сделок, безосновательно придавая им обратную силу. Подобные незаконные и несправедливые действия государственных органов создают благоприятную среду для развития коррупции. Не секрет, что большинство проблем, связанных с уплатой налогов, можно решить за деньги".
Финпол не смог оперативно предоставить "&" свои комментарии.
Председатель Налогового комитета Минфина Даулет Ергожин в беседе с "&" отметил, что у налоговых органов нет полномочий вести уголовные дела - они могут только проводить проверки, констатируя факт уплаты налогов или уклонения от них. "Решение о том, что та или иная компания - лжепредприятие, выносит суд, который совместно с правоохранительным органом изучает все сделки и признает их фиктивными. Но если хоть одна сделка реальная, суд должен переквалифицировать данное деяние по другой статье - уклонение от уплаты налогов", - пояснил г-н Ергожин. После того как решение суда вступает в законную силу, фискалы обязаны его исполнить, неисполнение решения суда карается по закону, поэтому обвинять Налоговый комитет в неправомерности действий - это то же самое, что заниматься рукоприкладством в отношении судоисполнителя, добавил он.
Однако сами уголовные суды не столь объективны, считает директор Национального института финансового и налогового права Евгений Порохов. "Когда рассматривается уголовное дело, суд не особо задумывается о том, чем может быть чревато вынесение приговора, - сказал он "&". - Поэтому когда судьи в приговоре перечисляют всех контрагентов, они косвенным образом, неумышленно влияют на их дальнейшую судьбу. Суды должны четко указывать, имела сделка место или нет".
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Серик Туржанов отмечает, что ситуацию усугубляет и постановление Верховного суда (ВС), которое не позволяет принимать от налогоплательщиков доказательства правомерности сделок. "Хорошо, если суммы небольшие, но мы сталкиваемся с примерами, когда предприниматель получает доначисление на сумму 300 млн тенге. Он просто становится банкротом, и таких компаний тысячи", - рассказал он "&".
Как разъяснил г-н Порохов, это постановление ВС противоречит нормам Конституции и законодательства. "Если уголовный суд не признал конкретные предприятия соучастниками, вину лжепредприятия нельзя распространять на всех работавших с ним контрагентов", - уверен он.
По словам г-на Туржанова, выход из ситуации можно найти в том случае, если соответствующие госорганы будут признавать незаконными лишь отдельные сделки и перестанут повально облагать доначисленными налогами и штрафами компании, которые по неведению проводили реальные операции с лжебизнесменами.
В этом отношении Налоговый комитет уже проводит законотворческую работу, сообщил г-н Ергожин. Согласно предлагаемым группой госорганов изменениям в Уголовный кодекс, пояснил он, статья 192 делится на две части: первая предусматривает ответственность, если все сделки признаны судом как ненаправленные на извлечение предпринимательской выгоды, а вторая - если совершались определенные незаконные сделки или выписывались незаконные счета-фактуры. "На мой взгляд, скорейшее принятие таких поправок позволит минимизировать как само количество лжепредприятий, так и урон, наносимый их присутствием на рынке", - полагает г-н Ергожин.
"Выявить лжепредпринимателя при сегодняшней системе налогового контроля - не самое сложное. Другое дело, что эти лжепредприниматели, возможно, пользуются чьей-то поддержкой, а за них отдуваются добросовестные бизнесмены",- говорит г-н Туржанов, добавляя, что кроме Президента предпринимателей в этом вопросе никто не поддержит.
Обнаружить "вирус" лжепредпринимательства на ранних стадиях очень тяжело, возражает г-н Ергожин. "Мы начали применять методы их вычисления через информационные системы, плоды такой работы уже есть. В части превентивных мер мы будем подходить более скрупулезно", - пообещал он. Чиновник напомнил, что в свое время существовала "черная база", которая сейчас работает не в полной мере. Налоговые службы собираются ее реанимировать на законодательном уровне. Суть ее в том, чтобы лица, ранее замеченные в лжепредпринимательстве, попадали в список и при создании новой компании находились под наблюдением налоговых органов.
Г-н Ергожин отмечает, что статистика по лжепредпринимателям растет не из-за увеличения их числа, а из-за повышения раскрываемости налоговых преступлений. По данным фискалов, на конец 2005 года органы налоговой службы располагали сведениями в отношении 85 недобросовестных субъектов, в 2008 году - 376 субъектов. На 1 апреля 2009 года обнаружено 395 лжепредприятий, установлено почти 10 000 их контрагентов.
Бизнесмены должны помнить, что для государства сейчас важно повысить собираемость налогов и увеличить внутренние финансовые источники пополнения бюджета, говорит "&" директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Все эти процессы, продолжает он, не оторваны от существующего тренда, а этот тренд таков, что государство будет более жестко регулировать все сферы казахстанской экономики, в том числе и деятельность МСБ.
По его прогнозам, вряд ли глава государства примет какое-то решение по опубликованному обращению, потому что сегодня все, что касается деятельности МСБ, сконцентрировано в руках правительства. "И в лучшем случае это обращение попадет на стол премьер-министра, а в худшем - его направят в какое-нибудь ведомство или министерство, отвечающее в целом за развитие МСБ", - полагает г-н Сатпаев.
По словам политолога, когда не хватает денег, государство пытается через силовые структуры увеличить собираемость поступлений в бюджет. Поэтому бизнесмены попали в эту "мясорубку" не только в результате борьбы с лжепредпринимательством, но и потому, что в целом в Казахстане изменилась политика по отношению к бизнесу, она стала более жесткой и требовательной, считает он.
Проблема МСБ в том, полагает г-н Сатпаев, что его представители в течение долгого времени не позиционировали себя в качестве серьезных игроков и в период экономического расцвета Казахстана были удовлетворены существующими правилами, не предъявляли никаких претензий, пытаясь подстраиваться. "Теперь же, когда над МСБ нависли угрозы и предприниматели пытаются сопротивляться, оказывается, что с их мнением никто не считается, - говорит политолог. - Сейчас самый мощный финансовый ресурс находится в руках государства, и бизнесу, хочет он того или нет, придется надеяться только на власть". А рассчитывать на господдержку в условиях Казахстана означает попадать в зависимость и принимать правила игры, резюмировал эксперт.
Справка
С обращением к Президенту выступили представители компаний АО "Издательский дом "Кезен", ТОО "Лодия", ТОО "Норд-Гарант", ИП "Елиманов С", ТОО "ПВП "Сервис-Внедрение", ИП "Дружков В.В.Н.", ТОО "Петропавловский автоучкомбинат", ТОО "Азимут-Сервис", ТОО TERRA-NORD, ТОО "Агро-М-Холдинг", ТОО "Калипсо", ТОО "ЛивКос Север", ТОО "Nord Агро Партнер" и другие. |