www.seychas.com.ua, 15 декабря
В детективной истории с самолетом Ил-76, на борту которого находится 35 тонн контрабандных боеприпасов, нашлись украинский и российский следы. Выяснилось, что злосчастный самолет вылетел из Киева, а черный груз принадлежит оружейному контрабандисту, россиянину Виктору Буту.
Ил-76 (бортовой номер 4L-AWA) с контрабандным оружием на борту тайские правоохранители задержали 12 декабря в аэропорту Дон-Мыанг в Бангкоке. Самолет следовал из Пхеньяна (КНДР), а в Бангкоке приземлился для дозаправки.
На борту Ил-76 нашли 35 тонн вооружений
Официально на судне числилось оборудование для бурения нефтяных скважин. Но при досмотре выяснилось, что на борту переносные зенитно-ракетные комплексы, гранаты к противотанковым гранатометам, боеприпасы к стрелковому оружию и минометам. Общий вес вооружений 35 тонн.
После шести часов допроса командир экипажа Михаил Петухов рассказал, что самолет следовал по маршруту Киев-Пхеньян-Киев. Груз на борт загрузили в Северной Корее. Кто его владелец, он не знает. Команда считала, что перевозит оборудование для бурения нефтяных скважин и об оружии узнала от тайских инспекторов.
На самолет тайские власти вышли по наводке спецслужб.
Запутанный след лайнера
О том, что с грузом Ил-76 не все чисто, стало понятно в первый же день после задержания. В СМИ поступала крайне противоречивая информация о том, кому принадлежит самолет, откуда вылетел и по какому маршруту следует. Спустя четыре дня выяснилось, что в оружейном скандале замешаны, как минимум, Украина, Грузия, Казахстан и Россия. Традиционно, страны открещиваются от дурно пахнущего рейса.
По информации дипломатической миссии Казахстана в Таиланде, задержанный Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia. Он арендован новозеландской компанией SP TRAITING, LTD для перевозки грузов. Раньше самолет принадлежал Астане, но в октябре 2009 года его продали Тбилиси.
В Грузии заявление Казахстана опровергли и перевели все стрелки на Украину. Грузинский перевозчик передал в аренду этот самолет некой украинской авиакомпании, парировал руководитель Единой транспортной администрации Грузии Георгий Бокучава.
В Киеве не столь категоричны, но какую-либо связь с грузом и самолетом отрицают. Действительно, задержанный Ил-76 был в Украине, заявил министр иностранных дел Петр Порошенко. "Самолет прилетел в Гостомель (аэропорт "Антонов", находится в 25 км от Киева. - "СЕЙЧАС") 13 октября без груза и 8 декабря вылетел без груза. В Украине Ил-76 исключительно заправлялся", - уточнил Порошенко.
Факт аренды грузинского самолета украинскими авиакомпаниями не подтвердился, добавил первый заместитель министерства транспорта и связи Василий Шевченко.
Информация о том, кому принадлежит самолет, неоднократно появлялись и опровергались. От этого надежды на обнародование имени владельца оружия таяли на глазах. Однако оказалось, что в истории с Ил-76 не все так безнадежно.
След ведет к Буту
Сотрудники авторитетного Стокгольмского института исследования проблем мира, которые анализирую рынок оружия и расходы на вооружения считают, что к контрабанде на Ил-76 причастен гражданин Российской Федерации Виктор Бут, который полтора года находится в таиландской тюрьме по запросу США за контрабанду оружия.
Последним зарегистрированным владельцем лайнера была компания Beibars (Казахстан), связанная с именем сербского нелегального торговца оружием Томислава Дамняновича, рассуждает сотрудник университета Хью Гриффитс.
До этого самолет был зарегистрирован на три компании, которые США считают подконтрольными Буту.
По мнению Гриффитса, Ил-76 грузинской компании Air West продали специально. Во-первых, чтобы подправить репутацию лайнера. Сделать видимость, что у самолета новый хозяин, хотя на деле Ил-76 используют структуры Бута.
Во-вторых, грузинская регистрация играет на руку контрабандистам. Евросоюз запретил рейсы грузовых самолетов, зарегистрированных в Казахстане, считает Гриффитс.
В кого будет стрелять оружие?
Во время допроса экипаж признался, что груз на борту самолета должны были частично разгрузить в аэропорту Шри-Ланки, а окончательно - в аэропорту одной из стран Ближнего Востока. Точно назвать конечный пункт разгрузки оружия, пилоты отказались, сославшись, что подробности выложат на суде.
По данным Гриффитса, предыдущие владельцы Ил-76 перевозили оружие в Либерию, Сьерру-Леоне, Конго, Сомали, Судан и Чад. Однако военный обозреватель газеты "Коммерсантъ" (Россия) Иван Коновалов считает, что груз с Ил-76 предназначался повстанческой армии Йемена.
С 2004 года в стране идут бои между шиитскими повстанцами и йеменскими правительственными войсками. Сторонников действующего президента страны Али Абдуллы Салеха поддерживает Саудовская Аравия. Шиитов вооружает Тегеран, который сотрудничает с Северной Кореей, например, в области создания баллистических ракет, указал Коновалов.
Вояж с Ил-76 возможно связан с тем, что флот Саудовской Аравии организовал блокаду побережья Йемена. Поэтому Тегеран не может снабжать повстанцев-шиитов оружием по морю и суше, а только по воздуху. Повстанцы контролируют несколько аэродромов, способных принимать самолеты класса Ил-76.
В Северной Корее решили окончательно испортить свою репутацию контрабандой оружия из-за того, что Совбез ООН 12 июня 2009 года ужесточил против КНДР санкции: запретил ввоз и вывоз оружия из страны и разрешил досмотр всех подозрительных судов, идущих в КНДР и обратно.
Наемные рабочие
Больше всего в этой истории беспокоит судьба экипажа. По законам Таиланда, им угрожает пожизненное заключение, поскольку пилоты нарушили законы о хранении оружия. "Они совершили два преступления: первое, что не сообщили инспекторам об оружии на борту, второе - что они это оружие перевозили", - приводит Xinhua слова премьер-министра королевства Абхисита Веджадживы.
Команда Ил-76 состоит из пяти человек: командир Петухов является гражданином Беларуси, остальные члены экипажа - Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков и Ильяс Исаков - граждане Казахстана.
В Казахстане пообещали не оставлять своих людей в беде, поскольку пилоты "выполняли свою работу". А в Беларуси заявили, что на борту Ил-76 нет граждан их государства. |