Аскар ТУЛЕГЕНОВ, "Око", 29 января
Уже две недели электронную систему государственных закупок в стране лихорадит. С 1 января государственные закупки по методу ценовых предложений по всей республике обязательны только через централизованный веб-портал. А он… не справляется. Сотни тысяч предпринимателей и предприятий не могут получить государственный заказ. Как в этой неразберихе распределяются бюджетные деньги - непонятно.
Первой на эту проблему обратила внимание газета "Время". В статье "Закупок - NET" 20 января наши коллеги опубликовали жалобы десятков предпринимателей на невозможность оформления заявки через централизованный веб-портал. Журналисты дозвонились до руководителей портала. Те признали, что "зависание сайта было связано с заменой оборудования… В связи с резко возросшим наплывом посетителей… Причем мы заранее предупреждали наших пользователей, что такие проблемы могут возникнуть".
Проблемы не просто возникли, но и продолжаются. Мы обзвонили знакомых предпринимателей, постоянно участвующих в закупках. Их ответы практически одинаковы - электронная система работает плохо.
- Нашли на веб-портале выгодные потенциальные заказы, - рассказывает директор столичной фирмы Марат Канафин. - Как раз по профилю нашего предприятия на общую сумму в несколько миллионов тенге. Но нашу электронную заявку портал не принимает, требует внесения новых банковских реквизитов. Какие новые? Мы только недавно получили ключ доступа в ЦОНе. Стали разбираться, выяснилось, что Нацбанк действительно требует от всех организаций замены счетов, но срок замены - до 7 июня. В офисе специально держим системного администратора, вызывали лучшего программиста в городе, но справиться с порталом так и не смогли. Звонили потенциальным заказчикам, но те разводят руками - ничего сделать не можем, заявки принимаются только в электронном виде и только через портал. Короче, заказы пропали. Ведь срок подачи заявки - 5 дней.
Мы в редакции попробовали проверить слова бизнесмена. Заходим на веб-портал. Действительно, оформить заявку не получается. Портал рекомендует обратиться за консультацией в департамент технической поддержки. Обращаемся. И начинается длительная (уже несколько дней) переписка, напоминающая разговор слепого с глухим. Нам пишут: попробуйте нажать такую-то кнопочку, пробуем - не получается. Пишем снова. Нам отвечают: теперь попробуйте кликнуть на такую-то ссылку. Пробуем. С таким же безнадежным успехом. Дозвониться до департамента тоже невозможно - постоянно занято.
Итак, случилось то, что должно было случиться. Минфин усиленно, больше года, рекламировал систему электронных закупок. Разработал и добился, чтобы Правительство внесло соответствующие поправки в Закон "О государственных закупках", а Парламент их принял. При этом аргументы руководства Минфина звучали очень красиво и правдоподобно - об экономии бюджетных средств, об усилении прозрачности, об уменьшении коррупции и т.д. и т.п. Все купились. Робкие трезвые голоса затерялись в общем одобряющем хоре.
А ведь стоило к ним прислушаться - оппоненты Минфина говорили и про общую низкую компьютерную грамотность предпринимателей, особенно в селах и малых городах, о недостаточной технической оснащенности нашего малого бизнеса, о сомнительной компетенции тех, кто эту электронную систему лоббирует.
Возможно, система электронных закупок - действительно правильный, магистральный путь развития. Но очень важно, как внедрять новшество. Разве обязательно при этом "ломать дрова"? Если уж лоббируете, так потрудитесь сделать все как следует. В декабре минувшего года на одном из совещаний в Правительстве министр финансов Болат Жамишев заявил: "Если подводить итоги (года - прим. редакции), то следует сказать, что в целом не выполнена большая часть соглашений, которая была подписана, и по итогам 11 месяцев текущего года количество заказчиков, получивших доступ на право проведения электронных государственных закупок, составляет 18 341".
Другими словами, министр признался, что большинство заказчиков в стране менее чем за месяц до старта обязательных электронных закупок не готово к ним. Что тогда говорить о потенциальных поставщиках? Как опытный управленец, министр не мог не понимать, что произойдет сразу после новогодних праздников. Но никаких видимых для страны мер не принял.
Помнится, пару лет назад Президент поручил снять с должности начальника столичной коммунальной службы за то, что Астану замело снегом, а тот в это время отсиживался дома. Тут замело электронным закупочным бураном всю страну, и никто не отвечает.
А ведь такие "подарки" от Минфина страна получает не в первый раз. Помните, два года назад Минфин внес поправки в таможенное законодательство, обязав всех импортеров при пересечении границы предъявлять оригиналы сопроводительных документов. Все грузы на границах моментально встали. По той простой причине, что в зарубежных странах оригиналы сопроводительных документов для прохождения границы не выдаются. Примерно в то же время Минфин изобрел еще одно новшество - новые акцизные марки на алкоголь. Марки еще не напечатали, а запрет на продажу алкоголя ввели. Снова тысячи жалоб от возмущенных предпринимателей.
Никто не подсчитал, какой урон экономике страны нанесли эти действия Минфина. Правда, тогдашнего министра Наталью Коржову освободили от должности. Но спустя несколько месяцев Наталья Артемовна благополучно вернулась в родное ведомство на очень высокий пост ответственного секретаря.
Предпринимателям страны еще повезло, что по новым поправкам в закон национальные компании были выведены из-под его действия и теперь проводят закупки по своим правилам, без централизованного веб-портала с его беспорядками. Но хорошего тоже мало. Чтобы проследить, что и как закупают нацкомпании, предпринимателям приходится мониторить все их сайты. Только в ФНБ "Самрук-Казына" предприятий около 400! Ноги сломаешь, пока доберешься до нужной информации. Благо появилась газета "Тендер КЗ" - приложение к "Казахстанской правде", где ежедневно публикуется довольно обширная информация о тендерах, проводимых крупными компаниями. Но закупки по ценовым предложениям в нацкомпаниях по-прежнему отслеживать тяжело.
Подведем итоги. Система закупок в стране действует плохо. Что делать? Изобретать велосипед не надо. Еще пять лет назад Всемирный банк дал рекомендацию нашему Правительству извещать о всех закупках через один печатный орган. Информация о закупках может дублироваться где угодно - в других СМИ, на сайтах, порталах и т.п., но вся она должна быть сконцентрирована в одной газете. Чтобы все участники процесса закупок знали, где ее найти.
У нас был такой печатный орган - "Бюллетень государственных закупок". Минфин благополучно похоронил его. Что ж, никогда не поздно исправить ошибку. Можно, например, определить таким печатным органом тот же "Тендер КЗ". Хотя бы на переходный период. Пока страна не достигнет компьютерной зрелости, а чиновники Минфина не научатся разрабатывать хорошие законы и внедрять новшества.
P. S. Когда эта статья уже была готова к печати, позвонил директор столичной фирмы Марат Канафин и радостно сообщил, что электронная система заработала. Надолго ли? |