Ксения ЕВДОКИМЕНКО, "Время", 18 февраля
Театры страны пали жертвой борьбы с коррупцией. Все спектакли, запланированные на 2010 год, находятся под угрозой срыва или отодвигаются на неопределенные сроки. В алматинском Театре имени Лермонтова появилось даже новое и крайне обидное выражение: "А пошел ты на сайт!". Имеется в виду интернет-сайт, на котором размещается информация о государственных закупках.
С первого января театры стали жить по новому закону о госзакупках. Теперь все свои заявки на приобретение любых товаров они обязаны размещать на соответствующем интернет-ресурсе и ждать, когда в битву за заказ вступят не менее двух поставщиков, чтобы выбрать оптимальную цену.
- Оказывается, - говорит Рубен АНДРИАСЯН, главный режиссер Театра им. Лермонтова, - главные растратчики государственных средств - это театры, школы, библиотеки и полиция. На крупные госкорпорации, которые ворочают миллиардами, этот закон не распространяется. Видимо, там в отличие от сферы культуры все честные.
Между тем заявки у театров такие затейливые, что потенциальные поставщики впадают в ступор. Например, срочно нужно тридцать сантиметров кружев для костюма королевы. Или полтора метра бархата. Не заказывать же целый костюм, если в театре есть пошивочный цех. А ведь есть еще и так называемый исходящий реквизит - то, что по сюжету должно быть съедено, выпито или разбито на сцене. Скажем, пятьдесят граммов сыра, левая куриная ножка или чайная чашка. Их тоже надо покупать через электронные торги.
Раньше жили проще - ехал человек из театра на барахолку и закупал всю мелочевку, так как это было гораздо дешевле, чем в магазинах. Перед спектаклем в соседний гастроном делегировался ответственный сотрудник, который приобретал там эту самую левую ножку, ежась под взглядом продавца. А теперь…
- Не будет у нас 8 апреля в театре премьеры по Чехову. Потому что мы до сих пор не можем ничего купить для спектакля. Наша заявка висит на сайте, но желающих вступить с нами в деловые отношения нет - мы просто не стоим усилий поставщиков. Но ставить что-то надо, ведь из-за затянувшегося ремонта мы и так в долгу перед зрителями. Вот я и занимаюсь анекдотическими вещами - подбираю пьесы с тем расчетом, чтобы можно было одеть артистов в уже имеющиеся костюмы, а существующие декорации легко переделать и перекрасить. Впервые в жизни мой репертуарный поиск идет по такому принципу. Может быть, власти будут последовательны, наберутся политической воли и прикроют все театры и библиотеки как наиболее склонные к коррупции госучреждения. Это будет гуманнее, чем душить нас электронной удавкой.
- Наконец-то вас научат экономии...
- В театре полно проблем, но директор даже перестал проводить планерки и давать задания, потому что это бесполезно - цеха все равно стоят. Я вот читаю в наших газетах: тут пропало восемь миллиардов, там недосчитались десяти - и нормально! Зато как все боятся, что особо ловкие деятели культуры наживутся на сотню-другую казенных денег. Здесь единственный выход - наплевать на закон, но я не хочу толкать своего директора на должностное преступление.
Нынешние театральные страдания, как говорится, из той же оперы, что и история с балеринами, которые должны танцевать на сцене до достижения пенсионного возраста, потому что их приравняли к другим трудящимся женщинам страны. У нас же во власти сидят сплошь убежденные рыночники. Для них театр - это не храм Мельпомены, как думают некоторые отсталые режиссеры и актеры, а обычное госпредприятие со всеми вытекающими тендерными обязательствами.
Так что пусть думают, как купить пучок перьев и при этом не нанести ущерб бюджету государства! |